Душа и Разум — кто они?
Мы часто задумываемся – что такое Душа? Где она живёт, как выглядит и как существует? Как её почувствовать, и есть ли она вообще? Эти вопросы нам задаёт наш разум, с его помощью мы пытаемся рассуждать, фантазировать, размышляя о вещах, о которых не имеем ни малейшего понятия. Но рассуждать готовы обо всём, руководствуясь жизненным опытом и информационными фактами, которые мы получали и старались запомнить в течение жизни, а потом, запомнив и решив для себя, что какая-то определённая информация важна для нас, с удовольствием делимся ей с окружающими.
Если попытаться представить, что Разум и Душа – это реальные люди, которые вынуждены существовать вместе, то всё становится на свои места.
Два человека: один взрослый (Разум), а другой – малыш (Душа) живут в одной комнате (человеческое тело). И у каждого свои интересы. Взрослый решает жизненные задачи, а малышу постоянно хочется, чтоб с ним поиграли. Он счастлив оттого, что его ничего не тревожит и ничего не болит. Давайте рассмотрим их подробно.
Итак, Разум – сварливая старая нянька, которая знает, как лучше. Она упрямо держит Душу за руку, не позволяя той взять то, что она хочет.
Душа – наивный ребёнок, без упорства и воли, который просто хочет быть счастливым. Здесь и сейчас. Ей непонятно – за что ей приходится отказываться от счастья. Она хочет быть счастливой безусловно. И страдает оттого, что не может быть услышанной. Её голос слишком тих. Она смирно ждёт, не скандаля и не настаивая.
Увы, Разум не может услышать Душу. Он слишком сосредоточен на том, что и как надо делать. Он резок, его голос громок, а движения и действия точны и конкретны. Однако, он часто сомневается, что цель достижима. Поэтому Разум, прежде чем сделать шаг к действию, тщательно всё проверит и взвесит. Он постоянно в движении и ему не до отдыха и не до сантиментов. Он, в отличие от Души, не летает в облаках, а твёрдо стоит на земле. В свой внутренний мир Разум никого не впускает и не интересуется внутренним миром других. Он ответственно относится к тому, что делает и всегда уверен в собственной правоте. Только он, по его личному мнению, знает – как лучше для Души.
Разум часто одёргивает Душу, говоря, что для того, чтобы быть счастливым, надо постараться, потрудиться или подождать. Мол, сейчас не время и мы пока не можем позволить себе быть счастливыми. Разум – это Душа в прошлом, которая просто забыла, что такое детство. Он вырос и повзрослел. Фанатик, который верит в свои силы, но сомневается, что цель достижима.
Рузуму, чтоб быть счастливым, нужны определённые условия, которые невозможно выполнить прямо сейчас. Для Души условия не нужны. Она готова быть счастливой, она не сомневается и не надеется. Она просто знает, вот только её кто-то постоянно крепко держит за руку.
Разум и Душа идут по миру, как по огромному детскому магазину игрушек. Душа широко открытыми глазами смотрит на игрушки, мечтая о красивой кукле, а Разум говорит, что им это не по карману. Душа не понимает, почему за счастье приходится платить. Она расстраивается и тихо плачет в тот момент, когда Разум, рассуждая трезво, уверен, что кукла – эта пустая трата денег. Есть наиболее важные и необходимые вопросы, которые нужно решить немедленно.
Разум день за днём крутится, как белка в колесе, решая новые задачи и преодолевая всё новые препятствия. Душа, как маленький ребёнок, ни о чём другом не беспокоится, как только о себе. Она – не эгоистична. Она просто хочет быть счастливой и посторонние заботы её не волнуют.
Но Разум постоянно старается её воспитывать, приучая к порядку и дисциплине. А она, не желая жить в клетке здравого смысла, предпочитает ничего не делать. Вот и получается – Разум не слышит Душу, а Душа, не желая ему подчиняться, летает в облаках.
Как же избежать конфликта Души и Разума, где одна безусловно счастлива, а второй спокоен и доволен? Необходимо просто сохранять равновесие и намеренно ослабить хватку, снизить уровень важности. Как только Разум перестанет тотально контролировать действия Души и отпустит руку, легче станет обоим. Это не значит, что нужно слепо действовать по велению Души. Но если выработать у себя привычку прислушиваться к голосу Души, жить станет легче и проще. Это сложная и почти невыполнимая задача – дать порулить ситуацией Душе, оставив Разум в стороне. Разум у человека разумного всегда будет находиться во главе. Но стараться услышать, почувствовать, чего хочет Душа, может позволить себе каждый. Кто-то называет это интуицией, «шестым чувством» или «чуйкой» – на самом деле это голос Души. И если она говорит «Нет», вы обязательно это почувствуете. Чем чаще вы будете прислушиваться к голосу Души, тем меньше вас будут волновать ветра действительности, с которыми Разум то и дело воюет и борется.
Но равновесие наступает лишь тогда, когда нет борьбы внутри самого человека.
Не нужно бороться с собой и с миром. Душе надо дать немного воли, а Разуму – покоя.
И когда цель – равновесие – будет достигнута, Разум, после того, как ослабит контроль, сам удивится, как так вышло, что у Души всё получилось даже без его – Разума – вмешательства. Не стоит думать, что Душе всё надо позволять, нужно лишь немного ослабить контроль Разума, тем самым разрешить Душе просто быть счастливой.
Добиться единства Души и Разума – нелегко, но при осознанном намерении всё возможно. Если не будете забывать иногда давать возможность Душе быть услышанной. И с сегодняшнего дня нужно осознанно перестать бороться, а начать делать добрые дела. Вы будете удивлены, как это просто – быть счастливым!
Источник
Вопросы и задания. 1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки
1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.
2. Почему привычки являются более простым психическим образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.
3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?
4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тренировать силу воли? Расскажите об этом.
5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.
*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.
*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллектуального, художественного и информационного видов деятельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:
1. Привычки бывают.
2. Наши чувства определяются.
3. Деятельность включает в себя.
4. Деятельность отличается от действия.
§ 19 (§ 40). Влияние общества на личность
Поскольку личность — продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. Общество способно влиять на личность положительно — развивая ее, и отрицательно — подавляя.
Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отно-
шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда сознательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углубленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.
Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.
Но главное отличие — выполнение социальных ролей. Дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли: у них только игровое освоение социального мира. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близкими из всех существующих в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувствапередаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей детей намеренно подкидывают или передают на воспитание в
|
другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризорных детей и систему санкций, с помощью которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.
Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI века — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смертной казнью.
Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других — принижена.
Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации.
В ходе многовекового развития человеческое общество создало в отношениях родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимой™ и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, называемое молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-
гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры
созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.
Современная молодежь разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.
Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-
циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа сверстников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.
Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.
Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.
Понятия:социализация, детство, подростковый период.
Источник