Проект по социально эмоциональному развитию дошкольников

Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»
проект (подготовительная группа) на тему

Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни. Проект подразумевает совместную деятельность детей, педагогов и родителей; все, в первую очередь дети, являются полноправными его участниками.

Скачать:

Вложение Размер
proet_voynova.docx 22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»

Автор проекта: Войнова Н.Н., воспитатель ГБОУ «Школа № 842» г. Москвы ЗелАО

Проблема социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в социально-эмоциональном развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Поэтому важно проводить в дошкольных учреждениях психопрофилактическую и психокоррекционную работу с детьми с привлечением для этого психологов, педагогов и родителей.

Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни. Проект подразумевает совместную деятельность детей, педагогов и родителей; все, в первую очередь дети, являются полноправными его участниками.

Тип проекта : информационный, игровой.

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, педагоги, старший воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 г. — май 2017 г.

Цель проекта : развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, способствующее их позитивной социализации.

1. Создание в группе предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей;

2. Совершенствование стиля общения педагогов с детьми;

4. Профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.

— атрибуты для коммуникативных игр;

— картотеки коммуникативных и развивающих игр;

Реализация проекта осуществляется на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

— позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

— безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

— индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

— развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию).

Подбор материалов для реализации проекта: психолого-педагогическая литература, справочники, художественная литература, произведения искусства; изготовление необходимой наглядности.

Подготовка диагностического инструментария; определение исходного состояния работы по социально-эмоциональному развитию детей.

Консультация для родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка».

Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах социального развития детей.

Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.

Консультация для педагогов по теме «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Мини-практикум для педагогов «Как формировать у ребенка социальные эмоции?»

Совместная деятельность с детьми. Цель: формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных игр, игровых упражнений, этюдов, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед.

Игры с детьми: «Комплименты», «На что похоже настроение?», «Есть или нет?», «Наседка и цыплята», «Капитан», «Спаси птенца», «Выбросить плохое настроение», «Облака», «Дождик», «Тень», «Слоны и бабочки», «Запрещенное движение», «Передай мячик», «Апельсин», «Поводыри», «Жмурки», «Кто громче крикнет», «Продолжи предложение», «Расскажи свой страх», «Курицы и петух», «Два барана», «Тишина», «Запретное слово».

Занятия, направленные на знакомство детей с чувствами и эмоциями. Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, слушание музыки, беседы, релаксацию.

  1. Радость. Выражение радости.
  2. Печаль. Выражение печали.
  3. Страх. Выражение страха.
  4. Гнев. Выражение гнева.
  5. Удивление. Выражение удивления.

Ознакомление с художественной литературой

М. Потоцкая «Что такое радость»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне. «

Русск. нар. ск. «Царевна-лягушка»

Русск, нар. ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Радость В. Лунин

«Волк и семеро козлят»

К.И. Чуковский «Федорино горе».

А.С. Пушкин «Сказка о царе Сатане. «

А.Л. Кушнир «Что в углу?»

К.И. Чуковский «Мойдодыр»,

Сережа и гвозди В. Берестов

Слушание музыкальных произведений

П.И. Чайковский «Новая кукла» «Детский альбом».

С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»

Штраус И. «Вальсы», «Полька «Трик-трак».

Мусоргский М. «Картинки с выставки».

Вивальди А. «Времена года».

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».

Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».

Лядов А. «Музыкальная табакерка».

Обучение детей организации игр и игровых упражнений в свободной деятельности.

Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

Коррекционная индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по преодолению проблем поведения и эмоциональной сферы: гиперактивность, тревожность, страхи, агрессия и др.

1. Анализ проектной деятельности

2. Создание портфолио дошкольников.

3. Создание в группе альбомов «Моя семья», «Наш Зеленоград», «Мы играем».

4. Повторная диагностика состояния работы по социально-эмоциональному развитию детей.

5. Анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты проекта .

У дошкольников формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми: видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним; согласовывать своё поведение с поведением других детей; видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей; помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним; свободно выражать своё эмоциональное состояние.

У педагогов повышается:

— уровень профессиональной компетентности по социально-эмоциональному развитию воспитанников, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов игровой деятельности для коррекции поведения и эмоциональной сферы дошкольников.

У родителей повышается:

— образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка консультаций для педагогов и родителей по теме социально-эмоционального развития дошкольников;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Создание альбомов «Я и мое имя», «Наш Зеленоград», «Мы играем».
  4. Создание портфолио воспитанников группы.

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги группы повысили профессиональную компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную систему игр по коррекции поведения и эмоций дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше, поведение воспитанников стало более гибким и эмоционально отзывчивым.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2007. -240с.
  2. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 168с.
  3. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — Курск. 1999. — 16с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2013. -160 с.
  5. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 2009.№10. — С. 29-
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2010. -384с.

Источник

Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Лариса Азарова
Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель,

Автор проекта: воспитатель — Азарова Л. П.

Тип проекта:

• По направленности деятельности участников – практико — ориентированный

• По продолжительности – долгосрочный (учебный год)

• По составу участников – групповой.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, приобретается первоначальный опыт социальных отношений. Необходимость работы по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста назрела давно, так как что дошкольное воспитание в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако, особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками,но и в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.

Цель проекта: создание условий для самопознания ребёнка, его гармоничного взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нём добрых чувств, стремления к сотрудничеству.

Задачи проекта:

1. Развитие у детей уверенности в себе и своих силах.

2. Формирование умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды.

3. Принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах, потребностях.

4. Развитие умения формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей его разрешения.

5. Развитие коммуникативных способностей.

6. Развитие понимания взаимозависимости и необходимости людей друг для друга.

Ожидаемые результаты: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Научить детей воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Сформировать у детейэтически ценные формы и способы поведения в отношениях с людьми: умения устанавливать и поддерживать контакты,кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Формы реализации проекта

— Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала и дидактических пособий.

— Разработка плана занятий с детьми, форм работы с родителями.

— Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.

— Составление перспективного плана мероприятий.

— Игры и игровые упражнения

— Художественно – творческая деятельность

— Чтение художественной литературы

— Подведение итогов реализации проекта

— Выставка детских работ «Волшебная страна эмоций»

— Создание фотоальбома «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

План реализации проекта:

ООД : «Разгляди себя в зеркале», «Что между нами общего», «Твоя любимая игрушка» «Любимая игрушка друга», «Спорящие лица», «Учимся выражать эмоции», «Улыбка делает чудеса», «Друзья», «Портрет друга», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Мимические признаки эмоций», «Твои поступки и чувства других», «Какой ты, что тебе нравится?», «Грусть, радость, спокойствие», «Вместе с друзьями», «О дружбе»

Беседа по теме : «Поможем себе победить злость», «Улыбка делает чудеса»,

«Друзья», «Ссора», «Твои поступки и чувства других», «Красивое -безобразное», «Робкий», «Смелый», «Совместные игры»

Игры,игровые упражнения: «Говорящее зеркало», «Узнай, про кого я расскажу», «Водяной», «Найди меня», «Потерянные вещи», «Радио», «Кто поет?», «Узнай по голосу», «Узнай на вкус», «Винегрет», «Разбери по зернышку», «Зеркало», «Пожалуйста», «Похвали себя», «Скажи хорошо о своем товарище», «Скажи другу комплимент», «Спина к спине», «Разорви круг», «Я — разведчик», «Настроение», «Я — модельер», «Чья любимая вещь?», «Найди хозяина», «Общий круг», «Клубочек», «Что нам нравится осенью (зимой, весной, летом?».

Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных времен и народов, поссорившихся детей, материала на темы «Грусть», «Радость», «Спокойствие», «Печаль», «Горе», «Злость», «Гнев», «Страх».

Художественная литература: А. Барто «Мой сосед — Иван Петрович», рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», рассказывание сказки Аксакова «Аленький цветочек», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Птичка», сказки А. Н. Толстого

«Приключение Буратино», русской народной сказки «У страха глаза велики»,

Житков «На льдине», Л. Толстого «Котенок», стихотворение Е. Серова «Нехорошая история», Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Заучивание пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.

Оценка результатов деятельности: дети обладают чувством собственного достоинства, проявляют достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, активно познают действительность, чувствуют уверенность в своих силах. Сформирована положительная самооценка, способность адекватно, в том числе и критически, оценивать результаты собственных действий и действий других. Понимают своё и окружающих людей эмоциональное состояние, делятся своими чувствами и переживаниями, с уважением и терпимо относятся к людям, независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, способны оказать помощь и принять её от других, владеют разными формами и средствами общения.

Методическая литература: Громова Т. В. Страна Эмоций. 2009.

Князева О. Л. Я –ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. — М. : Мозаика — Синтез, — 2003 .

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : ГЕНЕЗИС, 2006.

Ковалец И. В. Азбука эмоций Владос 2004 г.

Мирилова, Т. Л. Эмоциональное развитие ребёнка. –Волгоград: Корифей, 2009. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003 Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии — Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» — это особая современная.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Источник

Читайте также:  Все наши чувства цвета индиго
Оцените статью