Признаки чувства взрослости у подростка

Образ взрослости у современных подростков

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности проявления взрослости у подростков

Становление взрослости – это процесс становления готовности подростка к самостоятельной жизни в современном обществе.

Образ взрослости представляет собой усвоение подростком требований, которые общество предъявляет к своим членам, а также норм и правил поведения и взаимоотношений с другими людьми.

Становление взрослости у подростков происходит по-разному. Ее первые признаки могут проявиться внезапно и отличаться от иных форм развития подростка. Если не знать особенности становления и развития личности подростка, то процесс его воспитания и формирование образа взрослости может протекать искаженно.

По мнению Л.С. Выготского, чувство взрослости у подростка является специфическим и центральным новообразованием данного возраста. Оно возникает в тот период, когда подросток уже не чувствует себя ребенком, а больше воспринимает как взрослого. Характеризуется это тем, что он стремится показать себя взрослым, высказывая свое мнение, отстаивая свою точку зрения и т.д.

Основные проявления взрослости у подростков:

  • В поведении подросток подражает взрослым (внешне, в линии поведения и т. д.).
  • Подросток ориентируется на основные качества взрослого человека, в соответствии с гендером (например, юноши стремятся вести себя «по мужски», проявляя такие качества как смелость, воля, сила и т. д.).
  • Взрослый является образцом для подражания (поведение, деятельность, внешний вид и т.д.).
  • Интеллектуальная взрослость (подросток стремится самостоятельно расширить свои знания, узнать что-то новое и т.д.).

Причины, препятствующие развитию образа взрослости у подростков

Стремление подростка к взрослости обусловлено его потребностью в независимости и самостоятельности. Если подросток способен самостоятельно регулировать собственное поведение, то можно говорить о том, что им достигнут определенный уровень личностного и психического развития.

Взрослея подросток уже способен анализировать собственные поступки, ему уже не так сложно предвидеть их последствия. Поведение становится более осмысленным и не таким импульсивным, как в младшем школьном возрасте. Подросток способен ставить перед собой отдаленные цели и формулировать первые жизненные планы (выбор будущей профессии). В этот период подросток выбирает себе идеал и стремится быть во всем на него похожим.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными причинами, препятствующими формированию образа взрослости у подростков, являются:

  1. Окружающие подростка взрослые (родители, педагоги и т.д.) не готовы расширить его права, не предоставляют ему свободы и возможности самостоятельного выбора.
  2. Влияние инертности прежнего опыта взрослого, который привык контролировать и управлять ребенком.
  3. Отсутствие у подростка умения действовать самостоятельно, принимать решения и т.д.

Особое значение и важность в социальном положении современных подростков имеют качественные психологические состояния, которые в данный возрастной период переживают существенные изменения.

Наиболее существенными сторонами проявления «чувства взрослости» у подростков являются:

  1. Становление объективной взрослости – это реальная готовность подростка к жизни в современном обществе.
  2. Становление субъективной взрослости – это отношение подростка к самому себе не как к ребенку, а как к взрослому человеку, имеющему определенный жизненный статус, установки, цели и планы.

Характеристика объективной взрослости у подростков

Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков:

  1. Социально-моральная взрослость – выражается в повышении эмансипации от взрослых, активное участие в заботе о членах семьи (особенно тех, кто в этом нуждается), повышение ответственности в общении со сверстниками и взрослыми, наличие собственных взглядов, суждений и оценок, стремление их аргументировано отстоять.
  2. Взрослость в интеллектуальной деятельности – характеризуется наличием у подростка стремления к самовоспитанию и самообразованию.
  3. Взрослость в романтических отношениях – имитация отношений между взрослыми разных полов, характеризуется тем, что подростки назначают друг другу свидания, ухаживают, дарят подарки, устраивают встречи с танцами и т.д.
  4. Взрослость в манере поведения и внешнем облике – проявляется в том, что подросток стремится прямо подражать взрослым, заботятся о своем внешнем виде (прическа, одежда и т.д.).
Читайте также:  Не чувствовать вину или не чувствовать вины

Для подростков особенное значение имеет внешний вид, так как они считают, что именно он характеризует их как взрослую личность. Подростки стремятся подражать взрослым в прическе, одежде, аксессуарах и атрибутах. В манере поведения это характеризуется тем, что подростки употребляют в общении запрещенные словечки, начинают курить и т.д.

В качестве внешних признаков проявления «чувства взрослости» у подростков, выделяют следующие:

  1. Появление у подростка настойчивого желания, чтобы все окружающие относились к нему как к взрослому человеку, считались с его мнением. Если окружающие подростка взрослые (педагоги, родители и т.д.) не делают этого, то подросток всячески стремится привлечь внимание к себе, показать, что он взрослая и самостоятельная личность (грубость, дерзость и т.д.).
  2. Стремление скрыть некоторую часть своей жизни от взрослых, резко высказывает недовольство, в случае, если взрослые пытаются его контролировать.
  3. Третий показатель существования «чувства взрослости» — это наличие своей линии поведения, собственных взглядов, оценок и стремление их отстаивать, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Таким образом, зрелую личность отличает умение самостоятельно устанавливать собственные стандарты образа жизни в соответствии со своими способностями и склонностями и с опорой на человеческие ценности. Все это говорит о том, что у подростка в полной мере сформирован образ взрослости, которому он следует.

Источник

Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста

Чувство взрослости, по определению Д.Б. Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Следует отметить, что этот психологический симптом подросткового возраста не совпадает по времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток активно отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок бу­дет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка.Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная само­стоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутин­ных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя от­ветственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Обобщив основные характеристики проявления чувства взрослости Т.В. Драгунова выделила следующие её виды:

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, азартные игры, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде).

Читайте также:  Простуда горло не чувствую

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины», а девушек – на качества и поведение «настоящей женщины». Интересно отметить, что в настоящее время многие девушки стремятся обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого в различных видах деятельности. Обычно наблюдается в семьях, переживающих трудности, там, где фактически подросток занимает место взрослого.

4. Интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

Самым первым и легким способом достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. В 12 – 14 лет в психическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости. А.М. Прихожан (1997) кратко описывает эти проявления таким образом: повышеннаяконформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребёнка, который культивируется этими взрослыми.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович полагала, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости детей этого возраста.Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Подростковый кризис относится к числу острых. Симптомы подросткового кризиса:

1. Наблюдается снижение продуктивностии способности к учебной деятельности. Это связано с переходом на новую, высшую ступень интеллектуального развития, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления (по Пиаже). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

2. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь, закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Читайте также:  Когда ты чувствуешь что про тебя говорят

2. Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2) Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3) Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода.

А.М. Прихожан (1997) характеризует два пути протекания подросткового кризиса:

1. Симптомы «кризиса независимости» – классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста (строптивость, упрямство, негативизм, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности).

В каждом возрастном кризисе этот букет симптомов проявляется в соответствии с возрастными особенностями. Так, ревность к собственности для подростка – это требование ничего не трогать у него на столе, не входить в комнату, а главное – «не лезть в душу». Главная собственность, которую подросток оберегает и защищает от других, – это остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира.

2. «Кризис зависимости» характеризуется противоположными симптомами: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости – это рывок вперёд, выход за пределы старых норм, то «кризис зависимости» – это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. И то, и другое – варианты самоопределения (конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это означает: «Я уже не ребёнок», во втором – «Я ребёнок и хочу оставаться им».

Суть кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в ярко выраженных внешних проявлениях, сколько в глубоком, качественном изменении процесса развития. Следствия подросткового кризиса – возросшая самостоятельность, чувство ответственности, критическое отношение к себе, расширение содержания взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Исходя из этого наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нём возможностей для формирования личности является «кризис независимости», хотя наиболее экстремальные его проявления чаще всего непродуктивны. «Кризис зависимости» – наиболее непродуктивный вариант развития подростка.

Бывают и случаи так называемого «бескризисного» развития подростка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей, перестраивают своё поведение и отношение к подростку. В этой ситуации проявления кризиса не так заметны. Иногда бескризисное развитие является кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, в силу тех или иных причин смещаться во времени.

Источник

Оцените статью