Школьная незрелость
Школьная незрелость – это несоответствие уровня развития определенных мозговых структур, психических функций требованиям школьного обучения. Проявляется несформированностью зрительно-моторной координации, мелко-моторных движений, логического мышления, недостаточной произвольностью поведения и когнитивных процессов, социальной незрелостью, ориентацией на игровую деятельность. Диагностика проводится клиническими, психодиагностическими, нейропсихологическими методами. Лечение основано на коррекционных мероприятиях, дополняется медикаментозной терапией.
МКБ-10
Общие сведения
Школьная незрелость определяется как недостаточная сформированность одного либо нескольких компонентов психологической подготовленности к школе. Ошибочно ассоциировать данное состояние с общим отставанием развития либо интеллектуальной недостаточностью. Психологическая готовность учиться включает в себя определенный уровень развития мыслительных функций, познавательного интереса, способности к произвольной регуляции собственных действий, понимания и принятия позиции школьника. Школьную незрелость называют низкой, недостаточной функциональной готовностью к школе. По различным данным, распространенность феномена среди первоклассников составляет 10-12%.
Причины
Психологическая неготовность к процессу обучения формируется на основе биологических и социальных факторов. Часто физиологически медленное созревание центральной нервной системы сочетается с неблагоприятными условиями среды. К причинам школьной незрелости относятся:
- Пренатальные и натальные осложнения. Тяжелый токсикоз, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, интоксикации, травмы в период беременности и родов негативно сказываются на последующем развитии ребенка. Минимальная мозговая дисфункция проявляется в кризисный период – при поступлении в школу.
- Соматические заболевания. Длительные, хронически протекающие и тяжелые острые патологии замедляют процессы психического и физического развития. Соматически ослабленные дети испытывают трудности в усвоении новой информации, хуже адаптируются к изменениям окружающей среды.
- Педагогическая запущенность. Недостаточная функциональная готовность к обучению может являться результатом неблагоприятных материально-бытовых условий, асоциального образа жизни родителей, гипоопеки, неэффективной педагогической тактики. Отсутствие внешних стимулов к развитию замедляет созревание нервной системы.
Патогенез
В основе психологической неготовности к школе лежит недостаточная зрелость структур мозга. Как правило, функционально недоразвитыми являются лобные, теменные, височные области. Клинически это проявляется нарушением функций программирования и контроля деятельности, слухоречевого, пространственного восприятия, нестабильностью базовых эмоций. Незрелость нервной системы может быть вызвана биологическими и средовыми влияниями.
Наиболее уязвимым является переходный период от дошкольника к школьнику. Данный возрастной этап сенситивен к развитию высших функций психики, формированию социальных навыков, сочетается с повышенной стрессовой нагрузкой – поступлением в школу. С течением времени выраженность клинической картины уменьшается: ребенок постепенно адаптируется к учебному процессу, правилам поведения, параллельно происходит дозревание функциональных механизмов ЦНС.
Классификация
Школьная незрелость состоит из ряда компонентов, согласно которым производится классификация. В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют четыре ее типа:
- Социально-психологическая. Отличается низкой потребностью в общении, неумением сотрудничать, подчиняться нормам, правилам. Ребенок испытывает трудности установления контактов с учителями, сверстниками.
- Интеллектуальная. Отсутствуют начальные навыки, необходимые для учебной деятельности: ребенок не умеет держать карандаш, не ориентируется на пространстве листа, не концентрирует внимание на информации от учителя. Недостаточно развито наглядно-образное мышление, воображение, память, мелко-моторные движения.
- Личностная. Не сформировано положительное отношение к ученической деятельности, школе, учителям. Отсутствует восприятия себя как ученика. Ребенку трудно управлять своим поведением и эмоциями в соответствии с нормами, правилами школы.
- Мотивационная. Ребенок ориентирован на игру, учебные мотивы отсутствуют. Не развита способность ограничивать желания, преодолевать трудности. Нет понимания важности, необходимости учения.
Симптомы школьной незрелости
Школьники с низким уровнем функциональной готовности с трудом усваивают и выполняют предъявляемые требования, имеют плохую успеваемость, крайне недисциплинированны. Дети опаздывают на уроки, встают с места во время занятия, отвлекаются на разговоры, игры, рисование, часто «не слышат» учителя, на замечания реагируют агрессией, необоснованным смехом. Произвольное внимание неустойчиво, концентрация на задании непродолжительна. Затруднено понимание инструкций, условий задания.
Недостаточное развитие мелкой моторики, скоординированности движений руки и зрительного контроля, неумение следовать образцу проявляется трудностями формирования навыков чтения, письма. Дети долго осваивают правописание, допускают множество ошибок, почерк неаккуратный. В сочетании с недостаточным развитием произвольности, учебной мотивации это приводит к отказам от выполнения заданий, прогулам уроков, грубому отношению к учителям. Самостоятельная работа невозможна. Освоение учебной программы осуществляется при постоянной организующей и направляющей помощи взрослого.
Низкий уровень дисциплины, неумение устанавливать межличностные контакты способствуют формированию позиции изгоя. Дети со школьной незрелостью имеют мало друзей, так как большинство сверстников принимают социальную позицию школьника, стремятся быть прилежными, успевающими. Реакция на непринятие одноклассниками может стать пассивно-безучастной, негативно-протестной, демонстративно-протестной. Дети отгораживаются от окружающих, не участвуют в играх либо реагируют агрессивно – забирают игрушки, ломают карандаши, рвут листы тетрадей, учебников.
Осложнения
Школьная незрелость без специальной коррекции формирует учебную неуспеваемость. С одной стороны, этому способствует недостаточно развитая мелкая моторика, несформированный фонематический слух, отвлекаемость внимания, с другой – конфликты со сверстниками, учителями, нежелание следовать режиму учебного заведения. Эмоционально-поведенческая незрелость закрепляется через отношения с педагогами и сверстниками. Формируется позиция «двоечника», «прогульщика», «изгоя». К подростковому возрасту закрепляются черты демонстративного, возбудимого, неустойчивого типов характера. Формируется девиантное поведение, нарастает социальная дезадаптация – подростки употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступные действия.
Диагностика
Диагностика школьной незрелости проводится клиническим психологом, нейропсихологом, врачом-психиатром. В случае неврологических и иных соматических заболеваний рекомендуется осмотр невролога, педиатра. Специфическое обследование включает ряд процедур:
- Клиническую беседу. Врач-психиатр проводит опрос жалоб родителя, собирает анамнез, выписки заключений узких специалистов (невролога, отоларинголога, окулиста). Беседуя с ребенком, оценивает уровень интеллектуального, эмоционально-личностного развития, социальную компетентность.
- Психодиагностику. Психологи используют комплексные тесты и диагностические программы, ориентированные на выявление различных компонентов школьной незрелости. Распространены следующие методики: «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» («Генезис»), «Тест школьной зрелости Керна-Йирасека», «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак).
- Нейропсиходиагностику. Обследование выявляет первопричины проблемы – незрелость отдельных мозговых центров. Применяются нейропсихологические пробы различной направленности – на оценку пространственного гнозиса, праксиса, слухоречевого восприятия и других функций.
Важна дифференциальная диагностика с отставанием интеллектуального развития при умственной отсталости, деменциях, органических поражениях головного мозга, специфических расстройствах поведения. Основной признак психофизиологической неготовности – поведение и эмоции адекватны более раннему периоду развития (не патологические), недостаточность когнитивных функций легкая, поддается коррекции.
Лечение школьной незрелости
Основная задача терапии – скорректировать отставание интеллектуального, эмоционального, мотивационного, поведенческого, волевого, двигательного развития. Лечение включает:
- Психолого-педагогическую коррекцию. В образовательном учреждении создаются специальные условия, способствующие «дозреванию» школьника. Они оформляются как занятия со школьным психологом, логопедом, дополнительные занятия с классным учителем.
- Поведенческие тренинги. При доминирующем отставании социальной, мотивационной, личностной незрелости детям рекомендуется посещение групповых занятий с психотерапевтом. В форме игры, увлекательных упражнений происходит отработка навыков сотрудничества, коммуникации, «примерка» роли школьника.
- Нейропсихологическую коррекцию. Специалист составляет индивидуальную программу с учетом результатов обследования. Занятия нацелены на развитие, стимуляцию дозревания определенных отделов мозга.
- Прием медикаментов. Вопрос о необходимости применения лекарственных средств решается индивидуально с психиатром, неврологом. Назначаются ноотропы, аминокислоты, транквилизаторы.
Прогноз и профилактика
Адекватная коррекционная программа, индивидуальный подход педагогов помогают устранить школьную незрелость в течение 1-2 лет. Прогноз наиболее благоприятный при отсутствии сопутствующих заболеваний. Профилактика основана на поддержании здоровья женщины в период беременности и ребенка в первые годы жизни, создании оптимальных условий для его умственного и физического развития. Важна демонстрация родителями положительного отношения к школе. Поступление в первый класс должно быть долгожданным, радостным событием, будущую позицию ребенка-школьника необходимо рассматривать как возможность получить новые знания, завести друзей.
Источник
Что такое эмоциональная зрелость ребенка?
Здравствуй, читатель, я педагог-психолог. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
Как часто родители слышат о том, что их ребенок не созрел? Зрелость ребенка может быть психологической, физиологической, интеллектуальной, социальной и эмоциональной.
Сегодня я хотела бы рассказать об эмоциональной зрелости младшего школьника. Так как неумение справляться со своими эмоциями может серьезно навредить не только окружению, но, в первую очередь, самому ребенку.
Эмоциональная зрелость — это уменьшение импульсивных реакций и умение проявлять эмоции в соответствии с социальными нормами. А так же в идеале, умение выполнять необходимое время не очень интересное задание.
Например, дошкольник еще не умеет полностью контролировать свое поведение и эмоции. Если ему что-то надоедает, он может бросить это, и начнет заниматься другим. С развитием эмоциональной зрелости, контролировать себя становится легче. Поэтому уже к окончанию первого класса, ребенок лучше концентрируется на материале, выполняет, порученное учителем, задание, лучше взаимодействует со взрослыми и одноклассниками.
Для того, чтобы оценить эмоциональную зрелость ребенка, следую посмотреть на следующие критерии:
· Эмоциональная выразительность. Ребенок учится управлять своей интонацией, своим голосом, мимикой. Дошкольник, еще не до конца умеет правильно выбирать интонацию и громкость голоса для своего высказывания, но к 8-9 годам ребенок уже справляется с этим без труда.
· Способность сдерживать свои эмоции. Если малышу хочется засмеяться, то он обязательно это сделает. Дошкольнику нет особой надобности контролировать абсолютно все свои эмоции. Ему больно — он плачет, ему смешно — он смеется. Младший школьник учится оценивать степень воздействия на себя той или иной ситуации. Если больно, то насколько больно? Можно ли потерпеть? Если смешно, то стоит ли смеяться прямо сейчас? Это способность является крайне важной в овладении ребенком учебных навыков, т.к. в этот момент так же развивается произвольное внимание.
· Развитие социальных эмоций. Маленький ребенок — эгоист. Такая тактика поведения крайне важна для правильного формирования психики, но до определенного возраста. Примерно с трех лет, малыш начинает понимать, что не все ему доступно, не все он умеет, а взрослые вокруг него не всегда доступны всем его прихотям. В этот момент, при правильном воспитании происходит развитие социальных эмоций: чувства долга, ответственности, сопереживания. И примерно, к 8 годам эти эмоции, при правильном развитии, раскрываются в полной мере.
· Формирование эмоционального интеллекта. Это способность ребенка понимать и осознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Подробнее об этом можно почитать здесь .
· Формирование эстетических переживаний. Способность улавливать переживания и эмоции персонажей художественных произведений, произведений искусства, фильмов. В младшем школьном возрасте данные переживания формируются особенно явно. Ребенок старается понять чувства и переживания персонажей, пытается сделать выводы. Конечно, данное новообразование формируется в основном с помощью взрослого, так как именно взрослые знакомят ребенка с миром искусства.
Все эти критерии помогают определить, какого уровня достигла эмоциональная зрелость вашего ребенка.
Что же помогает ребенку достигнуть необходимого уровня эмоциональной зрелости?
В первую очередь это обучение в школе. Изменение социального статуса «дошкольник» на статус «ученик» играет огромную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Обучение в школе развивает социальные эмоции и эстетические переживания, а так же формирует способность сдерживать эмоции.
Постепенное повышение требований к ребенку по отношению к самостоятельности и дисциплине. Все что разрешено годовалому ребенку, не всегда может быть позволено 3-х летнему. А то, что допустимо у 3-х летнего, может быть недопустимо у 7-ми летнего. Важно четко определять границы дозволенного.
Единство требований в семье и в школе. Ребенку нужны правила, так как сам он еще не понимает, что хорошо, а что плохо. И лучше всего, если правила будут одинаковы. Не только в школе нельзя кричать и бегать, но и дома. Не только дома нужно помогать маме, но и у бабушки, и в школе — старшим. Чем стабильнее свод правил, тем легче ребенку их усвоить.
Формирование эмоциональной зрелости — постепенный процесс. Очень важно родителям всячески поддерживать ребенка в освоении эмоций, ведь это очень не легкий труд. Важно не только научить ребенка понимать окружающих, но в первую очередь, научиться понимать себя и свои переживания.
Источник