Проблема воспитания культуры чувств

О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВ

Что понимается под воспитанием чувств?

– развитие хорошего вкуса (чувства и понимания изящного, красивого) через утонченное восприятие мира – природы, людей, произведений искусства;

– привитие навыков наблюдательности, развивая при этом внимание и волю;

– развитие высоких, нравственных чувств, включающих все богатство эмоциональных отношений человека к действи­тель­ности (воспитание чувства долга, ответственности, патриотизма, сострадания и т.д.)

Под культурой чувств понимается:

степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утончённому восприятию.

Мерилом, критерием культуры чувств принято считать

соотнесение поступка человека как проявления его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы.

Таким образом, культура чувств нечто большее, чем этикет или вежливость.

Сопереживание, доброжелательство определяют критерий воспитанности человека вообще.

Культура чувств формируется в процессе общения:

— в трудовой деятельности;

— в межличностных контактах.

Утончение чувственных восприятий человека приводит к развитию у него чувствознания, или познания духа.

Чувствознание есть сердечное постижение мира , так называемое прямое познание действительности — не умом, но сердцем — условно говоря, интуиция, или шестое чувство.

Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путём познания и представляет собой более высокую ступень человеческой эволюции. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира — мира мыслей и чувств.

«Культура умолкает там, где сердце немо»

«Солнце есть Сердце Системы, так же сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет сис­тему сердец, потому культ Света (культура) есть культ Сердца» 3 .

Испокон веков сердце является символом души, пере­живаний, чувств, а слово «сердечный» означает — исполненный искренности, расположения, идущий от души. Прямое познание действительности путем сердечного постижения мира (чувствознание) необходимо также воспитывать, развивая в человеке чуткость , душевность , доброжелательство , но ничто на Земле не зажжет так огонь сердца, как любовь.

Любовь есть доброжелательство и сострадание ко всему живому, и как высшее проявление человеческих чувств оно предполагает бескорыстие и самоотдачу .

Культура человека не может накопляться, если сердце не получает соответствующего питания (возвышенным и утонченным) и, лишенное связи с высшим, оно разлагается. Бессердечие есть не что иное, нежели а-культурное состояние сердца.

При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С малых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование . При этом, не эгоистическое, но широкое понимание труда – на пользу Общую. Такое представление значительно утончает сердце, развивает чувствознание 4 .

О Культуре как синтезе Знания и Красоты

Современные знания и новые передовые технологии в руках грубого, малокультурного человека могут сослужить опасную службу, и прогресс обратится против самого человека. Спасение от грубости и жестокости — в культуре чувств, в привитии хороше­го вкуса через постижение законов Красоты в искусстве и окружающем мире.

Самый насущный принцип жизни , писал Н.К. Рерих, это воспитание в человеке хорошего вкуса – чувства и понимания прекрасного. В этом он видел символ утонченного, расширенного сознания, принцип сохранения и умножения духовной культуры.

«Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге», гласит восточная мудрость.

Осуществляя школьное обучение на принципах Красоты, воспитывать необходимо и в детях, и в себе не только чувства, но и мысли.

О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ

«Распущенность мысли погибнуть должна» 5

Мысль как тонкоматериальное образование, обладающая определенной энергией, рассматривается сегодня многими учеными как факт. О значении и мощи мысли говорилось в различных источниках и духовных учениях еще в древние времена. Однако и поныне большинство людей не чувствуют ответст­венности за свои мысли.

Читайте также:  Как чувствуют себя пчелы

Осознание красоты мысли породит прекрасные действия и преобразит жизнь.

Культура мышления — понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности. И это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, четкость, широта и быстрота мышления, синтетичность, оригинальность, краткость, последовательность и др. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли : мысль светлая, направленная не к личной выгоде, но к Общему благу — есть крыло прогресса, есть чистая мысль.

Упорядоченность мыслей в большой степени обеспечивает продуктивность мышления. С точки зрения ученых-психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового (в отличие от так называемого «думанья»).

Продуктивности мышления противостоит хаотичность, неорганизованность мыслей:

– «расплываться мыслей по древу»;

– «начинать за здравие, а кончать за упокой»;

– перескакивать с темы на тему;

– путать местами причины и следствия и т. д.

Безобразные мысли не могут породить прекрасного действия.

Умение проводить анализ, делать сравнение, осуществлять контроль над своими мыслями – атрибуты правильного и краси­вого мышления.

Важнейшим элементом культуры мышления является мировоззренческий аспект .

Согласно древним учениям и современным исследованиям ученых, человек является частью одухотворённой энергетической системы мироздания и развивается по законам, внутренне присущим этой системе.

Знания, основанные на духовных, или космических законах жизни, порождают чувство ответственности каждого за свою деятельность, в том числе и мыслительную. Они закладывают базу для нового планетарного мышления, для формирования нового сознания и мировоззрения. Овладение этими знаниями способствует формированию культуры мышления и личной культуры человека в целом.

В данном контексте необходимо отметить следующее.

Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих, наряду с волевой сферой, сознание человека («. основа мысли есть чувство, и основа чувства есть мысль. Так же как электричество и маг­­нит­ная сила. » 6 ), чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления .

Насколько устремление сознания к Общему благу превалирует над обывательским мышлением, настолько можно говорить о качестве мышления и культуре человека вообще.

Культура мысли есть венец человеческого существования.

«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни» 7

Следовательно, для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму Красоты и Нравственности.

Итак, этико-эстетической основой Культуры является воспитание культуры чувств и культуры мышления, являющихся фундаментом формирования и отдельной личности, и Культуры общества в целом.

1 Н.К. Рерих. Держава света; Священный дозор.– Рига, Виеда, 1992, с. 17.

2 Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, с. 72.

3 Учение Живой Этики, «Сердце», п. 62.

4 Там же, п.9, п.411.

5 Н.К. Рерих. «Пламя» – В кн. «О Вечном. » – М.: 1991, с. 412.

6 Рерих Е.И. Письма в Америку. — Т.3 — М.: Сфера, 1996, стр. 422 «. электричество может стать магнитной силой и, наоборот, – един источ­ник, но чувство идёт впереди».

7 Письма Елены Рерих. Т. 1. — Минск, 1992. — стр. 29.

Составитель – Л.И. Уварова,

Санкт-Петербургская Академия постдипломного

Источник

Консультация «Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Наташа ТАТЬЯНИНА
Консультация «Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Читайте также:  Мастер классы при эмоциональном выгорании

Понятие «культура поведение дошкольника» С. В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.

К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся:

1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;

3) воспитание культуры речи;

4) воспитание культуры деятельности.

Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.

Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются:

1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.

2) Точное осуществление распорядка дня.

3) Организация развивающей предметно-игровой среды.

4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.

Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте — эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольнойпедагогике довольно подробно и с разных позиций:

— рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;

— изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по липу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.

Таким образом, при систематической работе, направленной па воспитание гуманного отношения дошкольником к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Презентация «Использование народной сказки в воспитании гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста» Исследование проводилось в среднем дошкольном возрасте. Данная проблема в наше время актуальна. В данном возрасте благодаря народной сказке.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения дошкольников» МАДОУ «Детский сад №19» г. Благовещенск. 2019. год Воспитатель: Ункунова Елена Григорьевна Консультация для родителей. «Воспитание культуры.

Консультация для родителей «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом» Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом Ваш ребенок достаточно взрослый для тех требований, которые к нему будут предъявляться.

Читайте также:  Конвергенцией эмоционального комфорта называется

Консультация «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом,.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.

Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных.

Консультация «Воспитание культуры поведения у дошкольников» С первых лет жизни у ребенка необходимо формировать воспитанность. Особое внимание требует воспитание культуры поведения в быту. Когда дети.

Источник

Условия и формы формирования культуры чувств

> Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

> В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А.В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.

> Значимым фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра.

> В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

> На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.

В развитии воли в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов

1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.

> Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

> Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, в мотивированный самим ребенком (Л.С. Выготский).

2. Овладение планированием для реализации волевого действия.

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели.

3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.

> Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в ран­нем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.

> В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:

> 1) освоение способов самопроверки;

> 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Источник

Оцените статью