Профессиональные стрессы у педагогов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
статья

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».

Скачать:

Вложение Размер
ped.chteniya_2019_ponomarevasmirnova.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 «Аленький цветочек»

муниципального образования города Саяногорска

От компетентного педагога к новому качеству образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Пономарева Татьяна Александровна,

Смирнова Любовь Елизаровна

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».

Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и конечно образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного напряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов именно у педагогов. Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов ещё в 1926г. писал в своей книге «Личность и профессия»: Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актёре и т.д., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаём их в жизни при первой встрече с ними. Другими словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Что же происходит с человеком во время стресса? Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» — гипоталамус, откуда в течение долей секунды, она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» — адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

К основным признакам негативного стресса относятся:

1) Физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);

2) Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушение памяти и концентрация внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);

3) Поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему собственному облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных состояний со временем могут усилиться и привести к серьёзным заболеваниям. К причинам возникновения стрессовых ситуаций относятся:

  1. Неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
  2. Конфликт с начальником или коллегами;
  3. Недостаточная квалификация;
  4. Чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  5. Слишком высокая ответственность.

Профессия педагога ДОО является одной из наиболее деформирующих личность педагога. Развитию профессиональных деформаций личности педагога способствует и авторитарная позиция воспитателя. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определённой мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен чётко управлять детским коллективом.

Педагогу обязательно необходимо научиться распознавать у себя признаки стресса и его симптомы. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Как помочь себе? Как разобраться в самом себе? Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесим обстоятельства и смириться. Педагог очень много знает обо всём, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселилась в душу хандра и скука. Как же научиться это понимать? Для этого надо хорошо знать себя. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнетивно-поведенческое состояние, другими словами, чему научатся дети за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо в первую очередь начать с себя. Самая главная установка – это осознать, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; обладаем глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; обладаем слухом, чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д. Мы можем творить, двигаться и самое главное любить!

Огромным значением способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения состоит в основном из женщин. Таким образом, педагоги – женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на саму воспитательницу, так и на половую самоидентификацию детей.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а также психологические и организационные трудности: необходимость быть всё время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и многое другое.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, а также с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно. Происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижения настроения, вегетососудистые расстройства и поведенческие срывы. Замечено, что в последнее время эта проблема особо остро стала проявляться.

К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие заболевания, как рак, гипертония и различные другие заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать и радоваться мелочам. Самое главное – это установка на радость! Конечно, нельзя забывать и про средства самопомощи:

1) Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое.

2) Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы и т.д.).

3) Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4) Надо обязательно иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5) Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6) Необходимо стараться общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7) Массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса: расслабление рук через напряжение, расслабление лица и шеи через напряжение, потягивание. Рисуйте! Нарисуйте, что вы чувствуете, разорвите лист и выбросите его, также очень хорошее средство. Очень много методик можно найти на дыхание, визуализацию и выбрать для себя более подходящую.

Предлагаем вам различные упражнения на управление стрессом:

Упражнение проводится в первые минуты НОД или периодически в течение всего занятия. Воспитатель встаёт перед ребятами, желательно в центре группы, и в процессе объяснения темы старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

Его рекомендуется практиковать перед работой в «трудной» группе, перед разговором с «трудным» ребёнком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Представляем внутри себя на уровни груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой ладонями вперёд. Задержать на 2-3 секунды дыхание, сделать резкий выдох через рот и руки падают на колени.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Эти упражнения можно выполнять лёжа на полу. Обратить внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить расслабляющие упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н.Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

1) Настрой на работу. «Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».

2) Настрой в течение рабочего дня. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыта к диалогу с моими воспитанниками».

3) Настрой перед сложным разговором. «Я спокойна и уверенная в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию».

4) Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всём теле».

5) Настрой на уверенность в себе. «Я всё умею. НОД у меня пройдёт на отлично. Я справлюсь с любой ситуацией».

6) Настрой на любовь к профессии и детям. «Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»

7) Утренние и вечерние настрои. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими воспитанниками».

И наконец, при сильном нервно-психологическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  1. Не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
  2. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
  3. Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению;
  4. В каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
  5. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Позитивное отношение к жизни: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним.

Таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Список использованной литературы:

  1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: РАН, 1995.
  2. Бойко, В.В. Энергия, эмоции в общении. – М.:ЭКСМо, 1996.
  3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск ун-та, 1984.
  4. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.
  5. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989.

Источник

Особенности труда педагога и его стрессогенность. Преодоление синдрома профессионального выгорания

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек — человек». Профессия педагога относится к стрессогенным, напряженным в психологическом плане. Она требует от человека постоянных резервов самообладания и саморегуляции. Высокая эмоциональная напряженность обусловлена постоянным наличием большого количества стресс-факторов, влияющих на самочувствие учителя, работоспособность, профессиональное здоровье и качество работы.

В педагогической деятельности наряду с общими факторами риска для здоровья работников умственной сферы (например, нервно-эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, гипокинезия) есть и специфические: значительное голосовое нагрузки, преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки, большой объем зрительной работы, нарушение режима труда и отдыха и т.п. Профессия учителя – это одна из женских профессий, поэтому факторами риска является еще и загруженность работой дома, дефицит времени для семьи и детей.

К индивидуальным факторам (внутренним), влияющим на формирование синдрома эмоционального выгорания относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность. А к объективным (социальным) факторам: модернизация образования, переход к новым образовательным стандартам, новые требования к профессиональной компетенции; внедрение инновационных технологий; социальная расслоённость общества; ненормированный рабочий день, огромное количество документации, которую необходимо правильно заполнить; психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливого отношения со стороны администрации.

Проявления стресса в работе учителя разнообразны специалисты выделяют прежде тревожность, депрессию, фрустрированность, эмоциональное опустошение, истощение, профессиональные болезни.

Один из последствий длительного профессионального стресса — синдром эмоционального выгорания как состояние физического, эмоционального и умственного истощения педагога, в т ч развитие негативной самооценки, негативного отношения к работе, потеря понимания и сочувствия в отношении другого человека (К.Маслач).

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к выгоранию.

Высокий уровень «выгорания» учителей с большим стажем обусловлен длительным действием профессиональных стрессов, молодых — вхождением в профессиональную сферу, первыми шагами в педагогической деятельности.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

«Выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Можно рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

В.В.Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны. Оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

  1. Напряжение включает симптомы – переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
  2. Резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
  3. Включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения.

Симптомы синдрома эмоционального выгорания:

  1. Предельное истощение, развивающееся в следствии повышенной активности, полного поглощения работой, и проявляющегося в чувстве перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, усталости, не проходящего после ночного сна.
  2. Отстраненность от пациентов и от работы, используемая профессионалами как попытка справиться с эмоциональными стрессорами на работе.
  3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (так называемый симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли;
  • постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
  • возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

По методике В.В. Бойко была проведена диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов медицинского техникума.

По результатам тестирования можно сделать следующий вывод:

У 88% педагогов не сформировалась фаза «Напряжения» она является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и такие симптомы данной фазы как: неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия не сложились у 82%, 82% и 76% — соответственно. Симптом фазы напряжения — «переживание психотравмирующих обстоятельств» складывается у 41% педагогов и проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Фаза резистенции является доминирующим формированием в синдроме эмоционального выгорания педагогического коллектива техникума: у 47% педагогов техникума она формируется, а у 41% — сформировалась.

Фаза резистенции то есть сопротивление — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Таким образом, в фазе резистенции проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность.

Оказавшись на этой ступени своего развития и не найдя способов разрешения внутренних конфликтов, прорвавшихся уже в сферу профессиональной деятельности, и не изменив кардинальным образом форму своей жизни, человек в итоге попадает в фазу истощения, когда сам организм начинает разворачивать программу по спасению своего психического здоровья в надежде, что позже наберет силы для восстановления. Это «перепрограммирование» становится возможным в результате неэффективного сопротивления.

Показатели выраженности симптомов фазы резистентности в среднем таковы:

  • неадекватное избирательное реагирование, когда наблюдается ограничение по принципу «хочу – не хочу», «есть настроение – нет настроения». Со стороны это воспринимается как черствость по отношению к субъекту общения, несмотря на то что сам работник считает такую форму общения вполне оправданной. Складывается у 47% опрошенных, доминирует в синдроме выгорания у 29% педагогов.
  • «эмоционально-нравственной дезориентации». Этот симптом углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Складывается у 29% опрошенных педагогов.
  • расширение сферы экономии эмоций (данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми, дома замыкаетесь или просто «рычите» на брачного партнера и детей). Доминирует в синдроме выгорания у 29% педагогов.
  • редукция профессиональных обязанностей. Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.). Доминирует в синдроме выгорания у 47% педагогов.

Фаза истощения — характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности. Необходимо отметить, что у 6% педагогов формируется эта фаза эмоционального выгорания и еще у 6% — она сформировалась. Относительно симптомов данной фазы можно сделать следующие выводы:

  • «эмоциональный дефицит». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость;

Этот симптом складывается у 18% опрошенных педагогов и у 6% — является доминирующим.

  • «эмоциональная отстраненность». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

У 41% учителей техникума этот симптом складывается, у 12% — сложился и у 6% — доминирует.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации. Симптом складывается у 26% прошедших тестирование педагогов.

«психосоматические и психовегетативные» нарушения. Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о проблемах в профессиональной сфере вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Вышеуказанные изменения отмечаются у 29%педагогов как складывающийся симптом и у 18% — как доминирующий.

Диаграмма сформированности фаз эмоционального напряжения

На основании графического изображения, можно отметить, что для преподавателей медицинского техникума в плане формирования наиболее актуальна фаза резистенции в синдроме эмоционального выгорания. У половины респондентов эта фаза формируется, а у другой половины сформировалась. У педагогов проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность. На этой фазе следует найти способы разрешения внутренних конфликтов.

Педагогам даны рекомендации по преодолению синдрома профессионального выгорания.

Пять советов учителям по управлению стрессом.

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: Меня бесит поведение . «

Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

Рекомендации М. Беркли-Ален:

  1. Используйте перемены между уроками для отдыха от занятий, выходите из кабинета, общайтесь с коллегами на отвлеченные темы.
  2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
  3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
  4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
  7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
  8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
  9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:

  1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
  2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
  3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
  4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
  5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
  6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей.

Источник

Читайте также:  Факторы риска стрессы гиподинамия переутомление переохлаждение проект
Оцените статью