- Защита «чувств верующих»: о чём закон?
- Почему нет закона об оскорблении чувств атеистов?
- Права человека просят принять на веру
- Пригодится ли российский опыт защиты чувств верующих во всем мире
- Фотогалерея
- Исламский мир против Эмманюэля Макрона
- Европа отказывается преследовать за оскорбление чувств верующих
- Как наказывают за оскорбление верующих
- Россия ужесточила закон после панк-молебна
- Как ЕСПЧ занялся ловлей покемонов
- «Нет задачи просто преследовать людей»
- «Для поддержания баланса и гражданского согласия нужен диалог»
- Алексей Тарханов — о Charlie Hebdo под пулями цензуры
- «Следует рассматривать защиту религиозных чувств как неотъемлемую часть прав человека»
Защита «чувств верующих»: о чём закон?
Речь пойдёт о 148-й статье УК РФ.
Сразу скажу: я не юрист и не намерен здесь обсуждать правоприменительную практику. Моя задача — ответить на наиболее распространённые вопросы относительно этого закона. Вопросы не юридические, а скорее, философские.
Если «теория без практики мертва», то «практика без теории пуста». К сожалению, неверное понимание элементарных основ права вводит в заблуждение даже верующих людей, свидетельство чему — недавняя демонстрация за отмену 148-й статьи.
Заметка написана в формате «вопрос-ответ».
— Нет ли противоречия между заповедью Библии подставить другую щёку и местью за оскорбление чувств, которую предусматривает 148-я статья УК РФ?
— Ни малейшего. Прочитайте внимательно слова Евангелия и указанную Вами статью — и Вы увидите: заповедь регулирует личную жизнь человека, статья — жизнь общественную. Церковь с самого начала своего существования, с одной стороны, призывала к прощению личных врагов, с другой стороны — признавала необходимость сильной власти, организующей жизнь общества.
— Но что же именно защищает эта статья? Если верующий должен «подставлять щёку» и не должен обижаться, то зачем нужен закон?
— Во-первых, не все верующие причисляют себя к христианам и готовы «подставлять щёки» направо и налево, а могут и ответить. Оно нам надо, в многонациональной стране? Во-вторых, этим законом защищаются не личные амбиции верующих, а российское общество. Тот факт, что Православие (как и другие традиционные религии России) на протяжении веков формировало культуру и государственность в нашей стране, ни у кого сомнений не вызывает. Высказывая публичное неуважение к традиционным верованиям, человек демонстрирует неуважение к российскому обществу. Что и преследуется законом.
— Но ведь невозможно определить такое скользко понятие, как «чувства верующих». Таким образом, статья преследует за оскорбление непонятно чего!
— Возьмите простую аналогию: статья 329 преследует за надругательство над гербом и флагом РФ. Но ведь и малым детям понятно, что ни у того, ни у другого нет чувств или чести, над которой можно надругаться! Кроме того, читайте внимательно: статья преследует,
публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Проще говоря, оскорблены ли чьи-то чувства или нет — вопрос другой (который может стать предметом гражданского иска, например), но намерение оскорбить преступно. И истцом в уголовном судопроизводстве выступает прокурор от имени государства , а не оскорблённого верующего.
Источник
Почему нет закона об оскорблении чувств атеистов?
В июне 2013 года в России приняли поправки в Уголовный кодекс «в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан «, которые в СМИ и соцсетях называют законом об оскорблении чувств верующих. По сути ничего существенного не случилось. Просто в статью 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» были включены действия, «выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» . Однако у атеистов и антиклерикалов так припекло, будто законодатели запретили им исповедовать не религиозное мировоззрение и критиковать религиозное. До сих пор на форумах вскипают возмущенные разумы графоманов с таким эмоциональным остервенением, что создаётся впечатление, что оскорбление верующих единственная форма существования атеизма, и этот Закон лишил его жизни.
Внешне формулировки критиков выглядят даже правдоподобно. Настолько, что даже некоторые верующие начали выступать за отмену правок.
А как закон выглядит со стороны, из Беларуси: есть ли в нём необходимость и логика?
Прежде всего обращает внимание, что практически все действия, подпадающие под него, и до внесения правок были наказуемы российским законодательством. Только квалифицировались иначе. Как хулиганство, например. Караются они и белорусскими законами. То есть Закон не восполняет какую-то лакуну в регулировании общественных отношений. Скорее, он даёт новый взгляд на некоторые антиобщественные и аморальные действия, сосредотачивая внимание гражданина на необходимости уважать мировоззрение других граждан.
Таким образом Закон воспитывает толерантность, веротерпимость. Не об этом ли мечтают либералы и демократы? Оказалось, что российские — не об этом. Ибо либеральные российские СМИ более других возмущены случаями применения обсуждаемых правок.
Аргументация логикоподобна: специальные меры по защите верующих дискредитируют неверующих. «Верующие что, сверхлюди какие-то?! Они что имеют какие-то особые чувства, которых нет у неверующих?!»
К удивлению либерально-антиклерикальной общественности ответ на оба псевдориторических вопроса — «да!». Религиозный человек в сравнении с не религиозным действительно сверхчеловек. Ибо приобщён (во всяком случае субъективно) сверхреальности, в которую отвергает не религиозный человек. Именно поэтому у него появляются чувства, которые не могут иметь место у последовательного атеиста: чувство объективной значимости и ценности религиозных святынь. В мировоззрении последовательно атеистическом любая ценность, даже этическая, условна и иллюзорна. А значит и оскорбление её иллюзорно. Она установлена людьми, людьми же и может быть переосмысленна.
«Наблюдаемая нами вселенная имеет как раз такие свойства, которых нам следует ожидать, если в её основе нет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего кроме слепого, безжалостного безразличия… ДНК не знает и не заботится. ДНК просто есть. А мы танцуем под её музыку» . (Ричард Докинз, Река, текущая из рая)
«Нравственность, или говоря более точно, наша вера в нравственность, является всего-навсего приспособлением, предназначенным для целей нашего дальнейшего воспроизводства. Таким образом, основание этики заложено не в воле Бога… В любом значимом смысле этика, как мы ее понимаем, является иллюзией, внушенной нам нашими генами, направленной на то, чтобы мы взаимодействовали с ними » (Ruse M. and Wilson E.O. Evolution and Ethics. P.51-52. Цит. по: источник )
Поэтому, когда устанавливается защита специфических чувств верующих тем самым не дискредитируются аналогичные чувства атеистов ввиду отсутствия их у последних.
Видите ли, специальные нормы законодательства по защите прав родителей или автомобилистов не дискредитируют граждан бездетных и не имеющих автомобилей.
Что же касается чувств общегражданских, не касающихся переживания объективной значимости святынь, они в равной мере защищены у верующих и неверов другими нормами законодательства.
Есть ещё такой аргумент против Закона: «Верующим велено прощать — они не должны оскорбляться» . Оставим за рамками тот факт, что заповедь о всепрощении дана в отношении лишь личных оскорблений. Понимаете, если от пули защитил бронежилет и человек поэтому остался жив, это не снимает ответственности с убийцы за покушение на убийство. Аналогично если верующий не отреагировал на оскорбление гневом или огорчением ввиду внутренней нравственной закалки, это не снимает вины и ответственности с человека, который намеренно пытался оскорбить верующего, но провалился по не зависящим от него причинам.
Ещё один аргумент: «Чувства верующих защищает Господь, а не Уголовный кодекс» . Здесь речь идёт о личной духовной жизни конкретного человека. Но светские законы принимаются не для того, чтобы решать проблемы личной духовности граждан, а для обеспечения общественной безопасности. Верующий для себя может определить: «Мою жизнь защищает Бог, а не Уголовный кодекс» . Но это не значит, что на этом основании из УК нужно изъять наказание за убийство верующих.
Для себя я делаю итоговый вывод. Подобный закон не является необходимым в Беларуси. Однако его введение может быть полезно с целью воспитания толерантности. Но только при условии, что законодателем будет чётко определена разница между оскорблением и критикой. Последнее должно помешать использовать закон как инструмент идеологических репрессий.
Источник
Права человека просят принять на веру
Пригодится ли российский опыт защиты чувств верующих во всем мире
На фоне недавних терактов в Европе на религиозной почве президент России Владимир Путин поддержал тезис о необходимости наднационального закона об оскорблении чувств верующих. Экспертами слова главы государства были истолкованы как намерение распространить действующую в РФ практику уголовного преследования за эти действия на весь мир. Представители конфессий полагают, что такая инициатива заслуживает поддержки. “Ъ” проанализировал, как появилась и работает введенная в 2013 году ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих), почему силовики потеряли к ней интерес и готово ли общество защищать чувства верующих без уголовного преследования.
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Президент России Владимир Путин на встрече с представителями религиозных конфессий назвал провокаторами тех, кто оскорбляет чувства верующих. Встреча прошла 4 ноября, в День народного единства. Участники обсудили проблему межрелигиозных конфликтов на фоне терактов в Европе, а также реакцию мусульманского мира на карикатуры на пророка Мухаммеда, публикуемые во французской сатирической газете Charlie Hebdo.
16 октября чеченец по происхождению Абдулахан Анзоров, приехавший во Францию еще в детском возрасте из Москвы, отрубил голову школьному учителю Самюэлю Пати в городе Конфлан-Сент-Онорине к западу от Парижа. По версии следствия, он хотел наказать педагога за то, что тот показал своим ученикам карикатуры Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда. Эмманюэль Макрон посмертно наградил Самюэля Пати орденом Почетного легиона. Также господин Макрон призвал сделать ислам «французским, просвещенным, резко ограничив воздействие внешних спонсоров и менторов из других стран, слишком активно вовлеченных в жизнь и воспитание молодежи». Спустя несколько дней последовали новые теракты — в Вене и Ницце.
Распространить на все страны мира уже действующий в России запрет на оскорбления чувств верующих, предусматривающий уголовную ответственность, предложил председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. «Надо продумать это, это действительно хорошее предложение. Не понимаю, кто может быть против того, чтобы запретить оскорбление чувств верующих в любой форме»,— заявил в ответ Владимир Путин. Он предложил сделать это на площадке ООН, пообещав поручить МИД «проработку вопроса».
Фотогалерея
Исламский мир против Эмманюэля Макрона
В столице Бангладеш 27 октября около 40 тыс. человек собрались у посольства Франции. Митингующие сожгли чучело Эмманюэля Макрона, назвав его «почитателем сатаны». «Макрон дорого заплатит»,— скандировала толпа
Фото: Reuters / Mohammad Ponir Hossain
В секторе Газа демонстранты сожгли фотографии Эмманюэля Макрона. На стенах домов появились антифранцузские граффити
Фото: Reuters / Mohammed Salem
На фото: полки супермаркета в столице Йемена с размещенными на них призывами не покупать продукты из Франции» aria-hidden=»true»>
На фото: полки супермаркета в столице Йемена с размещенными на них призывами не покупать продукты из Франции»>
26 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал бойкотировать французские товары. Бойкот начался и в других исламских странах
На фото: полки супермаркета в столице Йемена с размещенными на них призывами не покупать продукты из Франции
Фото: Reuters / Khaled Abdullah
В магазинах Кувейта французские продукты убрали с полок или закрыли полиэтиленовой пленкой
Фото: Reuters / Stephanie McGehee
Аятолла Ирана Али Хаменеи назвал поддержку президентом Франции карикатур на пророка Мухаммеда «идиотской акцией». У французского посольства в Тегеране прошел митинг (на фото)
Участник митинга в Тегеране с портретом Эмманюэля Макрона и отпечатком ботинка на нем
В Газе двери французского посольства заклеили плакатами с призывами бойкотировать все французское
Фото: Reuters / Ammar Awad
В пакистанском Пешаваре жгли французские флаги и портреты президента Макрона с отпечатком подошвы на лице
Фото: Reuters / Fayaz Aziz
В Палестине в антифранцузских протестах приняли участие сторонники движения «Хамас»
Фото: Reuters / Suhaib Salem
Участники акции протеста в столице Бангладеш призвали к бойкоту французских товаров
Фото: Reuters / Stringer NO RESALES. NO ARCHIVES.
На фото: митинг в Мумбаи» aria-hidden=»true»>
На фото: митинг в Мумбаи»>
МИД Индии выразил «сожаление о личных нападках на президента Эмманюэля Макрона в неприемлемой лексике и в нарушение основных стандартов международного дискурса». Но протесты мусульман прошли и в индийских городах
На фото: митинг в Мумбаи
Фото: Rafiq Maqbool / AP
Жители сомалийского Могадишо и других городов перегородили движение на нескольких дорожных магистралях. Они выкрикивали антифранцузские лозунги и сжигали флаги Франции и портреты Эмманюэля Макрона
Фото: Reuters / Feisal Omar
Иранские газеты изобразили Эмманюэля Макрона в образе дьявола. Такие же портреты держали в руках протестующие у посольства Франции в Тегеране
Фото: Ebrahim Noroozi / AP
Участники акции протеста против политики Эмманюэля Макрона и его высказываний в отношении карикатур на пророка Мухаммеда у посольства Франции в Москве 29 октября
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
В столице Бангладеш 27 октября около 40 тыс. человек собрались у посольства Франции. Митингующие сожгли чучело Эмманюэля Макрона, назвав его «почитателем сатаны». «Макрон дорого заплатит»,— скандировала толпа
Фото: Reuters / Mohammad Ponir Hossain
В секторе Газа демонстранты сожгли фотографии Эмманюэля Макрона. На стенах домов появились антифранцузские граффити
Фото: Reuters / Mohammed Salem
26 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал бойкотировать французские товары. Бойкот начался и в других исламских странах
На фото: полки супермаркета в столице Йемена с размещенными на них призывами не покупать продукты из Франции
Фото: Reuters / Khaled Abdullah
В магазинах Кувейта французские продукты убрали с полок или закрыли полиэтиленовой пленкой
Фото: Reuters / Stephanie McGehee
Аятолла Ирана Али Хаменеи назвал поддержку президентом Франции карикатур на пророка Мухаммеда «идиотской акцией». У французского посольства в Тегеране прошел митинг (на фото)
Участник митинга в Тегеране с портретом Эмманюэля Макрона и отпечатком ботинка на нем
В Газе двери французского посольства заклеили плакатами с призывами бойкотировать все французское
Фото: Reuters / Ammar Awad
В пакистанском Пешаваре жгли французские флаги и портреты президента Макрона с отпечатком подошвы на лице
Фото: Reuters / Fayaz Aziz
В Палестине в антифранцузских протестах приняли участие сторонники движения «Хамас»
Фото: Reuters / Suhaib Salem
Участники акции протеста в столице Бангладеш призвали к бойкоту французских товаров
Фото: Reuters / Stringer NO RESALES. NO ARCHIVES.
МИД Индии выразил «сожаление о личных нападках на президента Эмманюэля Макрона в неприемлемой лексике и в нарушение основных стандартов международного дискурса». Но протесты мусульман прошли и в индийских городах
На фото: митинг в Мумбаи
Фото: Rafiq Maqbool / AP
Жители сомалийского Могадишо и других городов перегородили движение на нескольких дорожных магистралях. Они выкрикивали антифранцузские лозунги и сжигали флаги Франции и портреты Эмманюэля Макрона
Фото: Reuters / Feisal Omar
Иранские газеты изобразили Эмманюэля Макрона в образе дьявола. Такие же портреты держали в руках протестующие у посольства Франции в Тегеране
Фото: Ebrahim Noroozi / AP
Участники акции протеста против политики Эмманюэля Макрона и его высказываний в отношении карикатур на пророка Мухаммеда у посольства Франции в Москве 29 октября
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Европа отказывается преследовать за оскорбление чувств верующих
«В Европе аналогичные законы существуют, не то чтобы мы тут сами это придумали,— рассказал “Ъ” директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.— Но в отличие от России западный мир от них, наоборот, постепенно отказывается». Действительно, так называемые законы о богохульстве, под которым понимаются ненадлежащее обращение с религиозной атрибутикой, грубые высказывания и неуместные действия в отношении религии, продолжают действовать в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Турции и ряде других стран. За последние 20 лет уголовную ответственность за богохульство отменили Италия, Норвегия, Нидерланды, Исландия, Дания, Ирландия и Канада. В Австрии, Германии, Испании, Польше, Греции, Финляндии и некоторых других европейских странах законы сохранились, но применяются в мягкой форме или не применяются вовсе. «Европейский суд по правам человека рассматривал ряд дел о защите чувств верующих, и они были не уголовными, а гражданскими историями,— рассказывает господин Верховский.— Во всех них речь шла о художественных мероприятиях, чьих-то религиозных чувствах.
В целом позиция Европейского суда заключается в том, что, поскольку речь идет о балансе права на свободу высказывания и интересов граждан, решение этого вопроса суд оставляет на усмотрение национальных властей».
Аналогичное законодательство в России тоже имеет свою историю. В Российской Империи за богохульство наказывали каторгой. В СССР подобной нормы в законодательстве не существовало, а в 1993 году еще действующий до принятия Конституции «советский» Уголовный кодекс дополнили нормой об ответственности «за оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии», наказание предусматривало срок лишения свободы до одного года (ч. 2 ст. 143 УК РСФСР). Эксперты международной правозащитной группы «Агора» говорят, что никаких следов применения этой нормы обнаружить не удалось и в новый кодекс она не вошла.
Как наказывают за оскорбление верующих
В принятом же в 1996 году УК РФ появилась ст. 148, которая предусматривала ответственность за «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов» с максимальным наказанием в виде трехмесячного ареста. Впрочем, и эта норма тоже ни разу не применялась.
Как следует из доклада «Агоры» «Либерализация по-русски» (2019 год), в редких случаях граждан, нелицеприятно высказавшихся о религии или представителях духовенства, привлекали к уголовной ответственности за возбуждение вражды по религиозному признаку (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Например, в 2005 году по этой статье осудили и приговорили к штрафу организаторов художественной выставки «Осторожно, религия!» — директора Центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и его коллегу Людмилу Василовскую. А в 2012 году в разжигании вражды обвинили карельского активиста Максима Ефимова, который, выступая против передачи РПЦ республиканского имущества, опубликовал в интернете заметку «Карелия устала от попов». В том же году он получил политическое убежище в Эстонии.
Россия ужесточила закон после панк-молебна
Акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя, 2012 год
Фото: Митя Алешковский / ТАСС
Акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя, 2012 год
Фото: Митя Алешковский / ТАСС
Ситуация изменилась после громкого процесса над участницами панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве в 2012 году, который, по словам самих активисток, выражал протест против слияния церкви и государства. Таким образом активистки критиковали патриарха и РПЦ за поддержку, по их мнению, кандидатуры Владимира Путина на выборах президента. В акции участвовали пять женщин в балаклавах, исполнивших на амвоне храма молитву «Богородица, Путина прогони». Представители РПЦ и других религиозных организаций назвали акцию «преступлением против общественной нравственности», «кощунством» и «попранием чувств верующих». В августе 2012 года участниц панк-группы Надежду Самуцевич, Марию Алехину и Надежду Толоконникову (еще двух участниц акции следователи не нашли) приговорили к двум годам колонии по ч. 2 ст. 213 УК РФ за хулиганство на почве религиозной ненависти. В октябре Мосгорсуд заменил Самуцевич наказание на условное и освободил в зале суда.
«Все понимали, что этот приговор был кривым, ненависть к верующим в их действиях притянули за уши, а ругать церковь у нас законом не запрещено,— вспоминает Александр Верховский.
— И законодатели придумали формулировку ст. 148 УК РФ, которая прямо описывала их акцию: действия, нарушающие общественный порядок, направленные на оскорбление религиозных чувств». Предусматривающая штраф ст. 5.26 КоАП (о воспрепятствовании осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) подверглась фундаментальной правке, и в 2013 году в УК РФ были внесены изменения, неформально названные законом об оскорблении чувств верующих.
Ст. 148 УК РФ за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, предусматривает наказание от штрафа до одного года лишения свободы.
После этого закон об оскорблении чувств верующих заработал. Уже в августе 2014 года жителя Ижевска приговорили к 200 часам обязательных работ за публикацию во «ВКонтакте» изображения, «оскорбляющего чувства мусульман», а сам подсудимый утверждал, что хотел «всего лишь поделиться смешной картинкой». В том же году суд отправил жителя Екатеринбурга Антона Симакова на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Совершая «обряд жертвоприношения вуду против войны на Украине», он обезглавил петуха, используя портрет действующего тогда президента Украины Петра Порошенко и православную атрибутику. Именно это счел «осквернением святынь» и оскорблением религиозных чувств написавший на него заявление в полицию сотрудник местной телекомпании Максим Румянцев.
Как ЕСПЧ занялся ловлей покемонов
Самым громким после акции Pussy Riot стало дело против екатеринбургского блогера Руслана Соколовского, который в августе 2016 года опубликовал в своем YouTube-канале видеоролик «Ловим покемонов в церкви». В нем он ходил со смартфоном в Храме на Крови, играя в популярную тогда игру «Pokemon GO». Следователи присмотрелись к публикациям блогера и обнаружили в его деятельности не только оскорбляющую чувства верующих ловлю покемонов, но и разжигание к ним ненависти. В итоге в 2017 году Руслана Соколовского, который провел несколько месяцев в СИЗО, приговорили к двум годам и трем месяцам лишения свободы условно.
Видеоблогеру Руслану Соколовскому в вину было поставлено, в том числе, отрицание существования Иисуса Христа
Фото: Давид Френкель, Коммерсантъ
Видеоблогеру Руслану Соколовскому в вину было поставлено, в том числе, отрицание существования Иисуса Христа
Фото: Давид Френкель, Коммерсантъ
Всего, по данным судебного департамента при Верховном суде РФ, с 2014 по 2020 год в России по ст. 148 УК РФ было вынесено 30 приговоров. «Агоре» удалось отследить 19 дел, и в большинстве случаев людей обвиняли за публикации в интернете. «Один раз оскорбленными признавали чувства приверженцев буддизма, два раза — ислама и семнадцать раз — христианства,— сообщается в докладе «Агоры».— Оскорбление чувств христиан, как правило, включало в себя критические высказывания о представителях Русской православной церкви».
Если в 2019 году за оскорбление чувств верующих приговорили всего трех человек, то в 2020-м не было вынесено ни одного такого приговора.
Правда, новое дело едва не появилось против комика Александра Долгополова, который был вынужден на время уехать из России из-за интереса полиции к его выступлению в санкт-петербургском стендап-клубе HopHead Tap Room. Тогда господин Долгополов рассказал в своем инстаграме, что клуб получил запрос от ГУ МВД по Московской области с требованием рассказать о его выступлении в апреле 2019 года. Запись концерта c названием «Новый час шуток», где комик шутил на политические и религиозные темы, была опубликована в YouTube. С заявлением в полицию об оскорблении своих религиозных чувств обратился посмотревший ее житель Подмосковья. Однако дело не имело продолжения.
Стендап-комик Александр Долгополов покинул Россию на фоне проверки полицией его творчества
Стендап-комик Александр Долгополов покинул Россию на фоне проверки полицией его творчества
«Нет задачи просто преследовать людей»
«У силовиков нет задачи просто преследовать людей, у них бывает задача либо наращивать статистику, либо расследовать реально опасные деяния. Либо они выполняют политический заказ,— полагает Александр Верховский.— Но на статистику ст. 148 УК явно не влияет, число приговоров по этим делам ничтожно». Правовой аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов считает, что «правоохранительные органы утратили интерес к преследованию за оскорбление религиозных чувств». «Ст. 148 УК быстро утратила для них свою привлекательность как новелла в законодательстве из-за своей мягкости по сравнению с пограничными по составу ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды),— считает господин Гайнутдинов.— Получить обвинительный приговор по «экстремистским» статьям для людей в погонах более выгодно и почетно, при этом следователи и суды не любят нестандартные дела, им проще и приятней двигаться по проложенным рельсам и использовать привычные методики».
Пример того, что статья об оскорблении чувств верующих пока неинтересна силовикам, показала реакция на последние действия акциониста Павла Крисевича. 5 ноября у здания ФСБ на Лубянке Павел Крисевич был «распят» на кресте, под которым его соратники разожгли костер и бросали туда тома уголовных дел: акция посвящалась политзаключенным. На активиста был составлен протокол о неповиновении законным требованиям полицейских (ч. 1 ст. 19.3 КоАП), которые просили его сойти с креста во время акции. Его наказали 15 сутками ареста.
Акция Павла Крисевича возле здания ФСБ на Лубянке
Фото: pavelkrisevich / instagram
Акция Павла Крисевича возле здания ФСБ на Лубянке
Фото: pavelkrisevich / instagram
Однако Дамир Гайнутдинов считает, что «очередное включение ст. 148 в повестку может быть результатом политического решения, тогда дела начнут расти как грибы». По мнению правозащитника, предложение российского президента поддержать идею распространения статьи об оскорблении религиозных чувств на весь мир «может быть воспринято российскими силовиками как призыв к действию».
«Все годы правоприменительной практики в России показывают, что этот закон крайне неудачный, потому что он переводит религиозную жизнь в область чувств и эмоций,— рассказал “Ъ” церковно-общественный деятель, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.
— Оскорбление религиозных чувств — это исключительно эмоциональное событие, и оно к содержанию веры, христианской или какой-либо другой, никакого отношения не имеет. И мы часто видим, что это инструмент для серьезных манипуляций как на национальном, так и на региональном уровне».
«Для поддержания баланса и гражданского согласия нужен диалог»
«В последние дни сторонники закона о защите чувств верующих заявляют, что мусульман не надо обижать, ведь в ответ они совершат десяток терактов. Но этот аргумент для государства довольно унизительный,— утверждает Александр Верховский.— Это не означает, что мусульмане — опасные люди. Опасны те, кто совершает теракты. Но если задача государства в том, чтобы их не расстроить, то это очень слабая позиция. Я не уверен, что террорист воспринимает наше государство как своего союзника, который вместе с ним защищает чувства тех же мусульман».
Алексей Тарханов — о Charlie Hebdo под пулями цензуры
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин «не сторонник уголовно наказывать за идеи», считая достаточным административное наказание за оскорбление чувств верующих, в том числе в ситуации с карикатурами на пророка Мухаммеда. Он считает, что регулирующее эту «сферу чувств» законодательство востребовано и имеет право на существование, так как «группы оскорбляющихся людей существуют, это факт», несмотря на то что в 2013 году криминализация статьи об оскорблении религиозных чувств «вызывала насмешки».
Сергей Чапнин считает, что в светском государстве преследование за оскорбленные чувства верующих не допустимо ни в каком виде — ни в уголовном, ни в административном. «Попытка придать оскорбленным чувствам законодательное обоснование делает диалог между людьми невозможным, переводя ситуацию в уголовно наказуемую историю».
Распространение вариантов преследования «за оскорбление чьих-то чувств» Александр Верховский считает опасной тенденцией, так как оскорбляться «будут и могут вообще кто угодно»:
«Я удивляюсь, почему до сих пор нет людей, которые осознали себя как оскорбляющихся за плохие стихи или «неправильную версию истории»».
По мнению господина Верховского, само существование такой статьи дает почву для неограниченных возможностей оскорбиться в чувствах совершенно разных групп людей.
«В России сильна православная традиция, как и исламская. И других религиозных много,— говорит господин Лункин.— Представители одних сильно оскорбляются, другие не очень, третьи вообще не оскорбляются. Популярно мнение, что верующих невозможно обидеть и поколебать их веру, а потому оскорбления не должны на них действовать. Но они действуют. Это будет происходить и дальше, и государство обязано регулировать информационное пространство, чтобы этот религиозный фактор не обострять».
Эксперт отметил, что избежать волны противостояния между светскими и религиозными людьми способен диалог между ними, который должно инициировать государство, выступающее «патроном в обществе и законодателем». «Этот диалог нужен власти для поддержания баланса и гражданского согласия, социальной гармонии и стабильности,— считает Роман Лункин.— В свою очередь, религиозное сообщество должно осознать в этом вопросе и свою ответственность. Пока что площадки для такого общения отсутствуют. А общение в демократическом обществе — главный инструмент для налаживания контактов и соблюдения некоторых балансов, сдержек и противовесов, в том числе такого рода законов».
«Следует рассматривать защиту религиозных чувств как неотъемлемую часть прав человека»
Представители религиозных конфессий между тем поддержали идею распространения уголовного преследования за оскорбление чувств верующих за пределы России.
Заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе рассказал “Ъ”, что «Русская православная церковь поддерживает предложение, которое сделал представитель мусульманской общины на встрече с главой российского государства».
«Мы считаем, что защита чувств верующих — это непременное условие межрелигиозного мира и согласия как в отдельных государствах, так и в глобальном масштабе».
По его мнению, «нападки на чувства верующих приводят к эскалации насилия, росту непонимания, недоверия, ненависти». «На самом деле на уровне ООН, в частности Совета ООН по правам человека, уже предприняты определенные шаги для того, чтобы поставить преграду на пути абсолютизации свободы творчества и самовыражения, которая якобы оправдывает издевательство над религиозными символами, над религиозными изображениями и над тем, что свято для представителей той или иной религии,— отметил он.— Кроме того, мы имеем практику Европейского суда по правам человека, в которой достаточно последовательно придерживаются точки зрения, что чувства верующих — это правовой институт, который имеет право на существование».
«Обычно людям хватает и общественной ответственности в виде морально-этических норм, чтобы не посягать на то, что является святым для многих сограждан, а вот для тех, кому этого недостаточно, существует дополнительная ответственность — уголовная,— заявил “Ъ” зампредседателя Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.— Безусловно, такая практика должна находить применение и в других странах». Принятый при поддержке Владимира Путина закон, защищающий религиозные чувства, подчеркнул он, «хорошо себя зарекомендовал на практике».
Президент Фонда поддержки христианской культуры, науки и образования, член правления Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас также убежден, что инициатива Владимира Путина «заслуживает поддержки». «В законодательстве ряда государств есть статьи, защищающие религиозных граждан и их чувства от богохульства и кощунства,— говорит он.— Следует рассматривать защиту религиозных чувств как неотъемлемую часть прав человека, ведь, например, для меня, человека верующего, мой Бог, моя вера и убеждения — это и есть моя жизнь».
Источник