- Регуляция эмоциональных состояний
- Эмоциональное состояние и адаптация
- Эмоциональное состояние и невроз
- Умение взвешивать разные ценности
- Ослабление мотивации
- Тактики отступления
- Регуляция эмоциональных состояний
- Регуляция эмоциональных состояний по Ф.Б. Березину
- Готовые работы на аналогичную тему
- Эмоциональное состояние и невроз
- Практический аспект регуляции эмоциональных состояний
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
Регуляция эмоциональных состояний
Эмоциональное состояние и адаптация
Успешность адаптации — по Березину — зависит от действия механизмов противостояния тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта.
Таким образом, регуляция ЭС напрямую зависит от функций психологической защиты, которые ограждают сознание от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.
Березин выделяет четыре типа психологической защиты:
— препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;
— позволяющие фиксировать тревогу;
— снижающие уровень побуждений;
Проведенные исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям.
Было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна форма защиты не помогает в противостоянии тревоге, то включается другая форма защиты.
Было обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, к окончательному срыву адаптации. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.
«Фрустрация» происходит от латинского frustra — «зря, бесцельно, бесполезно». Фрустрация для психологов одно из самых интересных для изучения ЭС, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Фрустрация как синдром разочарования является следствием психического напряжения, которое в свою очередь вызывается невозможностью удовлетворить ту или иную потребность.
Фрустрация часто сопровождается внутренними конфликтами (конфликтами мотивов). Характерная для интрапсихичсского конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.
Эмоциональный стресс (стресс, порожденный самими эмоциями) может быть связан именно с ситуацией интрапсихического конфликта.
Вероятность возникновения интрапсихического конфликта в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Многочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.
Интеграция поведения — понятие, тесно связанное с адаптацией — система взаимосвязи между элементами психической структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Другими словами, интеграция поведения — настроенность организма и психики на достижение конкретных целей.
На интеграцию поведения влияет:
Интрапсихичсские конфликты отношений, установок, ролей могут приводить к дезорганизации поведения человека, нарушению «я-образа», «я-концепции», самооценки, что сопровождается негативным эмоциональным фоном.
Поэтому регуляция негативных ЭС не возможна без построения интегрированного поведения. Это важно понимать, потому что разного рода упражнения по коррекции ЭС, не подкрепленные формированием интегрированного поведения, могут дать лишь временное облегчение, создать иллюзию видимости того, что проблема решена.
Эмоциональное состояние и невроз
Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство интрапсихических конфликтов социальны. Эмоциональный стресс чаще всего оказывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека.
Очень многие личностные проблемы человека решаются, если повысить его самооценку (которая до этого была низкая) и уверенность. Ощущение внутренней уверенности — вот та мишень, на которую надо ориентироваться при работе над профилактикой негативных эмоциональных состояний.
Умение взвешивать разные ценности
Одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. И эта мировоззренческая позиция не возможна без умения взвешивать разные ценности между собой. Да, конечно, есть ценности (например здоровье и жизнь близки), которые носят абсолютный характер. Но если все ценности человека абсолютны, то рано или поздно у него начнутся серьезные внутренние конфликты, разрешить которые станет очень и очень сложно.
Поэтому одно из важнейших профилактических средств по отношению к эмоциональным стрессам — развивать в себе способность рационально взвешивать все то, что взвешивается.
Ослабление мотивации
Попробовать снять негативное ЭС можно с помощью ослабления мотивации. С помощью самоубеждения, самовнушения доказывается, что результат на самом деле не так уж важен. Деятельность интересна и ценна уже сама по себе. Погрузившись с головой в деятельность, можно отвлечься от неприятных мыслей.
На способность к ослаблению мотивации большое влияние оказывает умение вытеснять из сознания неприятные образы. У каждого человека со временем складывается собственная формула вытеснения («Да ну его!», «Пошло оно все к черту!», «Наплевать!» и другие).
Тактики отступления
Дело в том, что человек в состоянии стресса склонен действовать ситуативно, стараясь быстрее избавиться от действия стрессора. Лишь некоторые, самые важные принципы учитываются, остальные отбрасываются. В такой ситуации в случае необходимости сделать выбор человек может не разобраться в своих приоритетах и выбрать более легкий путь, от которого ситуация вскоре может запутаться еще сильнее, а сам человек погрузиться в состояние сильной фрустрации.
Запасные тактики сильно уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий, повышают уверенность и формируют оптимальный фон для решения задачи.
Источник
Регуляция эмоциональных состояний
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сложнейшая проблема в психологии – проблема регуляции эмоциональных состояний – одновременно относится и к фундаментальным, и прикладным проблемам. Специалисты выделяют достаточно много подходов к исследованию регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс.
Регуляция эмоциональных состояний по Ф.Б. Березину
Первый подход в решении проблемы представлен работами Ф.Б. Березина. Регуляцию эмоционального состояния он рассматривал через призму психической адаптации, характер которой влияет на всю адаптацию в целом. Его подход основан на следующих положениях:
- Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, включая психическую сферу;
- Центральное звено в общей адаптации человека – это психическая адаптация.
Ф.Б. Березин считает, что действия механизмов противостояния тревоге, а это разнообразные формы психологической защиты и компенсации, обусловливают успешность адаптации.
Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности. Её действия направлены на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта или сведение его до минимума. Психологическая защита выполняет важную функцию – «оградить» сферу сознания от негативных переживаний, которые травмируют личность.
Ученый выделяет четыре типа психологической защиты:
- Переживания угрозы, вызывающие тревогу;
- Факторы, позволяющие фиксировать тревогу;
- Факторы, снижающие уровень побуждений;
- Факторы, устраняющие тревогу.
Исследования, проведенные в этой области, позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты имеют различные возможности противостоять как тревоге, так и другим негативным состояниям.
Когда в противостоянии тревоге одна форма защиты не помогает, включается другая её форма. Нарушение механизмов психической адаптации, а также использование неадекватной формы защиты приводят к соматизации тревоги, в этом случае она направлена на формирование предболезненных состояний и срыву адаптации.
Готовые работы на аналогичную тему
Неадекватная форма психологической защиты, которую использует индивид, способствует возникновению гипертревоги и сопровождается сверхнапряжением. В этом случае возникает состояние фрустрации. Как синдром разочарования она является следствием психического напряжения и часто сопровождается внутренними конфликтами. Симптомы фрустрации:
- Безвыходное положение;
- Сложность отказаться от того, что происходит и не обращать на это внимание;
- Неумение найти выход и желание выйти из создавшегося положения.
С ситуацией интрапсихического конфликта может быть связан и эмоциональный стресс. Вероятность этого конфликта обусловлена особенностями когнитивной сферы, которая играет свою роль в развитии стресса. Несоответствие между когнитивными элементами приводит к возрастанию напряженности, а в дальнейшем к нарушению интеграции поведения, т.е. настроенности организма и психики на достижение конкретных результатов. На интеграцию поведения оказывают влияние:
- Установки;
- Система отношений;
- Ролевые структуры.
Все эти факторы могут привести к дезорганизации поведения человека, нарушению «Я-образа», «Я-концепции» и сопровождаться негативным эмоциональным фоном. Поэтому без построения интегрированного поведения невозможна регуляция негативных эмоциональных состояний. Коррекция эмоционального состояния, не подкрепленная формированием интегрированного поведения, дает только временное облегчение и создает иллюзию того, что проблема решена.
Эмоциональное состояние и невроз
Автор концепции отношений личности В.Н. Мясищев считал, что эту систему отношений составляет ядро личности. Сама система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
Концепция В.Н. Мясищева нашла широкое применение в области исследования и лечения неврозов. Невроз является следствием длительного или очень интенсивного эмоционального напряжения, в основе которого лежит интрапсихический конфликт и запутанность душевной жизни. Конфликт, лежащий в основе большинства неврозов, сопровождается очень сильными и интенсивными переживаниями, например, ощущение вины, какого-либо упущения, которое привело к травмирующей ситуации и др. Если переживания для человека особо значимы, то они становятся источником невроза, поэтому основная часть интрапсихических конфликтов социальна.
Они могут стать причиной заболеваний человека, потому что по отношению к нему была проявлена несправедливость, нарушившая его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.
Человек может решить многие личностные проблемы, если повысить самооценку и уверенность в себе. Эта внутренняя уверенность является той самой мишенью, на которую необходимо ориентироваться в профилактической работе негативных эмоциональных состояний.
Практический аспект регуляции эмоциональных состояний
Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской. Все стратегии выхода из напряженной ситуации она делит на три группы:
- Ликвидировать или изменить проблему;
- Снизить её интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;
- Облегчить её воздействие, включив ряд способов.
Чтобы управлять своим состоянием, человек должен осознать жизненные цели и соотнести с ними конкретные ценности, они в этом играют ключевую роль. Чем быстрее это будет сделано, тем больше у человека шансов избежать негативных последствий эмоционального напряжения.
Трудная ситуация заставляет человека соотнести её значение с главными жизненными ориентирами и если это сделано своевременно, то состояние его нормализуется. Часто неблагоприятные последствия возникают не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.
Таким образом, получается, что один из способов избежать чрезмерного эмоционального напряжения, является гармоничное развитие личности человека и формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции.
По мнению Р.М. Грановской другим способом регуляции эмоциональных состояний является правильный выбор момента для принятия решения. Сознание в экстремальной ситуации сужается, а это приводит к нарушению ориентировки в окружающем.
Стратегия поведения человека в состоянии тревоги и волнения меняется, он стремится избежать риска, боится идти в том направлении, которое грозит ошибками и заблуждениями. В результате каждую новую информацию человек стремится связать с той, которая ему уже известна, и опять принять неправильное решение. Естественно, можно сделать вывод о том, что надо учиться выбирать момент для реализации своих планов в сложной ситуации и делать это правильно.
Следующий способ заключается в ослаблении мотивации, например, на время отказаться от достижения поставленной цели.
Еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью выделяет Р.М. Грановская. Он заключается в стратегиях отступления, заранее подготовленных. Это запасной вариант поведения в той или иной ситуации. При запасном варианте снижается излишнее возбуждение и увеличивается вероятность успешного решения задачи. Даже в случае неудачи запасной вариант помогает с ней смириться и сохранить оптимистическое расположение духа.
Запасные стратегии, таким образом, уменьшают страх неблагоприятного развития событий и способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.
Безусловно, все способы выхода из стрессовой ситуации, надо иметь в виду, но необходимо помнить и о том, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. «Пробить» стену лбом достаточно сложно.
Источник
Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний. До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены наиболее распространенные представления:
стресс – эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний;
стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности силами;
стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).
В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:
специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);
неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.
Последняя состоит из трех фаз:
Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.
Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.
Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. Селье пишет: «Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации», не стоит «жечь свечу с обоих концов».
При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. «Стресс – острая приправа к повседневной жизни. ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть». В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.
Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и «почвы», то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.
В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внутренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.
Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным проблемам. Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.
Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек определит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать негативных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напряжения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взвешивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было оправиться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.
Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспитании подрастающего поколения, и от много другого.
Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Грановской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реализации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, волнение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит заблуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учиться правильно выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоционально напряженной ситуации.
Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослаблении мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение внимания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельности, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах. Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготовленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и сохранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем самым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.
Источник