- Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки
- Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков
- Признаки суицидального поведения у детей и подростков
- Коррекция суицидального поведения у детей и подростков
- Профилактика суицидов у детей и подростков
- Суицидальное поведение подростков как особый вид отклоняющегося поведения
Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки
Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков
Факторы риска отличаются в зависимости от возраста. Более чем половина случаев суицидального поведения у подростков развивается из депрессивных расстройств. Другими предрасполагающими факторами являются суициды у членов семьи или близких родственников, смерть кого-то из членов семьи, злоупотребление психоактивными веществами, а также кондуктивное расстройство. Более неотложными провоцирующими факторами могут быть потеря самооценки (например, в результате доводов членов семьи, унизительного воспитательного эпизода, беременности, неудачи в школе); расставания с подругой или другом; потеря знакомого окружения (школы, соседей, друзей) вследствие переезда. Другими факторами могут быть интенсивное давление со стороны родителей, требующих достижений и успехов, сопровождающееся чувством, что он не оправдывает ожиданий. Часто поводом для суицида является попытка манипулировать или наказать кого-то, с мыслью: «Вы будете винить себя после того, как я умру». Рост суицидов отмечается после широко освещенного в прессе суицида (например, рок-звезды) и в отдельных общественных группах (например, школа, студенческое общежитие), что указывает на силу внушения. Раннее вмешательство для поддержки молодежи в подобных обстоятельствах может быть эффективно.
Признаки суицидального поведения у детей и подростков
Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.
Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.
Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.
К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:
- Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
- Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
- Попытки совершить самоубийство в прошлом.
- Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
- Насилие в семье.
- Пережитое сексуальное насилие.
К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:
- Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
- Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
- Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
- Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
- Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
- Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
- Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).
Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:
- Выражение суицидальных мыслей.
- Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
- Раздача собственных вещей.
- Отчужденность от друзей и родственников.
- Агрессивное и грубое поведение.
Другие признаки включают:
- Уход из дому.
- Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
- Равнодушие к собственному внешнему виду.
- Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).
Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:
- Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
- Изменение привычного графика сна и аппетита.
- Трудности при сосредоточивании и мышлении.
- Жалобы на постоянное чувство скуки.
- Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
- Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.
Коррекция суицидального поведения у детей и подростков
Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации. Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.
Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.
Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.
Профилактика суицидов у детей и подростков
Случаям суицида часто предшествуют изменения поведения (например, подавленность, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сконцентрироваться, прогулы уроков, соматические жалобы, суицидальные мысли), что часто приводит ребенка или подростка к врачу. Такие высказывания, как «Я бы хотел, чтобы я никогда не рождался» или «Я бы хотел заснуть и никогда не проснуться», должны восприниматься серьезно как вероятные признаки намерения совершить суицид. Угрозы или попытки суицида представляют важное сообщение о степени отчаяния. Раннее выявление факторов риска, названных выше, может способствовать предотвращению попыток суицида. В ответ на эти ранние признаки, а также при столкновении с угрозой или попыткой суицида, или при вызывающем опасения поведении показано активное вмешательство. Пациентов следует прямо расспросить об их чувствах, неудачах, саморазрушающих переживаниях; такие прямые вопросы могут снизить риск суицида. Врач не должен допускать необоснованного успокаивания, что может разрушить доверие к нему и в дальнейшем снизить самооценку пациента.
Источник
Суицидальное поведение подростков как особый вид отклоняющегося поведения
Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Эти возрастные границы совпадают с возрастом учащихся, обучающихся в старших классах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. В связи с этим психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду.
Для своевременного распознавания склонности к такой патологии и оказания психологической помощи специалист должен знать факторы суицидального риска, определять его степень, уметь оказать экстренную помощь при потенциальном суициде.
Немаловажную роль в работе психолога в этом направлении играет и просветительская работа с педагогами, которых необходимо проинформировать о тех особенностях личности и поведения подростков, которые могут спровоцировать суицидальную попытку.
Распознавание суицидальной опасности
Факторы суицидального риска
Многолетние исследования особенностей различных групп людей, покушающихся на самоубийство, выявили определенные медицинские, биографические и другие характеристики, связанные с суицидальным поведением.
Социально-демографические факторы
· Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).
· Возраст — подростки и молодые люди 14—24 лет.
· Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).
Медико-психологические факторы
1. Психическая патология:
· депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в не
давнем прошлом;
· зависимость от других психоактивных веществ;
· циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.
2. Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
· врожденные и приобретенные уродства;
· потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
Биографические факторы
· Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).
· Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
· Суицидальное поведение родственников, близких, друзей,
других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).
Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение: Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?
Индикаторы суицидального риска
Это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.
Ситуационные индикаторы суицидального риска:
· смерть любимого человека;
· расставание с любимой(ым);
· вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);
· позор, унижение — «потеря лица».
Вопросы: Какие события недавнего прошлого или происходящие в настоящее время в жизни подростка способствуют его суицидальной готовности? Как давно произошли негативные события? Что он предпринимал, чтобы справиться с ситуацией?
Для консультанта крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.
Поведенческие индикаторы суицидального риска:
· злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
· эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
· изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
· предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
· «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).
Вопросы: Как изменилось поведение подростка в последнее
время?
Информацию о поведенческих индикаторах можно получить скорее от близких ему людей, мастера производственного обучения, преподавателей и т. п.
Коммуникативные индикаторы суицидального риска:
· разрешающие установки к суицидальному поведению;
· негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
· «туннельное поведение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
· наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
· импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;
· существенное значение имеет доступность средств суицида
(фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.
Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. Подростка нельзя предоставлять самому себе.
Эмоциональные индикаторы суицидального риска:
· амбивалентность по отношению к жизни;
· депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
Вопросы: Как пациент чувствует себя в последнее время? Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось?
Средства решения проблем
Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.
· позитивный опыт решения проблем.
· поддержка семьи и друзей;
· индивидуальная психотерапевтическая программа.
Определение степени суицидального риска
Оценивая степень суицидального риска в настоящий момент и в перспективе, необходимо анализировать информацию об учащемся с учетом перечисленных выше факторов и индикаторов.
Пример: В. — юноша 18лет, учится на 2-м курсе профессионального лицея по специальности «технолог сварочного производства», учится плохо, часто прогуливает, никакого интереса к своей профессии не испытывает. Пользуется большой популярностью у девушек, любит хвастаться своими «похождениями», не курит, алкоголем не злоупотребляет, однако принимает «легкие» наркотики. Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истероидная акцентуация, обожает быть в центре внимания, чрезмерно следит за своей внешностью. Суицидальные попытки в праймом были, но имели демонстративный характер; у значимых лиц попыток не было.
У юноши неполная семья, отец ушел к другой, старший брат уехал в Германию, но связи с семьей не теряет, помогает деньгами матери и брату; престарелая мать (поздний ребенок в семье) больна неизлечимой болезнью. Практически В. предоставлен сам себе, мать не может оказывать на него воспитательного воздействия в силу болезни.
У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет. Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова.
К своему здоровью относится наплевательски. В разговорах оправдывает самовольные уходы из жизни, считает, что жизнь — это игра. Временами чувствует бессмысленность существования, сам признается, что в такие моменты «под кайфом» может и покончить с этим «ярким миром, в котором правят деньги и власть» (по его словам).О средствах суицида говорит с улыбкой, предпочитая более «мягкие» — таблетки, наркотики. В то же время строит планы на будущее, хочет бросить лицей и работать барменом. Желает быть на виду и испытать все краски жизни, хочет помочь материально матери — купить дорогие таблетки, облегчающие ее страдания.
Для удобства можно использовать таблицу 1.
Таблица 1
Определение степени суицидального риска
Факторы и индикаторы
Наличие факторов и индикаторов у подростка
Источник