Приведите различие между следующими понятиями душа разум инстинкты чувства

Душа и Разум — кто они?

Мы часто задумываемся – что такое Душа? Где она живёт, как выглядит и как существует? Как её почувствовать, и есть ли она вообще? Эти вопросы нам задаёт наш разум, с его помощью мы пытаемся рассуждать, фантазировать, размышляя о вещах, о которых не имеем ни малейшего понятия. Но рассуждать готовы обо всём, руководствуясь жизненным опытом и информационными фактами, которые мы получали и старались запомнить в течение жизни, а потом, запомнив и решив для себя, что какая-то определённая информация важна для нас, с удовольствием делимся ей с окружающими.

Если попытаться представить, что Разум и Душа – это реальные люди, которые вынуждены существовать вместе, то всё становится на свои места.
Два человека: один взрослый (Разум), а другой – малыш (Душа) живут в одной комнате (человеческое тело). И у каждого свои интересы. Взрослый решает жизненные задачи, а малышу постоянно хочется, чтоб с ним поиграли. Он счастлив оттого, что его ничего не тревожит и ничего не болит. Давайте рассмотрим их подробно.

Итак, Разум – сварливая старая нянька, которая знает, как лучше. Она упрямо держит Душу за руку, не позволяя той взять то, что она хочет.
Душа – наивный ребёнок, без упорства и воли, который просто хочет быть счастливым. Здесь и сейчас. Ей непонятно – за что ей приходится отказываться от счастья. Она хочет быть счастливой безусловно. И страдает оттого, что не может быть услышанной. Её голос слишком тих. Она смирно ждёт, не скандаля и не настаивая.
Увы, Разум не может услышать Душу. Он слишком сосредоточен на том, что и как надо делать. Он резок, его голос громок, а движения и действия точны и конкретны. Однако, он часто сомневается, что цель достижима. Поэтому Разум, прежде чем сделать шаг к действию, тщательно всё проверит и взвесит. Он постоянно в движении и ему не до отдыха и не до сантиментов. Он, в отличие от Души, не летает в облаках, а твёрдо стоит на земле. В свой внутренний мир Разум никого не впускает и не интересуется внутренним миром других. Он ответственно относится к тому, что делает и всегда уверен в собственной правоте. Только он, по его личному мнению, знает – как лучше для Души.
Разум часто одёргивает Душу, говоря, что для того, чтобы быть счастливым, надо постараться, потрудиться или подождать. Мол, сейчас не время и мы пока не можем позволить себе быть счастливыми. Разум – это Душа в прошлом, которая просто забыла, что такое детство. Он вырос и повзрослел. Фанатик, который верит в свои силы, но сомневается, что цель достижима.
Рузуму, чтоб быть счастливым, нужны определённые условия, которые невозможно выполнить прямо сейчас. Для Души условия не нужны. Она готова быть счастливой, она не сомневается и не надеется. Она просто знает, вот только её кто-то постоянно крепко держит за руку.
Разум и Душа идут по миру, как по огромному детскому магазину игрушек. Душа широко открытыми глазами смотрит на игрушки, мечтая о красивой кукле, а Разум говорит, что им это не по карману. Душа не понимает, почему за счастье приходится платить. Она расстраивается и тихо плачет в тот момент, когда Разум, рассуждая трезво, уверен, что кукла – эта пустая трата денег. Есть наиболее важные и необходимые вопросы, которые нужно решить немедленно.
Разум день за днём крутится, как белка в колесе, решая новые задачи и преодолевая всё новые препятствия. Душа, как маленький ребёнок, ни о чём другом не беспокоится, как только о себе. Она – не эгоистична. Она просто хочет быть счастливой и посторонние заботы её не волнуют.
Но Разум постоянно старается её воспитывать, приучая к порядку и дисциплине. А она, не желая жить в клетке здравого смысла, предпочитает ничего не делать. Вот и получается – Разум не слышит Душу, а Душа, не желая ему подчиняться, летает в облаках.
Как же избежать конфликта Души и Разума, где одна безусловно счастлива, а второй спокоен и доволен? Необходимо просто сохранять равновесие и намеренно ослабить хватку, снизить уровень важности. Как только Разум перестанет тотально контролировать действия Души и отпустит руку, легче станет обоим. Это не значит, что нужно слепо действовать по велению Души. Но если выработать у себя привычку прислушиваться к голосу Души, жить станет легче и проще. Это сложная и почти невыполнимая задача – дать порулить ситуацией Душе, оставив Разум в стороне. Разум у человека разумного всегда будет находиться во главе. Но стараться услышать, почувствовать, чего хочет Душа, может позволить себе каждый. Кто-то называет это интуицией, «шестым чувством» или «чуйкой» – на самом деле это голос Души. И если она говорит «Нет», вы обязательно это почувствуете. Чем чаще вы будете прислушиваться к голосу Души, тем меньше вас будут волновать ветра действительности, с которыми Разум то и дело воюет и борется.
Но равновесие наступает лишь тогда, когда нет борьбы внутри самого человека.
Не нужно бороться с собой и с миром. Душе надо дать немного воли, а Разуму – покоя.
И когда цель – равновесие – будет достигнута, Разум, после того, как ослабит контроль, сам удивится, как так вышло, что у Души всё получилось даже без его – Разума – вмешательства. Не стоит думать, что Душе всё надо позволять, нужно лишь немного ослабить контроль Разума, тем самым разрешить Душе просто быть счастливой.
Добиться единства Души и Разума – нелегко, но при осознанном намерении всё возможно. Если не будете забывать иногда давать возможность Душе быть услышанной. И с сегодняшнего дня нужно осознанно перестать бороться, а начать делать добрые дела. Вы будете удивлены, как это просто – быть счастливым!

Читайте также:  Все глаголы чувственного восприятия

Источник

Вопросы и задания. 1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки

1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

2. Почему привычки являются более простым психичес­ким образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?

4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тре­нировать силу воли? Расскажите об этом.

5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.

*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.

*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллекту­ального, художественного и информационного видов дея­тельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:

1. Привычки бывают.

2. Наши чувства определяются.

3. Деятельность включает в себя.

4. Деятельность отличается от действия.

§ 19 (§ 40). Влияние общества на личность

Поскольку личность — продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно — развивая ее, и отрицательно — подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров — в мире общественных отно-

шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.

Но главное отличие — выполнение социальных ролей. Де­тиединственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Читайте также:  Как мы воспринимаем радость

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувствапередаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопи­тающих — родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в

другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI века — проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смерт­ной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других — принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них — наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-

гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Читайте также:  Пропало чувство насыщения во время еды

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры

созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-

циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия:социализация, детство, подростковый период.

Источник

Оцените статью