Проект депрессия у современных подростков

Учебно-исследовательская работа 9 класс на тему «Проблема депрессивных состояний у подростков»

Новикова Кристина Алексеевна , ученица
Новгородская область, г. Старая Русса

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Проблема депрессивных состояний

в подростковом возрасте.

Новикова Кристина Алексеевна,

обучающаяся 9 «В» класса

Афанасьева Елена Валентиновна

«Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» города Старая Русса

1.1.Понятие депрессии, депрессия как эмоциональное состояние личности……………………………

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков……………

1.3. Основные признаки депрессии………………………………………………

1.4. Причины подростковой депрессии………………………………………………

1.5.Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний…………

2.1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением теста А.Т. Бека.

Важная проблема современности — расстройства депрессивного спектра у подростков. Проблема депрессивных расстройств подросткового периода сохраняет свою актуальность в настоящее время. Подростковые депрессии являются одними из наиболее частых проявлений психической патологии у подростков. Прослеживается тенденция к возрастанию числа атипичных и маскированных форм депрессий, вызывающих трудности диагностики и проведения адекватной терапии. Аффективные расстройства могут выступать изолированно или в сочетании с другими психопатологическими проявлениями. В формировании этих состояний участвуют разные механизмы, а их прогноз в большей степени зависит от того в рамках какой нозологии они реализуются, от психологических и личностных составляющих. Это вносит определённые трудности в понимание процесса и структуры развития заболевания.

Актуальность проблемы депрессивных расстройств в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данной патологии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском, также депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и также их профилактики.

Объектами моего исследования является подростки.

Предмет исследования: депрессивные состояния в подростковом возрасте.

изучить симптомы, последствия и способы профилактики депрессивных состояний подростков.

доказать, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

изучить литературу и Интернет-источники по теме;

провести анкетирование среди подростков;

проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний

Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, тестирование.

I. Теоретическая глава:

Понятие депрессии, депрессия как эмоциональное состояние личности

Термин «депрессия» происходит от латинского слова depression – это значит «подавление». То есть, по мнению психологов, депрессия – это подавленное эмоциональное состояние. Основывается на изменениях в мотивационных началах, апатии, когнитивном диссонансе.

Известно немало разновидностей недуга, которые могут отличаться причинами, спровоцировавшими возникновение депрессивного состояния. Также порой наблюдаются и различия в симптомах. Зачастую депрессивное состояние развивается на фоне серьезных перемен в привычном жизненном укладе, после потери близкого человека или из-за возникновения тяжелой болезни. Депрессия — это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни.

2. Особенности проявления депрессивных состояний у подростков

Пики суицидальной активности приходятся на возраст от 15 до 22 лет и на возраст старше 45 лет, причем в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном — самоубийства .Возраст от 10 до 20 лет, является чрезвычайно важным для дальнейшего развития человека, так как в этот период происходит психическое, телесное и половое становление, вырабатываются и закрепляются особенности поведения. От того, как пройдет развитие в подростковом возрасте, зависит и здоровье, и качество последующей жизни личности. В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения, приводящие к перманентным конфликтам. А если индивид пребывает в состоянии перманентного конфликта — конфликта между актуализированными потребностями и невозможностью их удовлетворения, то наиболее вероятными формами психического реагирования на фрустрирующую ситуацию будут депрессивные реакции. У подростков в качестве перманентно-фрустрирующей ситуации выступают с одной стороны — многие притязания на чувство взрослости, а с другой — неизменная социальная ситуация, он по-прежнему остается учащимся. Данный хронический конфликт может стать причиной психических заболеваний, в том числе, очень часто может провоцировать психические расстройства, относящиеся к категории аффективных расстройств настроения.

Согласно M. B. Keller., средний возраст больных к началу депрессии — 14 лет. По мнению W. M. Reynolds и H.F Johnston 10-20 %% подростков могут испытывать серьёзные депрессивные расстройства, однако нередко они остаются нераспознанными. Распространённость подобного рода нарушений на протяжении прожитой жизни составляет 20,4 %, а на момент осмотра депрессия была выявлена лишь у 2,9 % подростков. Приведенные цифры свидетельствуют о возрастании частоты депрессивных, в частности непсихотических, расстройств у подростков в последние десятилетия.

Читайте также:  Диагностика чувства одиночества у подростков

Депрессивные расстройства подросткового возраста представляют одну из сложнейших медицинских проблем также ввиду тяжёлых социальных последствий, к числу которых относятся самоубийства, насилие, наркомания и поведенческие девиации. Таким образом, депрессивные состояния у подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременное выявление, и коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.

3. Основные признаки депрессии

Самые распространенные признаки депрессии:

Усталость. Человек теряет инициативность, ему кажется, что энергии не хватит даже на небольшие дела.

Потеря уверенности в себе. Самооценка падает, больной теряет веру в успех, считает себя слабым и никчемным.

Подавленность. Один из очевидных симптомов. К подавленному настроению можно отнести раздражительность, вялость, уныние. Человек видит будущее в мрачных красках. Может возникнуть плаксивость.

Потеря удовлетворения. Дела, которые раньше приносили удовольствие, перестали удовлетворять, интерес к ним теряется.

Склонность к самокритике. Появляется постоянное чувство вины. Человеку кажется, что он заслуживает сурового наказания. Нередко чувство вины проявляется по отношению к проблемам, независящим от больного.

Мысли о самоубийстве. Больной периодически задумывается о самоубийстве, либо предпринимает попытки суицида.

Нерешительность, рассеянность. Человеку сложно сосредоточиться на делах, которые ранее не вызывали особых затруднений.

Возбуждение или заторможенность. Появляется гиперактивность или оцепенение.

Проблемы со сном. Симптом характеризуется трудностями засыпания, неспокойным сном, ранним пробуждением или повышенной сонливостью.

Изменения в весе, аппетите. Вес может значительно снизится, а аппетит пропасть, либо наоборот.

У разных людей характерные признаки депрессии могут существенно варьироваться. Порою главными симптомами становятся боли в теле, скверное самочувствие. В этом случае депрессия идентифицируется сложнее. Страдающий депрессией не всегда может достоверно описать собственные ощущения, что затрудняет постановку диагноза.

4. Причины подростковой депрессии

В чем причины возникновения депрессии у подростка? Это очень индивидуально и зависит от характера ребенка, генетической предрасположенности, уровня самосознания. Каждый случай индивидуален. Главное, что нужно понимать – любые изменения в поведении могут сигнализировать о подавленном состоянии и апатии.

Самые распространенные причины депрессии у подростков следующие:

Нервная система не справляется с психологическими нагрузками из-за гормональной перестройки организма.

Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

Читайте также:  Гипноз для лечения депрессии

Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

Безответная любовь — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку — зачастую не с кем и неоткуда.

5. Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний

Диагностика и психотерапия у подростков затруднена по словам Х. Ремшмидта следующими характеристиками подросткового возраста: отсутствие мотивации к каким бы то ни было обследованиям своего здоровья; склонность отрицать наличие болезненных проявлений или недооценивать их; общее отрицательное отношение к официальным учреждениям, авторитетам, миру взрослых; сложные отношения подростков с родителями или другими референтными личностями, от которых исходит инициатива обследования; незаинтересованность в лечении и недоверие к тем, кто стремится им помочь (врачам, психологам, социальным работникам).Эти характеристики важно иметь в виду при работе с депрессивными состояниями у подростков, переживающих кризисы периода взросления.

Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, путей ее коррекции и стабилизации. Это — психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Целью видов помощи, основанных на этих подходах, является снятие психологических симптомов и улучшения состояния пациента. Методы включают психологические вмешательства, целью которых является изменение поведения, мыслей или отношения пациентов, которые, предположительно, являются основными причинами проблем. Краткосрочной целью является облегчение страданий подростка. Долгосрочной целью коррекции является ограничение функционального ухудшения, произошедшего из-за проявления симптомов (например, слабых межличностных отношений, семейного конфликта, отказа ходить в школу), и предотвращение хронического характера и возвратности депрессивных эпизодов.

Обычно подростковая депрессия диагностируется на основании жалоб самого ребенка либо его родителей и учителей, а также с помощью психологических тестов. Для диагностики депрессивного состояния важен комплекс симптомов, т.к. отдельные симптомы могут встречаться у большинства подростков. Поэтому диагностику должен проводить профессиональный психолог или психотерапевт. На основе полученных данных врач оценивает степень тяжести заболевания и выбирает соответствующее лечение. Чем раньше подростки обращаются за медицинской помощью, тем лучше они смогут противостоять «волнам» расстройства. Депрессия хорошо и успешно лечится психотерапевтическими методами, и начинать говорить о своем состоянии, значит делать шаг на пути к выздоровлению. Лечение представляет собой или разговорную терапию (психотерапию), или лекарственные препараты (антидепрессанты), или комбинацию этих двух методов в различных пропорциях.

Родители должны помнить, что в запущенных случаях депрессия может довести ребенка до самоубийства. Поэтому необходимо своевременное обращение к психотерапевту.

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные мысли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у него. Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры).

Читайте также:  Развитие личностно эмоциональной сферы младших школьников

Профилактика юношеских депрессий, по мнению И.С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Все это очень серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов, а раннее распознавание симптомов депрессии — важный фактор предупреждения непоправимых последствий.

II. Практическая глава

В январе 2020 года мной было проведено практическое исследование на наличие депрессивного состояния у учащихся 8 и 9 классов.

Цель: выявить депрессию у подростков в возрасте от 14 до 16 лет.

Данный был разработан А.Т. Беком для диагностики депрессии. Он предназначен для самостоятельного заполнения

Данный опросник состоит из 21 вопроса и на каждый вопрос дается по 4 ответа. Испытуемому предлагается выбрать один ответ в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время.

0-9 — отсутствие депрессивных симптомов;

10-15 — легкая депрессия, субдепрессия;

16-19 — умеренная депрессия;

20-29 — выраженная депрессия средней тяжести;

30-63 — выраженная тяжелая депрессия

Цель: определение уровня депрессии подростков.

В тестировании участвовало 50 человек.

На диаграмме представлены результаты данного диагностического исследования. Приложение 1

На диаграмме видно, что у одинакового количества подростков присутствует умеренная депрессия или депрессия средней тяжести, у многих присутствует легкая депрессия, у малого количества испытуемых есть тяжелая депрессия, но также мало у кого отсутствуют симптомы.

Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка

1.Создайте атмосферу любви, заботы и доверия в вашей семье

2.Интересуйтесь жизнью вашего ребенка

3. Проводите как можно больше времени вместе

4. Беседуйте на разные темы и будьте откровенны.

5.Помогите ребенку найти с вами общий язык.

6. Научитесь уважать вкусы ребенка, его выбор.

7.Не выдвигайте ультиматумы, пробуйте договориться.

8.Выбирайте компромиссные выходы из сложившихся конфликтных ситуаций.

9.Проникнитесь проблемами своего ребенка с позиции возраста своего ребенка.

10. Акцентируйте внимание на удачах ребенка, а не на поражениях.

11. Уважайте и цените его таким, какой он есть.

12. Не контролируйте его открыто и настойчиво.

13.Не будьте назойливы и бестактны.

Изучив литературу и Интернет-источники, я познакомилась с понятием депрессии, ее причинами и симптомами, рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекцию, я пришла к выводам:

1.Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

3. В ходе исследования я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В практической части моей работы отражены результаты диагностического исследования и разработаны рекомендации для подростков и их родителей по профилактике депрессивных состояний.

Диагностика показала, что почти всем подросткам свойственно состояние депрессии.

Цель и задачи исследования выполнены.

Депрессивные состояния у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков

1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. — М.: Изд-во Медпрактика, 2000. — 224 с.

2. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. — М.: Медицинская книга, 2001. — 144 с.

3. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 267 с.

4. Кочубей, Б. Как лечить депрессию [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. 1988. — №8. — с.18-24

5. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия [Текст] /Л. Мафсон, Д. Моро. — М.: ЭКСМО, 2003. — 320 с.

Источник

Оцените статью