Биоритмы человека
Жизнь человека, как и все в природе, подвержено влиянию циклических изменений. Успешность того или иного вида деятельности в каждый момент времени определяется балансом притока и оттока его внутренней энергии. Такой баланс изменяется в соответствии с циклами биоритмов человека.
Это уникальное явление было открыто в начале XX века. Существует три биоритма, которые сопровождают человека от момента рождения до смерти: физический, эмоциональный и интеллектуальный. В жизни человека есть «пиковые» дни, когда он достигает совершенства во всем, а также критические дни, которые могут сопровождаться различными неприятностями и неудачами в делах. Расчет цикла каждого биоритма позволяет определить, насколько успешным будет соответствующий вид деятельность в тот или иной промежуток времени.
Физический цикл
Физический биоритм человека представлен циклом, длительность которого составляет 23 дня. Первая половина цикла составляет положительный период цикла, а вторая – отрицательный. Кроме того, нужно учитывать наличие критических дней при смене одного цикла другим и при переходе от одной фазы к другой.
Физический цикл биоритмов человека определяет возможности, связанные с функционированием организма человека. Другими словами, положительная фаза этого цикла сопровождается отличным самочувствием и успешным исходом тех дел, которые требуют физических усилий. Негативный период цикла, а также критические дни – то время, когда у человека все валится из рук, и довольно тяжело найти в себе силы для решения повседневных задач.
Эмоциональный цикл
Эмоциональный биоритм человека определяет его творческие возможности, общее психическое состояние (периоды оптимизма и пессимизма), а также влияет на отношения между людьми. Длительность цикла составляет 28 дней. Первая его половина, которая является превосходным периодом для реализации творческой деятельности и налаживания любовных, дружеских и деловых связей – получила название «фаза разгрузки». Следующая за ней «фаза перезарядки» менее удачна с точки зрения чувствительности человека. В этот период люди обидчивы, невосприимчивы к критике, болезненно реагируют на любые неудачи.
Не следует также забывать о критических днях, которые сопровождают эмоциональный цикл биоритма человека. В эти моменты могут случаться неожиданные вспышки эмоций, которые провоцируют сильнейшие конфликты. Впоследствии люди жалеют о том, что произошло. Отслеживая такие дни, можно правильно располагать своими возможностями, а также уберечь себя от неприятных ситуаций.
Интеллектуальный цикл
Длительность цикла интеллектуального биоритма человека составляет 33 дня. Здесь также наблюдается разделение на положительный и отрицательный периоды, разделяемые критическими днями.
Положительный период характеризуется остротой ума, легким решением всех умственных задач, а также реализацией самых честолюбивых планов. В такие дни человек чувствует недостаток интеллектуальной нагрузки и пытается снизить дискомфорт чтением книг, разгадыванием кроссвордов или другими способами.
Отрицательный период – не лучшее время для активной мозговой деятельности, поскольку даже самые простые задачи могут показаться невероятно сложными, и займут в несколько раз больше времени, чем обычно. Концентрация снижена, часто допускаются ошибки.
Критические дни интеллектуального цикла биоритма человека становятся причиной серьезных ошибок. Такие моменты лучше провести в состоянии покоя, ни в коем случае не браться за решение важных дел, так как в голове – сплошная путаница. Невозможно правильно оценить ситуацию и сделать верные выводы.
Взаимодействие циклов
Биоритмы человека не действуют сами по себе. Каждый оказывает влияние на другие. Это хорошо видно на стандартном графике кривых биоритмов, где они циклично пересекаются между собой.
От физического биоритма человека зависит также его общее состояние. Отрицательная фаза этого цикла накладывает свой отпечаток на эмоциональную и интеллектуальную сферу жизни. Например, в пиковый день эмоционального биоритма человека отрицательное значение физического цикла значительно снизит творческие способности.
Однако и превосходная физическая форма в сочетании с крайне неуравновешенным психическим состоянием или потерянностью, которая отражает критические дни интеллектуального биоритма человека, также теряет свое значение.
Для того чтобы максимально результативно использовать свои внутренние ресурсы, необходимо отслеживать пиковые и критические дни биоритмов человека. Особенно важны те периоды, когда все три цикла находятся в положительной или отрицательной фазе. В эти моменты происходят важные события в жизни человека, а правильная оценка своих возможностей позволит грамотно воспользоваться своей энергией или избежать больших неприятностей.
Источник
Значение биологических ритмов в жизни человека.
Вся наша жизнь подчинена биоритмам – суточным, месячным, годовым. В зависимости от смены времени года, времени суток, меняется и наше самочувствие, и поведение. В большей степени суточным ритмам подвержены растения и животные, биоритмы регулируют практически всю их жизнь. Но люди, точно также имеют «внутренние часы», которые руководят процессами в его организме.
Рассмотрим человеческие биоритмы подробнее по часам. Это природные биологические ритмы человека.
5-6 часов утра. Температура тела постепенно нарастает, уровень мелатонина снижается, выработка же гормонов ответственных за активность повышается: кортизол, адреналин и т.д. Дышать человек начинает гораздо глубже, давление повышается. Все системы органов приходят в полную боевую готовность, за этим следует первый подъем бодрости. Весь организм находится наготове.
7 утра. Это лучшее время для завтрака. Как раз в это время начинается максимальная активность желудка, еда переваривается гораздо быстрее и с максимальной пользой.
9 утра. В это время наблюдается слабый спад активности. Лучше всего в эти часы решать легкие задачи, не требующие большой концентрации.
10 утра. Это время очень хорошо подходит как для напряженной умственной работы, так и для физических нагрузок. Все системы органов активны, организм работает на максимальном уровне. Это самое лучшее время для принятия витаминов или пищевых добавок, способствующих повышению иммунитета, т.к. в эти часы происходит активизация иммунной системы. Работоспособность повышается, кратковременная память работает на высоком уровне.
12 часов утра. Работоспособность постепенно снижается, глюкоза все меньше попадает в кровь. Это лучшее время для переключения внимания, отдыха и легкого перекуса.
13 часов. Самое время для обеда – в желудке в это время вырабатывается большое количество желудочного сока.
14 часов. Человеческий организм настроен на работу, это касается как умственной деятельности, так и физической. Все системы органов активно работают, организм начинает очищаться.
15 часов. Работоспособность не меняется, человек спокоен. В это время лучше всего что-то учить, запоминать, т.к. активно работает долгосрочная память.
16-17 часов. Это время лучше всего подходит для похода в баню или в спортзал. Очень хорошее время для занятий физическими нагрузками, т.к. хорошо работает кровообращение. Психическая деятельность также на высоком уровне, но постепенно снижается.
18 часов. Самое время плотно поужинать. Есть после 18 часов не рекомендуется, поскольку ферментативная активность снижается, и пища почти что не усваивается.
19 часов. Организм находится в режиме восстановления. В это время наблюдается пик эмоциональной напряженности, можно немного позаниматься физическими упражнениями. Кровяное давление растет, повышается нервозность, часто наблюдается головная боль.
20 часов. Эмоциональный фон нормализуется, интеллектуальная активность растет. Хорошее время для решения сложных задач, требующих больших затрат энергии и высокой работоспособности мозга.
21 час. Температура тела потихоньку снижается, дыхание замедляется, организм начинает готовиться ко сну.
23 часа. Это самое лучшее время для сна. В противном случае произойдет сбой естественных ритмов организма, может проявиться голод.
24 часа. Пик восстановительной работы в организме, клетки активно обновляются, организму требуется покой.
2-4 часа ночи. В это время наблюдается максимальное расслабление всех систем организма, снижение умственной активности, снижение силы мышц. Сердечный ритм замедлен, дыхание поверхностное, спокойное, температура тела понижена. Единственным активно работающим органом в это время является печень – в это время происходит очищение всего организма, восстановление его клеток. Так называемые «совы», привыкшие эти часы проводить на ногах чаще всего испытывают влияние стрессов, чаще впадают в депрессию, у таких людей наблюдаются нервные срывы.
При неправильной работе биоритмов, которая возникает в результате ночного образа жизни, злоупотреблении алкоголем, частых перелетах, возникают проблемы со здоровьем: тревожность, ухудшение работы внутренних органов, головные боли. Если биоритмы человека соответствуют природным, то его здоровье от этого только улучшается. К тому же, зная естественные биоритмы человека, можно учитывать их в своих тренировках, питании и умственной деятельности.
Источник
Продолжительность эмоционального биоритма составляет
Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/28153.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен [4]. С момента рождения человека его состояние определяется на основе трех циклов: физического, эмоционального и интеллектуального. На рисунке 1 представлены виды существующих биоритмов, их продолжительность и влияние на организм человека [5]. В первой половине цикла состояние человека благоприятное для выполнения различной деятельности. Затем состояние меняется с положительного на отрицательное и происходит спад деятельности.
Рис. 1. Виды биоритмов
Изучение биологических ритмов имеет важное практическое значение, как для медицины, так и для безопасности жизнедеятельности организма в целом [3]. Актуальность научно-исследовательской работы определяется тем, что до настоящего времени природа, свойства биологических ритмов и их влияние на жизнедеятельность организма до конца не выяснены, хотя качество жизни человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.
Цель научно-исследовательской работы – исследовать возможность повышения качества жизни человека, посредством изучения его биоритмов.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- определить биоритмы для индивидуального человека в исследуемый период времени;
- выявить влияние биоритмов на успеваемость учеников;
- дать рекомендации как повысить эффективность деятельности человека, совместив биоритмы с образом жизни.
Гипотеза: предположим, что знание биологических ритмов позволит спланировать деятельность человека в тот или иной период времени таким образом, что повысится качество его жизни. Объект исследования: физический, эмоциональный, интеллектуальный, биологический ритм человека в заданный период времени. Предмет исследования: влияние биологических ритмов на жизнедеятельность человека (ученика, родителя, учителя, группы учеников).
1) Рассчитать биологические ритмы ученика на конкретную дату. Составить практические рекомендации для повышения эффективность деятельности ученика на конкретную дату.
2) Разработать оценочный лист для характеристики физического, эмоционального и интеллектуального состояния человека в баллах на месяц;
3) Провести эксперимент – в течение одного месяца ученик наблюдает за состоянием своего организма без знания биологических ритмов, и заполняет оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние. Затем в течение следующего месяца ученик заполняет оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние c учетом своих биологических ритмов. Сравнить количество баллов, оценивающих состояние ученика без знания его биоритмов и с их учетом, и сделать выводы.
4) Провести эксперимент – в течение месяца родитель и научный руководитель наблюдают за состоянием своего организма без знания биологических ритмов, и заполняют оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние. Затем в течение следующего месяца родитель и научный руководитель заполняют оценочный лист, характеризующий их физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние с учетом своих биологических ритмов. Сравнить количество баллов, оценивающих состояние родителя и научного руководителя без знания биоритмов и с их учетом, и сделать выводы.
5) Провести эксперимент в классе с группой учеников и выявить может ли знание биоритмов повысить их успеваемость.
6) Сделать выводы о том, может ли знание биологических ритмов человека улучшить качество его жизни.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме; наблюдение, тестирование, проведение экспериментов; анализ практических результатов эксперимента.
1) Расчет биологических ритмов ученика на конкретную дату.
На первом этапе научно-исследовательской работы рассчитаны биологические ритмы ученика на конкретную дату и составлены практические рекомендации для повышения эффективности его деятельности.
Для расчета физического, эмоционального и интеллектуального биоритма использовали стандартную методику расчета биоритмов, разработанную Кузнецовым Ю.Ф. [3] и программы на ЭВМ «Расчет биоритмов человека». Расчет биологических ритмов проводили для Пугачева Ярослава, 08.05.2005 года рождения. С помощью программы на ЭВМ построили зависимости физического, эмоционального и интеллектуального состояния Пугачева Ярослава на период с 10.09.2014 по 09.10.2014 года представленные на рис. 2.
Рис. 2. Биологические ритмы человека во времени
Анализируя полученные зависимости биологических ритмов можно сделать следующий вывод, на расчетную дату – 12 сентября 2014 года: физическое состояние составляет (73%) – подъем физической активности, прилив энергии; эмоциональное состояние составляет (97%) – позитивный настрой, сильное проявление интуиции; интеллектуальное состояние составляет (–19%) – снижение интеллектуальных способностей, возрастает невнимательность.
Следует отметить, что в исследуемый период наблюдаются критические дни – 13 сентября, 18 сентября – когда один из биоритмов равен нулю, и «двойные» критические дни – 02 октября – когда несколько биоритмов равны нулю. Исходя из вышеизложенного, на дату 12 сентября 2014 года можно дать следующие рекомендации: можно активно заниматься спортом, результаты будут на высоте; можно планировать важные дела, за которые долгое время боялись взяться; не следует заниматься интеллектуальной деятельностью.
Испытуемый ученик (Пугачев Ярослав), зная свои биоритмы, учел все данные рекомендации и провел день с высокой эффективностью и минимальными физическими, эмоциональными и интеллектуальными затратами: в тренировках по плаванию он выполнил без единой ошибки кувырок в воде, который ему долго не давался; в школе, как командир класса, он провел профилактическую беседу с одноклассниками на тему «Поведение учеников на перемене»; в этот день он не стал заниматься дополнительно дома по математике в решении олимпиадных задач.
В итоге прожитый день – 12 сентября 2014 года можно оценить на «5» баллов.
2) Изучение влияния биоритмов испытуемых на эффективность их деятельности
Анализируя результаты по влиянию биоритмов испытуемого (ученика) на эффективность его деятельности, полученные на первом этапе научно-исследовательской работы, представилось интересным увеличить исследуемый период времени и провести второй этап работы в виде эксперимента, заключающегося в следующем:
— в течение месяца (с 13.09.2014 – 12.10.2014 гг.) испытуемый живет без знания своих биологических ритмов, и ежедневно в одно время (вечером) оценивает в баллах прожитый день по трем составляющим состояния организма – физическое, эмоциональное, интеллектуальное;
— в течение месяца (с 13.10.2014 – 11.11.2014 гг.) испытуемый планирует свою деятельность с учетом своих биологических ритмов, и ежедневно в одно время (вечером) оценивает в баллах прожитый день по трем составляющим состояния организма – физическое, эмоциональное, интеллектуальное.
С этой целью был разработан оценочный лист, характеризующий по пятибалльной шкале физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за прожитый день (табл. 1). В качестве показателей характеризующих состояния организма были выбраны следующие, для оценки:
- физического состояния – физические нагрузки на тренировках по плаванию, т.е. если физический биоритм отрицательный, то нагрузки в этот день были минимальные, если физический биоритм положительный, то нагрузки были максимальные;
- эмоционального состояние – настроение;
- интеллектуального состояния – дополнительные занятия дома по математике в виде решения олимпиадных задач, т.е. если интеллектуальный биоритм отрицательный, то в этот день занятия не проводились, если интеллектуальный биоритм положительный, то занятия проводились в двойном объеме.
Для того чтобы оценить эмоциональное состояние испытуемого был проведен анализ литературных источников и изучены различные методики диагностики общего эмоционального состояния (например, методика САН (самочувствие, активность, настроение), тест-опросник «Оценка настроения») [1, 2] и на их основе разработан свой тест-опросник «Мое настроение». В разработанный тест-опросник входит 10 ключевых слов описывающих эмоциональное состояние человека: вялый, раздраженный, мрачный, унылый, грустный, недовольный, озабоченный, изнуренный, печальный, несчастный. Испытуемый должен был выбрать те слова, которые характеризуют его эмоциональное состояние за прожитый день, а затем дать его оценку в% согласно следующей шкале:
10 – 8 слов – 100 – 80%; 8 – 6 слов – 80 – 60%; 6 – 4 слова – 60 – 40%;
4 – 2 слова – 40 – 20%; 2 – 1 слово – 20 – 10%.
В табл. 2 представлена разработанная оценочная шкала в баллах для характеристики физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого, и в дальнейшем используемая в оценочном листе, характеризующем прожитый день.
В период времени с 13.09.2014 – 12.10.2014 гг. испытуемый (ученик) наблюдал за состоянием своего организма, и заполнял оценочный лист, характеризующий активность прожитого дня, ежедневно в 21:00, согласно разработанной оценочной шкале, результаты заносил в табл. 3, а в конце исследуемого периода времени просчитал суммарное количество баллов набранных по физическому, эмоциональному и интеллектуальному состоянию организма. Далее на период времени 13.10.2014 – 11.11.2014 гг. были рассчитаны биоритмы испытуемого (рис. 3) и он планировал свою деятельность на день согласно их значению.
Рис. 3 Биологические ритмы испытуемого (ученика) во времени
Оценочный лист, характеризующий физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за исследуемый период
Источник