- Стресс в профессиональной деятельности: причины возникновения
- Стресс в профессиональной деятельности: виды и стадии
- Основные провокаторы трудового стресса
- Воздействие стресса на тело и психику: негатив и позитив
- Как справиться с профессиональным стрессом
- Профилактические меры
- Профессиональный стресс
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
- Стадии и виды профессионального стресса
- Провокаторы стресса на рабочем месте
- Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
- Признаки развития хронического «рабочего» стресса
- Эффективные методики борьбы со стрессом
- Физические упражнения
- Распределение задач
- Проведение четких граней между работой и отдыхом
- Фокус на положительном
- Контроль над ситуацией и эмоциями
- Устранение отвлекающих факторов
- Выбор правильного режима питания
- Исключение мнительности
- Расстановка приоритетов
- Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
- Выводы
Стресс в профессиональной деятельности: причины возникновения
Профессиональный стресс – представляет собой напряжённое состояние человека на работе, которое развивается под действием разных негативных факторов, непосредственно связанных с трудовым процессом.
Какие причины провоцируют развитие профессионального стресса, какую опасность для психологического и физического здоровья он несёт, а также методы борьбы и предотвращения – обо всём этом поговорим дальше.
Стресс в профессиональной деятельности: виды и стадии
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
С трудовым стрессом ежедневно сталкивается огромное количество работников. Сильнее всего ему подвержены обладатели чувствительной нервной системы, эмпатичные и психологически неустойчивые личности. Стрессоустойчивым сотрудникам живётся гораздо проще, только их процент не такой уж и высокий.
Профессиональный стресс – это стресс, возникающий вследствие сложных ситуаций, касающихся выполняемой трудовой деятельности. Если дословно переводить термин с английского языка, получим «нажим, напряжение». Указанные явления выступают следствием длительного воздействия серьёзных эмоционально-отрицательных факторов.
В психологии выделяют 3 вида трудового стресса:
- Эмоциональный. Причины его появления – разного рода конфликтные ситуации. Такой стресс задействует внутренние переживания человека, чувства обиды, вины, несправедливости и гнева, возникшие из-за проблем в коллективе.
- Информационный. К нему приводят слишком большие интеллектуальные нагрузки, перегруженность либо недостаток информации, необходимость соблюдать строгие временные рамки. Информационному стрессу наиболее подвержены чересчур ответственные люди.
- Коммуникативный. Его причины: недопонимания с коллегами, начальством, неумение справляться с манипуляциями, занимать правильную позицию в коллективе, коммуникативная агрессия.
Кроме видов профессионального стресса есть также 3 его стадии:
- Тревога – является крайне негативным фактором, она провоцирует чувство страха, усиливает тревожность, приводит к резкому увеличению психического напряжения.
- Сопротивление – на этой стадии организм включается в борьбу, стремясь преодолеть проблему. Человек адаптируется к нездоровой обстановке, привыкает к ней и в результате полностью погружается в стрессовое состояние.
- Истощение – развивается, если отсутствуют попытки изменить ситуацию на предыдущих стадиях. Стресс становится хроническим, он постепенно приводит к истощению ресурсов организма, вызывает нарушения здоровья, часто – даже опасные патологии.
Важно! Распространённое последствие стресса на работе – профессиональное выгорание.
Основные провокаторы трудового стресса
Спровоцировать стресс на рабочем месте могут разные факторы. Обычно они касаются:
- непосредственно трудового процесса (речь идёт о плохих условиях работы, высокой вредности труда/наличия риска для здоровья или даже жизни сотрудника, не комфортный режим работы, острая нехватка времени на выполнение важных задач, перегруженность или недостаток информации, слишком активная или, наоборот, монотонная деятельность т.д.);
- нездорового микроклимата в коллективе (натянутые отношения с сослуживцами, начальством, наличие частых конфликтов, «трудные» подчинённые и т.д.);
- с профессией (необходимость быть ответственным за других людей, неопределённые должностные обязанности, завышенные требования к сотруднику и т.д.);
- с продвижением по карьерной лестнице (стремительный карьерный рост либо его отсутствие, непонятная перспектива, невозможность повышать квалификацию и тому подобные);
- с заработной платой – если она очень низкая, работодатель постоянно задерживает выплаты, отсутствует социальное обеспечение;
- с личными особенностями человека (низкой степенью стрессоустойчивости, нехваткой профессиональных навыков и т.д.).
Если регулярно имеют место как минимум один из обозначенных факторов (и тем более, когда их несколько) – постепенно у работника возрастает неудовлетворённость трудовым процессом, что приводит к снижению рабочей продуктивности, ухудшению психологического и физического здоровья.
Важно! Трудовые стрессы провоцируют болезни сердца и сосудов, эмоциональное выгорание и ухудшение хронических болезней. Люди буквально «сгорают» на работе.
Воздействие стресса на тело и психику: негатив и позитив
Может прозвучать странно, но есть мнение, что стресс на рабочем месте действует положительно – якобы, он повышает продуктивность выполняемой деятельности.
Однако здесь сразу следует оговориться – речь идёт о первой стадии состояния, на которой организм ещё полон сил, тогда стресс действительно может взбодрить, стимулировать работать лучше. Но всё, как говорится, хорошо в пределах разумного: когда профессиональный стресс затягивается, переходит на вторую и третью стадии – без негативных последствий уже не обойтись. Напряжение имеет как физиологические, так и психо-эмоциональные последствия. Давайте рассмотрим обе категории более подробно.
Из психологических изменений выделяют такие симптомы:
- трудовой процесс начинает тяготить, исчезает удовлетворение от работы;
- человек сталкивается с сильной усталостью в течение рабочих часов;
- ухудшается концентрация внимания, память из-за чего в работе постоянно совершаются ошибки;
- исчезает позитивный настрой, чувство юмора;
- нередко мучают мигрени;
- становятся хуже отношения с коллегами, членами семьи;
- возникает раздражительность, агрессия;
- цели больше не видятся чёткими, утрачиваются жизненные ориентиры;
- возникает состояние апатии, депрессивные расстройства.
Что касается физических последствий, то они ещё более пугающие:
- в разы возрастает вероятность сердечно-сосудистого заболевания;
- происходит снижение иммунной защиты, человек начинает чаще болеть простудными и вирусными недугами;
- возникают нарушения сна: бессонница, повышенная сонливость, ночные кошмары;
- заметно ухудшается состояние волос и кожи;
- появляются боли в спине;
- возможны значимые изменения веса: резкое похудение или набор лишних килограммов;
- страдает пищеварительный тракт: возникают боли в желудке, гастриты, тошнота, рвота, язвенная болезнь;
- попадает под влияние и нервная система: повышается тревожность, развиваются психические расстройства, панические атаки и т.д.
Данный перечень может быть продолжен и другими неприятными последствиями. Не зря же психологи приходят к выводу, что причины всех физических недугов кроются в нашей голове. А связь негативных эмоций и болезней изучает наука психосоматика.
Как справиться с профессиональным стрессом
В психологии считается, что для избавления от трудового стресса важен комплексный подход, когда задействуются и ликвидируются психологические и физические аспекты стресса. Какие же шаги по борьбе со стрессом возможны?
- Важно взять на себя полную ответственность за своё здоровье и самочувствие. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильно питаться здоровыми продуктами, достаточно отдыхать, спать не менее 8 часов за ночь в нужные часы (ложиться не позже 23), практиковать регулярную физическую активность, которая вам по душе (йога, спортзал, бассейн и т.д.).
- Работать над собой: развивать свои умения, навыки, учиться правильно распределять время и планировать работу так, чтобы не возникало перегрузок и спешки (сначала выполнять более важные задачи и цели, малозначительные оставляя на потом). Не перегружать себя обязанностями, учиться делегировать работу коллегам и подопечным, прекратить делать много дел сразу.
- Налаживать микроклимат в коллективе, предупреждать конфликтные ситуации. Если же это не представляется возможным – стоит задуматься о смене места работы.
- Развивать профессиональную компетентность.
- Предупреждать трудовое утомление: чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, регулярно делать рабочие перерывы, не трудиться без выходных.
- Фокусировать внимание на положительных моментах. Негатива и так хватает в жизни, чтобы постоянно о нём думать – тогда весь мир будет видеться в тёмных цветах. Жизненно важно учиться вырабатывать позитивное мышление, ведь своими мыслями мы создаём свою реальность. Концентрируйтесь не на том негативном, что случилось с вами в течение рабочего дня, а поставьте в приоритет позитивные происшествия, даже если это были незначительные мелочи.
Важно! Позитивное мышление – надёжный метод борьбы со стрессом.
Профилактические меры
Можно устранять последствия рабочего стресса, а можно постараться не допустить его появления. Для этого запомните следующие советы:
- всегда ищите дело «по душе», а не только ради денег, если оно не вызывает у вас внутреннего отклика;
- не делайте работу единственным смыслом своей жизни, даже если она любимая. Пусть кроме неё у вас будет любимое хобби, так же не забывайте уделять время близким и друзьям;
- берегите себя: заботьтесь о своём физическом и психическом здоровье;
- развивайте гибкость в общении с коллегами и начальством, учитесь снижать степень внутреннего напряжения;
- повышайте самооценку, улучшайте свои профессиональные способности, растите как специалист;
- не пытайтесь найти в работе счастье или спасение – она представляет собой только часть полноценной жизни;
- проявляйте открытость миру, развивайте оптимистичное мышление – и тогда вы, скорее всего, никогда не узнаете, что такое выгорание на работе!
Источник
Профессиональный стресс
Из Википедии — свободной энциклопедии
Профессиональный стресс (трудовой стресс) (от англ. stress — «напряжение, давление, нагрузка») — состояние напряжения работника, которое возникает под воздействием эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, вызванных профессиональной деятельностью. Профессиональный стресс связан с конкретной профессией, однако есть общие характеристики данного феномена.
Рассматриваемое нами состояние представляет собой более широкое понятие, в отличие от термина «рабочий стресс». Профессиональный стресс — это функциональное состояние работающего человека, порождаемое совокупностью различных факторов, а не только процессом выполнения рабочих задач. Профессиональный стресс зависит также от внутрисубъективных особенностей, эргатической системы, а также структуры организации, в которой работает субъект труда.
Отличием профессионального стресса от физиологического является то, что стресс профессиональный представляет собой результат осознания субъектом деятельности ответственности за результат действий, событий, но невозможность их полного контроля и управления ими. [1]
Профессиональный стресс влияет на работоспособность и здоровье работника, а как следствие и на производительность и качество его труда. Как и любой вид стресса, профессиональный стресс имеет как физиологические, так и психологические особенности проявления и развития. [2]
Профессиональный стресс предполагает состояние субъекта труда, при котором происходит мобилизация ресурсов с целью преодоления трудностей и проблем в профессиональной деятельности.
Исследователи разделяют стресс на эустресс (продуктивный стресс, состояние адекватной мобилизации ресурсов, «операциональная напряжённость») и дистресс (деструктивный стресс, «эмоциональная напряжённость»). Данная классификация выделяется на основе достигнутых результатов при преодолении затруднений. Продуктивный стресс, характеризуется мотивацией «на дело», подразумевает активизацию процессов мышления и памяти, самосознания, что ведёт к преодолению возникших препятствий. Деструктивный стресс характеризуется так называемой мотивацией «на себя», выраженной эмоциональностью и преобладанием мотива самореализации, самоутверждения. [3] При дистрессе работник не в состоянии обеспечить продуктивную и безошибочную работу. Частое повторение состояния дистресса влечет негативные последствия для здоровья субъекта труда.
Источник
Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
Предпринимательскую деятельность сравнивают с американскими горками. Бизнесменам приходится преодолевать крутые виражи, испытывая поочередные резкие взлеты и падения. Неизменный спутник таких «аттракционов» — профессиональный стресс. Постоянные чувства тревоги, напряжения, неудовлетворенности снижают эффективность рабочего процесса, сказываются на здоровье. Избежать неприятных последствий помогут действенные методы борьбы со стрессом.
Стадии и виды профессионального стресса
Большая часть людей регулярно испытывает стресс на рабочем месте. В первую очередь под удар попадают лица с соответствующими склонностями. В силу индивидуально-психологических особенностей они очень восприимчивы, остро реагируют на критику, проблемы, конфликты. В безопасной зоне – сотрудники, обладающие стрессоустойчивостью, которых гораздо меньше.
Профессиональный стресс – феномен, проявляющийся в психофизиологических реакциях на сложные ситуации, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью. В переводе с английского термин обозначает напряжение, нажим. Данные явления – следствие длительного интенсивного влияния экстремальных, эмоционально-отрицательных факторов.
Различают несколько видов рабочего стресса:
- эмоциональный. Вытекает из всевозможных конфликтных ситуаций. Связан с личными переживаниями, чувствами обиды, гнева, вины, несправедливости, вызванными противоречиями в коллективе. Сопровождается разрушением ценностей, личностных убеждений относительно профессии, должности, неудовлетворенностью результатами деятельности;
- коммуникативный. Становится отражением проблем в деловых отношениях. Причиной служат трудности в общении с коллегами, неумение находить правильный подход, противостоять манипулированию, коммуникативной агрессии;
- информационный. Появляется вследствие высоких умственных нагрузок, строгих временных рамок для выполнения задач, информационной перегруженности или недостатка информации. Стрессовый синдром усиливается повышенной мерой ответственности.
Подобное состояние граничит между здоровьем и болезнью. Оно включает два компонента – стресс-фактор и стресс-реакцию. Первый подразумевает внешний источник воздействия, второй – неспецифический ответ. По сути стресс-фактор активирует негативные реакции. В ответ мобилизуются физиологические системы, помогающие организму приспособиться к новым условиям.
Согласно одной из концепций, стрессовое состояние развивается в трех стадиях:
- Тревога. Неблагоприятный фактор, воздействующий на организм, вызывает ощущение страха, тревоги. В результате стремительно возрастает психическое напряжение, достигая пика.
- Сопротивление. Начинается борьба. Запуская внутренние силы, организм пытается бороться с негативным воздействием. Происходит адаптация, приспосабливание к меняющейся действительности. Наступает привыкание, порождающее полное погружение в стресс.
- Истощение. При отсутствии необходимых мер состояние переходит в хроническое. Истощаются ресурсы организма, что выливается в проблемы со здоровьем, нередко приводит к серьезным заболеваниям.
Под влиянием стрессовых факторов происходят физические, эмоциональные изменения. Меняются мысли, поведение, самочувствие. Проблема зачастую тесно взаимосвязана с последующим профессиональным выгоранием, потерей мотивации.
Провокаторы стресса на рабочем месте
Стрессовый синдром – результат воздействия внешних стимулов (стрессоров). Рассмотрим основные стрессоры, распространенные в предпринимательстве:
- коммуникация. Сфера «человек-человек» считается наиболее стрессовой. Взаимодействие с коллективом, общение с клиентами и партнерами требует особых навыков, немалых усилий, правильного подхода. Напряжение растет из-за необходимости управления персоналом, «трудных» подчиненных, «проблемных» покупателей, критики со стороны сотрудников;
- завышенные требования. Нереальные ожидания, многозадачность, противоречивые задания, чрезмерно высокий перечень требований снижают эффективность труда, создавая стрессовые ситуации;
- неверная расстановка приоритетов. Пожертвование стратегически важными вопросами в пользу краткосрочных задач усложняет процесс достижения цели, вызывает дальнейшее неудовлетворение результатами;
- нехватка времени. Работа в условиях острых временных ограничений – не лучший способ выполнить задачу качественно. Многие компании проводят тренинги по тайм-менеджменту, обучающие сотрудников эффективно использовать рабочее время. Однако постоянная спешка и боязнь не успеть непременно развивает стрессовый синдром;
- высокая ответственность. Предпринимательство связано с высокими финансовыми рисками, что повышает напряжение;
- недостаточные доходы. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли. Неудовлетворенность заработком ухудшает настроение, бьет по самооценке;
- некомфортные условия труда. Неудобное рабочее место, плохая оснащенность офисного помещения, долгое пребывание за компьютером также относятся к стресс-факторам;
- перенасыщенный рабочий график. Высокие нагрузки, критически быстрый рабочий темп сильно истощают внутренние ресурсы. Без должного отдыха организм быстро доходит до критической точки, подвергается стрессу;
- монотонность работы. Иногда к стрессовому состоянию приводит слишком рутинная деятельность. Страдают активные специалисты, не переносящие однообразность.
Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
По поводу вреда стресса нередко разворачиваются споры. Некоторые утверждают: в напряженном состоянии сотрудники работают на порядок эффективнее. О положительном воздействии стресс-факторов можно говорить на первой стадии развития синдрома, когда есть вероятность, что организм встряхнется, приободрится, получит стимул к работе, мобилизует силы для преодоления трудностей.
Важна именно ситуативность этого влияния. Стресс – защитная реакция на напряжение. Он ограждает от нервного срыва, носит предупреждающий характер. Однако все полезно в меру. Постоянное пребывание в таком состоянии однозначно чревато негативными последствиями.
Последствия профессионального стресса проявляются в эмоциональной и физиологической сфере. Стресс-факторы приводят к изменениям в поведении, вызывая целый спектр отрицательных проявлений:
- размываются цели;
- теряются жизненные ориентиры;
- ухудшаются взаимоотношения с коллективом, семьей;
- не уходит ощущение раздражительности;
- становится заметной излишняя вспыльчивость;
- развивается апатия, депрессия.
Еще опаснее последствия, касающиеся здоровья:
- существенно увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний;
- сдают позиции защитные силы организма, снижается иммунитет;
- страдают кожа, волосы;
- возникают боли в спине;
- нарушается сон;
- происходят нежелательные изменения в центральной нервной системе;
- наблюдается резкая потеря или избыточный набор веса;
- нарушается работоспособность пищеварительной системы, развиваются язвы.
Приведенный список далеко не полный. Не зря существует мнение, что все проблемы в голове. В большинстве случаев природа болезней объясняется психосоматикой.
Признаки развития хронического «рабочего» стресса
Накапливаясь в организме, синдром отражается в различных негативных признаках. Предупредить проблему можно, распознав первые «тревожные звоночки»:
- работа становится в тягость, не вызывает удовольствия;
- теряется чувство юмора;
- возникают частые головные боли;
- в течение рабочего дня быстро появляется усталость;
- снижается способность сконцентрироваться, сосредоточиться, улетучиваются мысли;
- заметно ухудшается память;
- рассеивается внимание;
- в рабочем процессе часто допускаются ошибки.
Степень реагирования на внешние раздражители определяется чувствительностью к различным воздействиям, психофизиологической конституцией, особенностями эмоционально-волевой стороны. Чтобы защититься от стрессоров, нужно вырабатывать стрессоустойчивость. Для этого следует воспитывать в себе полезные качества, формировать самообладание, приучаться к дисциплинированности и организованности, стремиться преодолевать препятствия. Важна настойчивость, умение принимать решения, рационально осмысливать собственные поступки.
Эффективные методики борьбы со стрессом
Профилактика стресса позволяет свести к минимуму риск проявления неблагоприятных признаков. На первоначальной стадии, когда организм едва заметил угрозу, можно достаточно легко справиться с ситуацией и избежать опасности. Следует задействовать различные методики, устраняющие психологические и физиологические аспекты стресса. Лучше использовать их комплексно.
Физические упражнения
Включите в повседневный график посильные физические нагрузки – бег, единоборство, фитнес, езду на велосипеде, прогулки на свежем воздухе, йогу. При нехватке времени подойдет и обычная пятиминутная зарядка. Главное – поддерживать тело в тонусе, не давать ему погрязнуть в окружающих стресс-факторах.
Любые тренировки дают своеобразный заряд эндорфинов, приносят ощущение умиротворенности и спокойствия, отдаляя от источников стрессового состояния. Не сутультесь и не опускайте взгляд: смотрите на трудности прямо и уверенно, дыша полной грудью.
Распределение задач
Основная проблема предпринимателей – привычка брать на себя слишком много задач. Чрезмерная ответственность, огромный список дел приводят к снижению результативности труда, отрицательно сказываются на эмоциональном, физическом состоянии.
По возможности нанимайте помощников, перекладывая на них часть заданий:
- менеджера по работе с клиентами;
- бухгалтера;
- специалиста по контент-маркетингу.
При правильной постановке задач, привлечение дополнительного персонала позитивно влияет на общую динамику развития компании.
Проведение четких граней между работой и отдыхом
Изнуряясь, организм теряет продуктивность и не позволяет выполнять рабочие задачи на 100%. Необходимо четко разграничить время для работы, сна и отдыха. Предотвратить падение производительности помогают передышки на протяжении дня.
В недостатке здорового, полноценного сна кроется львиная доля проблем, провоцирующих стрессовый синдром. Чтобы спокойно засыпать, старайтесь не заниматься рабочими процессами допоздна. Полезно выполнять перед сном специальную дыхательную гимнастику, слушать расслабляющую музыку, медитировать, настраиваясь на положительный лад. Для нормального функционирования организма и сохранения работоспособности нужно спать минимум 8 часов. В крайнем случае – не менее 6. На ночь и в выходные отключайте телефон.
Фокус на положительном
Сосредотачиваясь на отрицательных факторах, мы смотрим на мир сквозь «черные» очки, не замечаем цветов. Острые замечания, критика, срыв переговоров, необоснованные претензии клиентов – не стоит реагировать на это слишком остро. Постоянное прокручивание нежелательных событий дня образует негативное мышление, затягивает в состояние стрессовой напряженности. В результате появляется привычка ожидать угрозы с каждого угла.
Боритесь с подобным явлением, вырабатывайте навык позитивного мышления. Мысли формируют реальность. В конце дня подводите итоги, думайте о хорошем. Психологи советуют вести дневник позитива, регулярно записывая на бумаге несколько положительных событий, произошедших сегодня. Данный подход помогает перевести фокус в обратную сторону, сформировать новый взгляд, стать счастливее и оградиться от всевозможных стрессоров.
Контроль над ситуацией и эмоциями
В предпринимательстве важна максимальная собранность, самодисциплина, организованность. Будьте ответственны за ситуацию, берите инициативу. Однако не перегибайте палку: излишнее самобичевание в случае ошибок вредит общему делу, углубляет стрессовый синдром.
Найдите золотую середину между позицией жертвы (перекладывание вины на других) и чувством гиперответственности. Периодические неудачи в бизнесе – нормальное явление. Некоторые неприятные ситуации происходят независимо от предпринимателя. Не принимайте все ошибки на собственный счет.
Контролируйте эмоции самовнушением, жизнеутверждающими фразами. Пробуйте реагировать на раздражители спокойно. В порыве выразить резко негативные эмоции, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов. Заметив начинающийся приступ паники, выполните легкий акупунктурный массаж.
Устранение отвлекающих факторов
В течение дня деловым людям поступают бесконечные потоки электронных писем, sms, сообщений из мессенджеров, телефонных звонков. Зачастую это раздражает, отвлекает от работы. Составьте личный план и реагируйте на отвлекающие факторы в соответствии с определенными критериями. Например, отвечайте на письма в порядке важности посланий, занимайтесь сообщениями в конкретно отведенные часы. Отличный вариант – воспользоваться специальными приложениями для сортировки писем.
Выбор правильного режима питания
Неправильное питание создает серьезную дополнительную нагрузку на системы организма, увеличивает чувствительность к стресс-факторам. Диетологи рекомендуют отказаться от вредных «офисных» привычек в виде фаст-фуда, множества тонизирующих напитков (энергетики, кофе, чай). Желательно включать в рацион свежие овощи, фрукты, каши, белковые продукты. Планируйте меню на день заранее. Главное правило – сбалансированное дробное питание без огромных перерывов между приемами пищи.
Исключение мнительности
Оглядка на чужое мнение – причина постоянных расстройств по мелочам, невозможности сосредоточиться на работе. Вечные размышления о вероятной оценке со стороны неминуемо подвергают организм стрессу. Концентрируйтесь на рабочих задачах, не отвлекаясь на посторонние мысли. Это рецепт высоких результатов, становящихся предметом восхищения у окружающих.
Расстановка приоритетов
С целью продуктивного выполнения задач сортируйте их согласно матрице Эйзенхауэра:
- Стратегически важные, срочные дела, не терпящие отлагательств – неотложные переговоры с партнерами, технические сбои в системе сайта интернет-магазина, актуальные сегодня нововведения, неотложные проблемы с ключевыми клиентами.
- Важные, не срочные задачи – оценка результатов, планирование новых проектов, перспектив, налаживание отношений с покупателями.
- Срочные, не важные дела – телефонные звонки, совещания, ответы на письма, работа с документами, планерки с подчиненными.
- Несрочные, неважные задачи. Обычная рутинная работа, отвлекающие мелочи.
Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
Признав явное наличие стрессового синдрома, приступайте к незамедлительным действиям:
- выявите источник проблемы;
- определите характер негативных чувств – гнев, растерянность, раздражение, досада;
- проанализируйте плюсы/минусы ситуации;
- выберите эффективные методы преодоления проблемы, позволяющие снять напряжение;
- пропишите задачи в блокноте;
- регулярно контролируйте результаты.
Иногда бывает сложно справиться со сложившимися обстоятельствами самостоятельно. В таких случаях целесообразнее обратиться к психологу.
Выводы
Профессиональный стресс – серьезное препятствие на пути к достижению целей. Не позволяйте ему овладеть вами. Научитесь быстро успокаиваться, смотреть на ситуацию под новым углом. Достойное противостояние стресс-факторам позволит не поддаваться трудностям и достичь желаемых успехов в предпринимательской деятельности.
Источник