Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
методическая разработка на тему
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное благополучие дошкольника | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
Корнева Юлия Михайловна
Воспитатель МДОУ детский сад №1 «Улыбка»
саратовская область р.п. Озинки
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Они отличаются качественной полиграфией, но часто стандартны и маловариативны. Содержание данных игр не может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных детям 3-7 лет. Чтобы их заинтересовать и увлечь, вызвать живой эмоциональный отклик, педагогу-психологу желательно адаптировать уже известные игровые упражнения в соответствии с возникающими в жизни ситуациями. А еще лучше — разработать собственные варианты.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью (которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды. Представляю упражнения на развитие психоэмоционального благополучия (из опыта работы):
«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека)
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх — улыбающийся, радостный; с уголками вниз — грустный, расстроенный). А затем вместе с воспитателем он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью — воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные). В результате портрет становится завершенным и выразительным, а разговор с педагогом-психологом о совместно выполненной работе — более непосредственным и живым. С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнавать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.
Психогимнастика «Веселый ручеёк»
Дети располагаются сидя по кругу, на ковре, берутся за руки, расслабляются. Дети мысленно представляют, что внутри их, живет добрый и веселый ручеёк. В ручейке течет прозрачная, чистая, теплая водичка. Ручеёк очень маленький и озорной. Ему тяжело было усидеть на одном месте. Ребята представляют, как чистая, прозрачная, теплая водичка переливается через их ручки друг к другу по кругу. Так они передают друг другу радость.
Игра «Ловкие рыбки»
Цель: снятие психомышечного напряжения, робости, страха прикосновения.
Перед началом игры выбираются две «рыбки». Оставшиеся дети делятся на пары, поворачиваются друг к другу лицом, берутся за руки – это «сеть». Детям объясняется, что маленькая «рыбка» запуталась в сети и очень хочет выбраться. Попасть в «сеть» для «рыбки» это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Ей нужно проползти на животе под сцепленными руками, которые дотрагиваются до ее спины, немного поглаживают, щекочут. «Рыбка», которая проползла под сетью первой, ждет подругу, следующей за ней. Они берутся вместе за руки и тоже становятся «сетью». Игра продолжается. (движение «сети» не должно быть агрессивным)
Упражнение «Дорожка злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
В группе в эмоциональном уголке лежит «дорожка злости» (дорожка с шероховатой поверхностью). Если ребенок пришел с плохим настроением в детский сад, агрессивный по отношению к другим, предложите ему пройти к волшебной дорожке. Ребенок разувается, заходит на дорожку и вытирает ножки пока его настроение не поменяется на противоположное (пока малышу не захочется улыбнуться)
Игра «Вкусный мандарин»
Воспитатель делит мандарин на 4 части и угощает четырех детей. Ребята, которые получили мандарин сами делятся с другими детьми и так каждому достается по небольшой дольке. При этом каждый ребенок, получивший дольку мандарина произносит слова благодарности.
Игра «Волшебные дождинки»
Дети встают в круг. Они «дождинки». В центре «тучка» с волшебной водой доброты. (чашка в руках у взрослого). Под музыку все «дождинки» кружатся вокруг «тучки». С окончанием музыки «тучка» разбрызгивает воду вокруг и спрашивает «дождинок», кому они помогли? Все «дождинки» должны рассказать «тучке» про свои добрые дела, в конце «тучка» повторяет все, что рассказали ей дождинки.
В игре, дети – «бабочки», а взрослый – «волшебник». Под музыку они двигаются, кружатся в хороводе. С окончанием музыки «бабочки» замирают. «Волшебник» дотрагивается своей палочкой до «бабочки». Эта «бабочка» рассказывает, кому и какой подарок она приготовила. После рассказа «бабочки» о своей подарке, она оживает и снова кружится в хороводе. Игра проводится до тех пор, пока все бабочки не оживут.
Ребята стоят в кругу закрыв глаза. Ведущий предлагает подумать о том, что они любят больше всего на свете. Одному из детей взрослый дает сердечко и просит рассказать о том, что он любит больше всего на свете. Сердечко передается всем детям по очереди и каждый рассказывает.
Игра «Я люблю свою семью»
Дети делятся на группы, группа – это семья и каждый из детей будет играть роль одного из членов семьи. Только используя мимику, жесты, действия, позы нужно показать любовь к своим близким. (Можно поцеловать, обнять, присесть рядом или угостить конфеткой).
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка — искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых — родителей, воспитателей, специалистов детского сада.
Источник
Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников
Наталья Игоревна Кошкина
Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка
Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает
• доверительное и активное отношение к миру
• формирует высокую самооценку
• ориентацию на жизненный успех.
Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:
которые будут сопровождать его всю жизнь.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:
• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.
• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе
•Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.
• Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.
• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
• Опираться на добровольную помощь детей
• Быть затейником и участником детских игр и забав
o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:
• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение
• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»
• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»
• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»
• Организация выставок «Моё творчество»
• Наличие в группах «Уголков гнева»
• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме
• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»
• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться
• Разумная занятость детей, в течении всего дня
• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности
• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.
• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества
• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
• Хорошее настроение детей в течение всего дня;
• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
• Желание участвовать в коллективной деятельности;
• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.
Обеспечение благоприятной адаптации дошкольников при переходе из ДОУ в начальную школу СЛАЙД № 2 Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.
Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении.
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Консультация на тему «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный.
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию.
Семинар — практикум для родителей «Обеспечение ранней позитивной социализации дошкольников» 1 слайд Семинар – практикум для родителей «Обеспечение ранней позитивной социализации дошкольников» 2 слайд. Упражнение «Приветствие».
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами Особое значение использования.
Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней.
Источник