- Стресс и его влияние на сотрудника ОВД при выполнении оперативно-служебных задач. Сбивающие факторы психологического характера.
- Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика
- Особенности профессионального стресса
- Стресс у сотрудников ОВД
- Готовые работы на аналогичную тему
- Профилактика профессионального стресса у сотрудника ОВД
Стресс и его влияние на сотрудника ОВД при выполнении оперативно-служебных задач. Сбивающие факторы психологического характера.
Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.
Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.
Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника.
С целью снижения действия стресс-факторов в экстремальных условиях формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим (руководителем), а также неопытные сотрудники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).
При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить всё, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.
Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приёмами единоборств и т.п.).
Касаясь непосредственного этапа действий (здесь с точки зрения психической адаптации к экстремальным условиям можно выделить такие подэтапы, как психической переадаптации, неустойчивой психической деятельности, глубоких психических изменений, психического напряжения), необходимо помнить, что, как показывает практика, в условиях возрастающей моральной нагрузки от каждого сотрудника полиции требуется нравственная стойкость, надёжность, уверенность в своей правоте, устойчивость к отрицательному влиянию таких сбивающих факторов, как:
фактор повышенной ответственности за результаты действий, за возможные последствия, такие, как человеческие жертвы среди населения и личного состава ОВД, за ошибки в решениях и их неправомерность, а также за нарушение законности. Здесь же – ответственность за действия, повлекшие агрессивность граждан из-за спровоцированных полицейских настроений. Всё это может на этом этапе породить у части сотрудников и руководителей нерешительность, неуверенность, пассивность. Отмечается, что отрицательное воздействие этого фактора на моральное состояние сотрудников обратно пропорционально степени нравственной и психологической готовности личного состава к таким ситуациям;
фактор конфликта служебного долга, обязанностей и морального чувства. В экстремальных условиях, особенно противоборства с вооружённым преступником, агрессивной толпой, активными участниками массовых беспорядков, может возникнуть сомнение в моральности применяемых мер и используемых средств. Здесь вступает в противоречие общечеловеческая норма «не убей» и законное право, обязанность применять оружие как крайнее средство. Тот же моральный конфликт в сознании возникает при необходимости применения физической силы, резиновых палок, наручников, других спецсредств. В таких случаях решающую роль играет уверенность в нравственности и законности действий, их точном соответствии правовой норме, а значит и общественным интересам;
фактор негативного морального воздействия на сотрудника со стороны как законопослушных, но не уяснивших обстановку граждан, так и со стороны противоправных элементов. В момент задержания правонарушителя, законного применения к нему физической силы, боевых приёмов борьбы, резиновой палки, наручников, или, тем более, оружия, реакция окружающих может быть агрессивной, необъективной, нацеленной на моральное подавление сотрудников полиции. В условиях массовых беспорядков реакция правонарушителя бывает и крайне опасной. Однако, чаще всего морально-психологическое давление (воздействие) в таких случаях имеет цель – заставить сотрудника отступить от выполнения должностных инструкций, проявить трусость или хотя бы неуверенность из-за моральной переоценки своих действий и поведения;
неожиданность, угроза своей жизни и здоровью, проблематичность ситуации;
значительное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, что вызывает страх, сомнение, тревогу, неуверенность у сотрудника полиции;
неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту;
неопределённость поступления информации;
чувство высокой ответственности за жизнь товарищей или граждан, находящихся в месте проведения какой-либо операции;
«раздвоение» мышления (зачастую сотрудник должен одновременно прогнозировать несколько вариантов развития какого-либо события).
После выполнения задания в экстремальных условиях необходимо обязательно предоставить сотруднику отдых, оценить его психическое состояние, провести консультацию у психолога, обеспечить посещение кабинета психологической регуляции, переключить его внимание на другие дела, похвалить отличившихся и весь коллектив.
На заключительном этапе необходимо подвести хотя бы предварительные итоги, причём лучше отдельно с каждой категорией сотрудников. Желательно, чтобы они самостоятельно дали оценку действиям, приняли активное участие в уточнении планов действий на случай подобной ситуации. На этом этапе фактически происходит возвращение человека, его психики от экстремальных условий к норме. Динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях, разрушаются, и возникает необходимость восстановления прежних. Здесь важно грамотно и правильно организовать реадаптационный процесс.
Рассмотрим некоторые закономерности реадаптационного процесса:
1. Размер и характер последствий деятельности в экстремальных условиях, выявляемых в ходе реадаптационного процесса, прямо зависит от интенсивности и продолжительности пребывания в экстремальных условиях, объёма профессионального и социального опыта личности, характера её мотивации на деятельность в экстремальных условиях.
2. Чем выше статус личности в экстремальных условиях и успешней деятельность в них, тем болезненней протекает период реадаптации. Это связано с тем, что перечисленные факторы формируют: во-первых, своеобразную нормативную ригидность, когда нормальные условия рассматриваются в качестве патологии, а экстремальные – как единственно возможная норма; во-вторых, обусловливаются ожидания столь же высокого статуса и в штатных условиях.
3. Психическаяреадаптация, так же как и переадаптация, сопровождается кризисными явлениями.
4. Высокая эффективность деятельности в экстремальных условиях оборачивается драматизацией реадаптационного процесса вплоть до деформации личности.
5. Снизить остроту реадаптации можно путём переключения личности на другой вид деятельности («семейное благополучие», «любовь», «учёба», «научная работа»), занимающий равное или близкое по значению место наряду с «успешной профессиональной деятельностью». Своеобразным справочным аппаратом, позволяющим личности выбрать наиболее подходящие формы и способы подобного переключения, является широкий объём социального и профессионального опыта.
Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 11705 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Правоохранительная деятельность — это одна из самых напряженных и стрессовых деятельностей в ряду профессий, которым свойственно формирование профессиональных деформаций. При ее осуществлении создаются предпосылки к накоплению переживаний и отрицательных эмоций.
Особенности профессионального стресса
Профессиональный стресс характеризуется таким состоянием сотрудников, при котором появляется тревожность, фрустрация, напряженность. Стресс — это завершающее явление в этом перечне состояний, так как он заключается в ответной реакции организма на неблагоприятное воздействие окружающего мира.
Профессиональный стресс способен проявляться в виде защитных реакций (дезадаптация, негативные переживания, снижение продуктивности в работе, нарушения здоровья). Стресс — это неизбежная реакция, позволяющая организму включиться в адаптацию к сложным условиям при использовании имеющихся ресурсов.
Среди ресурсов нивелирования действие стрессов, необходимо выделить накопленный опыт, познавательные способности, которые дают возможность произвести оценку ситуации и справиться с действием гнева (страха). Человек, грамотно использующий ресурсы, получает способность построить план преодоления трудностей.
Подверженность определенного сотрудника профессиональному стрессу находится в зависимости от следующих составляющих:
- Психофизиологические характеристики,
- Свойства нервной системы,
- Устойчивость,
- Социально-психологический климат,
- Навыки преодоления стрессовой ситуации.
Исследование проблемы стресса было характерно еще для периода Средневековья. Тогда он рассматривался как состояние, при котором люди испытывают давление, напряжение. В науке анализ стресса начал в своих работах Г. Селье. Он обратил внимание на общие синдромы пациентов, страдающих различными заболеваниями. Они включали потерю аппетита, мышечную слабость, высокий уровень давления, низкую мотивацию.
Стресс у сотрудников ОВД
Ученые объединили все характеристики стресса и предложили выделить общие факторы, которые присущи для всех видов стресса, а также специфические факторы, которые появляются только в отдельной области.
Готовые работы на аналогичную тему
Среди внешних факторов рассматриваются объективные факторы в виде фиксируемых условий для возникновения стрессовых состояний (например, ограничение времени, большие объемы информации или нагрузки). Для сотрудников ОВД отдельно стоит выделить субъективные и личностные факторы, которые значительно обусловлены индивидуальными особенностями человека. Это может быть неадекватная самооценка, особенности мотивации, темперамент, высокая степень личностной напряженности, тревожность, агрессивность и др.
Исследователи также отдельно обсуждают проблему положительного влияния стресса на деятельность сотрудников. Так, Ф. Е. Василюк в определении стресса подчеркнул самое главное. Стресс в его понимании вызывает не любое воздействие среды, а лишь то, которое человек оценивает в качестве угрозы. С этим мнением согласился Р. Лазарус, который выдвинул модель развития стресса. Он свел эту категорию к концепту реакции организма в экстремальных ситуациях, которые часто характерны для деятельности работников ОВД.
Механизм развития стресса персонала в органах внутренних дел представляет собой 3 последовательных этапа. Они обеспечивают подготовку организма человека к отражению опасности, включают борьбу с ней. В конечном счете, происходит длительное воздействие стресса, что ведет к истощению ресурсов.
Вначале, при наступлении и воздействии критической ситуации, человеку необходимо преодолеть кризис. В зависимости от его реальности может начаться перестройка психики и физиологических систем, что обеспечит переход от спокойной жизни к существованию в стрессовых условиях.
Первый этап стресса представлен стадией тревоги. В этот период сотрудник, как правило, начинает испытывать волнение, появляется напряженность (например, ответственный выезд, расследование преступления, работа с проблемным подсудимым). Организм сотрудника начинает реагировать на это выработкой необходимых гормонов, что дает возможность получить ресурсы для работы с тревожными реакциями.
На второй стадии происходит адаптация (сопротивление, резистенция). Основная характеристика здесь представлена напряжением, которое связано с тем, что сотрудник начинает сопротивляться возникшим трудностям. Ему необходима мобилизация, чему способствует выработка гормона кортизола.
Третий этап называется этапом истощения. Он наступает при сокращении имеющихся физиологических ресурсов работника. Наступление третьего этапа полностью зависит от длительности переживания профессионального стресса. Если состояние очень сильное и продолжается несколько недель (месяцев), то это в любом случае приведет к значительным нарушениям здоровья.
Профилактика профессионального стресса у сотрудника ОВД
Мероприятия в области профилактики стресса в деятельности сотрудника ОВД включают:
- Психологическая диагностика;
- Выявление признаков профессионального стресса;
- Определение признаков психологической дезадаптации и факторов риска;
- Информирование о базовых факторах стресса служебной деятельности;
- Обучение методам эмоциональной и волевой регуляции;
- Проведение коммуникативных тренингов;
- Развитие психологической устойчивости и совершенствование способности успешно работать в условиях профессионального стресса;
- Релаксационные занятия.
Самые эффективные методы психологической коррекции обнаруженных расстройств представлены психической саморегуляцией. Их использование необходимо начать с выбора предпочитаемых способов саморегуляции с дальнейшим освоением особенностей их применения.
Здесь важно понимать, что основой практически любого метода саморегуляции является умение проводить прогрессивную мышечную релаксацию, которая представлена брюшным дыханием и визуализацией. Данный подход дает возможность осознать негативную роль избыточного мышечного напряжения, понимать и осознавать команды, которые мозг посылает всему организму.
Источник