Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
Любовь Игнатова
Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.
В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла):
— умения распознавать эмоции других людей
— умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений
показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
•умением контролировать свои чувства;
•способностью сознательно влиять на свои эмоции;
•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
•умением эффективно общаться с другими людьми;
•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство — идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.
Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Длительность: 1год.
Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо — развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
Содержание работы
1. Подготовительный этап
изучение литературы по теме проекта;
подбор диагностического материала;
выбор и конкретизация направлений работы;
2. Основной этап
Работа с педагогическим коллективом.
методика оценки EQ Н. Холла
Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.
«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
«Профилактика СЭВ у педагогов»
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
Что мешает успеху?
Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.
Работа с дошкольниками.
Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог
Работа с семьей
Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.
Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника
Секреты эмоционального благополучия ребенка.
Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.
3. Заключительный этап
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.
Подготовить публикацию материалов в СМИ
Предполагаемый результат:
1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).
3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
6. Электронные ресурсы:
Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.
Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.
Источник
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
Аптриева Ольга
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетами и проблемами, разным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается растущий интерес к изучению эмоционального интеллекта. Понятие» эмоциональный интеллект » не ново в педагогике. Многие ученые писали об этом, но использовали другие термины.
Сегодня этой проблемой занимаются специалисты со всего мира. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гулман, С. Гринспен, Г. Ормет, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект» необходимо теоретическое уточнение. Эмоциональный интеллект-это способность человека контролировать себя и других. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль над импульсивностью, уверенность в себе, личную мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно строить отношения с окружающими. Именно так мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитое QE, даже у самых ярких людей, может нивелировать карьерные перспективы, разрушать отношения и приводить к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружающей среде, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку понять, насколько его собственное поведение и последствия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредуется развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие самосознания, мыслительных способностей и умения вставать с позиции партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с дошкольниками, я заметила, что иногда детям трудно управлять своим эмоциональным состоянием, что некоторые действительно не умеют веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам трудно определить, грустен человек или счастлив. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций-довольно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций-это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Но эмоциииграют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном счете определяют всю жизнь человека.
Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущих успехов в жизни. Гораздо важнее для ребенка овладеть способностями эмоционального интеллекта,а именно:
• способность контролировать свои чувства;
• способность сознательно влиять на свои эмоции;
• способность идентифицировать свои чувства и принимать их такими, какие они есть (распознавать их);
• умение использовать свои эмоции на благо себе и другим;
• способность эффективно общаться с другими;
• умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации личности, формированию отношений в сообществах взрослых и детей.
К счастью, в отличие от Iq (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и умножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются подражанием родителям и образам, среди которых мы выросли. Как и в случае с изучением языка, новые эмоциональные знания могут быть приобретены во взрослом возрасте, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство-идеальный период для ассимиляции, и поэтому родители несут ответственность за выравнивание своих детей.
Проанализировав вышеизложенное, было обосновано необходимость разработки системы педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Вид проекта. Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Цель проекта.
Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи проекта.
Для детей 5-6 лет:
1. Уметь поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
2. Проявляйте такие качества, как эмпатия, отзывчивость в различных видах деятельности;
3. Уметь заботиться о других в различных ситуациях, и быть благодарным за помощь и знаки внимания;
4. Овладение способностью оценивать свои собственные действия и действия сверстников;
5. Научиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
2. Повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
1. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
2. Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Участники проекта. Дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Изучение информации по теме проекта.
2. Определение цели и задачи проекта.
3. Разработка конспектов занимательной деятельности.
4. Разработка сценариев.
5. Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
II этап – организационно-практический.
1. Организация различных видов детской деятельности по теме проекта.
2. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту.
III этап – итоговый. Итоговое досуговое мероприятие
• умеют поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
• проявляют такие качества, как сочуствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
• они умеют проявлять в различных ситуациях заботу о других, с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания;
• овладели умением оценивать свои действия и поступки сверстников;
• научились распознавать собственные эмоции и эмоции других.
• в коллективе была создана дружеская атмосфера;
• повысился уровень компетентности педагогов в развитии эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
• повышение родительской компетентности в развитии эмоционального интеллекта дошкольников;
• созданы условия для обмена информацией между родителями и воспитателями.
Ресурсы. Воспитатель, интернет, книги, журналы, карточки, компьютер, принтер.
Описание содержания проекта.
1. Утренний ритуал «Круг друзей»;
2. Пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;
3. Слушание музыкальных произведений «Зима», «песня жаворонка», «Марш Щелкунчика» — П. И. Чайковский, «Менуэт» — И. С. Бах, «Жаворонок», «Детская полька» — М. И. Глинка, «Тревожная минутка» — С. Майкапра, «Весна» — Вивальди;
4. Тематические выставки творческих работ и рисунков «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Мой папа — герой», «Мама – солнышко мое»;
5. Квест-игра «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»;
6. Занятие «Путешествие в страну эмоции»;
7. Итоговое мероприятие создание альбома «Коллекция впечатлений».
1. Создание картотеки игр по формированию эмоционального интеллекта;
2. Создание библиотеки художественных произведений по развитию чувства эмпатии;
3. Совместная работа по формированию фонотеки;
4. Консультация «Что мешает успеху?»;
5. Консультация «Использование эмоции для повышения мышления и деятельности»
1. Консультация «Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек»;
2. Консультация «Секреты эмоционального благополучия ребенка»;
3. Консультация «Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника»;
4. Консультация «Воспитываем добротой»;
5. Совместный праздник «Моя любимая мамочка»;
6. Семейный праздник «Масленица»;
7. Экологическая акция «С новосельем, пернатые!»
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА;Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
Идеи с МAAM в действии Здравствуйте, коллеги! Хочу поблагодарить Вас за идеи. В своей работе активно использую материал с нашего любимого сайта, которым поделились.
Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Подготовила: воспитатель Пологутина И. Н. МДОУ «Детский.
Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.
Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа»сколько стоит здоровье» РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.
Проектная работа по технологии «Торт классический бисквит с масляным и белковым кремом» .
Проектная работа «Памяти моих прадедов посвящается…» Оглавление: 1. Вводная часть 1.1 Актуальность 1.2 Гипотеза 1.3 Цель и задачи 2. Основная часть 2.1 Объекты исследования 3. Заключение 3.1.
Источник