- Чувства и эмоции в психологии
- Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
- Чувства в психологии
- Виды высших чувств в психологии
- Эмоции в психологии
- Виды эмоций
- Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство
- Виды чувств
- Низшие чувства
- Высшие чувства
- Нравственные
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувства
- Готовые работы на аналогичную тему
- Социальные чувства
- 11.5. Высшие эмоции (чувства) человека
Чувства и эмоции в психологии
Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.
Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.
Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувства в психологии
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
- Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
- Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
- Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.
Эмоции в психологии
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Формы проявления эмоциональных состояний:
- Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
- Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
- Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
- Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
Источник
Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции лежат в основе формирования высших чувств. Высшие чувства проявляются через эмоции. Высшие чувства в отличии от эмоций амбивалентны. Высшие чувства формируются в условиях социализации личности. Высшие чувства это приобретенное состояние эмоциональной сферы. Эти психологические образования формируются под воздействием социального. Группы: моральные чувства, интеллектуальные, эстетические, праксические (праксис – работа) чувства – чувство пресыщения деятельностью.
Основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими.
Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Важное моральное чувство, родственное дружбе, — любовь. Это чувство может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.
Источник
Виды чувств
Вы будете перенаправлены на Автор24
В психологии принято выделять следующие виды чувств:
- Низшие чувства
- Высшие чувства
- Нравственные чувства
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувства
- Социальные чувства
Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.
В психологии выделяют следующие основные виды:
Низшие чувства
Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.
Высшие чувства
Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.
Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.
Нравственные
Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.
Эстетические чувства
Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.
Интеллектуальные чувства
Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальные чувства
Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.
Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.
Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.
Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.
Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.
Цинизм, это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.
Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.
Источник
11.5. Высшие эмоции (чувства) человека
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.
Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).
Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.
Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.
К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.
Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.
Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).
Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.
Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.
«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.
Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.
Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.
Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.
Современные религии пытаются продлить прежде всего этическую основу собственного существования, в то время как научная психология получает все больше доказательств того, что религия и чувства, ее сопровождающие, есть лишь форма психической активности, выработанная людьми для управления собственными психическими состояниями на донаучном этапе развития человеческой культуры и цивилизации.
1. Дайте анализ универсальной схемы функционирования психики. Объясните термины «психическое состояние» и «состояние сознания».
2. Дайте определение понятию «эмоциональное состояние». Приведите примеры эмоций.
3. Проанализируйте причины возникновения эмоций. Назовите три уровня проявления эмоциональных состояний.
4. Перечислите основные особенности эмоциональных состояний человека.
5. Дайте описание простейших эмоций.
6. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.
7. Опишите высшие эмоции человека (чувства).
8. Опишите физиологические основы эмоций.
9. Дайте психологический анализ стресса как вида эмоциональных состояний.
10. Проанализируйте причины возникновения страсти и сравните такие виды эмоциональных состояний как страсть и аффект.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.
Вартанян Г.А., Петров Э.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – К.: Политиздат Украины, 1987.
Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. Часть 2. – М.: Мир, 1992.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник