Эмоции вообще – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательные. Существует много теорий сущности эмоций Информационная теория эмоций (П. В. Симонов) представляет собой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П. К. Анохина. В числе положений этой теории следующие а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая и чувство удовлетворения после достижения цели; б) когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция.
Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
Барьеры отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько. Это, прежде всего, барьер общения, возникающий на почве страдания или даже горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать и в ответ на события, и в преддверии их.
Барьер общения, создаваемый отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Это находит выражение в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к указанным отрицательным эмоциям вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение. Рационального способа поведения, подходящего для всех, здесь нет. Никакой психотерапевт в этой ситуации, как пишет В. Леви, не имеет права советовать «снизить значимость», «забыть», «отвлечься».
Трудно преодолим барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия в удовлетворении той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.
В общении, мотивированном гневом, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывает трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масла в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения – не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, где эмоции владеют соперником.
К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций – плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также и особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами заботы психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.
Прозой общения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной для себя собственной черствости. К причинам сниженного настроения можно отнести и неудовлетворительное физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии – низкой двигательной активности. Плохое состояние становится «физиологическим фактом»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением – плохой работник и еще худший партнер в общении. Одним? из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Стало быть, если вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время.
Для этого достаточно перед деловой беседой прикинуть варианты ее развития и возможность достижения конструктивного результата. Легко можно представить себе, что к объективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще и субъективные, спровоцированные плохим настроением.
Имея в виду то, что плохое настроение «эпидемически заразно», легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не приходится. Рассуждения о факторах, влияющих на разговор, должны подсказать, что круговая цепочка в каком-то месте будет обязательно прервана. Это прерывание скорее всего произойдет между вводными коммуникатора и реципиента, скажется на процессуальной переменной, предопределит развитие внешней переменной и в целом деформирует переменную ситуации из доверительного разговора в острое, конфликтное обсуждение, конфронтацию. Это приведет к разрушению «защитной» оболочки делового разговора.
Источник
Как правило, люди недооценивают значение отрицательных эмоций в жизни. Многие считают, что логика — это основа человеческого мышления, человеческого бытия. Однако эмоции сопровождают практически все аспекты жизнедеятельности человека, что и было доказано учеными. Эмоции помогают человеку понять, насколько значимо то, что он делает, насколько значимы для него его отношения с другими людьми. Они возникают в ситуациях, когда:
* происходит что-то значимое для человека;
* когда человек понимает, что существует определенная опасность, но не может ее избежать;
* при обострении потребности;
* при развитии событий, которые не были запланированы;
* в ситуациях с высокой степенью неопределенности.
Как мы видим, эмоции могут быть вызваны, с одной стороны, потребностями человека, а с другой стороны, ситуацией, в которую человек попадает. Эмоции выполняют следующие функции: оценки, побуждения, разрешения ситуации, дезорганизации, организации, регуляции (закрепления-торможения (П.К. Анохин); подкрепления (П. В. Симонов), предвосхищения (В. Вундт)), активизации, мобилизации и др.
Эмоции могут стать барьером в общении с другим человеком. Особенно, если это устойчивая негативная эмоция (горе, страдание, отвращение, презрение, страх и др.). Остановимся более подробно на подобных барьерах.
Барьер страдания снижает уровень контактности, общительности человека, который переживает страдание и делает тяжелым общение с ним других людей. Людям достаточно сложно общаться с подобными людьми. Чем может быть вызвано страдание? Это может быть какое-либо трагическое событие, неудовлетворенность своим положением, физическими болями, заниженной самооценкой и пр.
Барьер гнева особенно сложно преодолеть, поскольку гнев рождается в ответ на оскорбления, препятствия и т.п. факторы. Чем сильнее чувство гнева, тем .более агрессивен человек, тем сильнее он пытается обрушить свои чувства на других людей. Если при этом учесть, что подобное чувство буквально удваивает физическую и психическую энергию, то станет понятно, насколько сложно общаться с подобными людьми.
Барьер отвращения и брезгливости возникает при нарушении гигиенических или этических норм. Этот барьер могут вызвать:
§ потные ладони рук;
Барьер презрения может быть вызван: аморальными поступками; предрассудками; неприемлемыми чертами характера (трусость, скупость) и т.д.
Барьер страха побуждает свести к минимуму общение с теми людьми, которые являются его источниками. Преодолеть его бывает достаточно сложно.
Барьер стыда и вины возникает чаще всего как реакция на критику, чрезмерную лесть, из страха показаться неловким, неуклюжим, быть уличенным в чем-то и пр.
Барьер плохого настроения. Обычно этот факт учитывается достаточно редко. А зря. Эмоционально негативное настроение переносится на партнера по общению и сводит «на нет» все его старания. Очень часто именно плохое настроение одного из участников взаимодействия служит источником конфликта. Поэтому хочется еще раз отметить, что плохое настроение собеседника зачастую не имеет никакого отношения конкретно к вам. Поэтому лучше всего постараться внутренне дистанцироваться от негативных эмоций и дать возможность человеку успокоиться, оставить его на некоторое время в покое.
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
Барьер недостаточного понимания важности общения.Чаще всего возникает в качестве следствия недооценки руководителем важности общения как социально-психологического механизма управления людьми.
Барьер внутренних установок. Установка — это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.
Причем однажды сформированные установки имеют тенденцию со временем становиться лишь прочнее, потому что люди в первую очередь приемлют то содержание, которое согласуется с их установками, усвоенными ранее. Человек, как правило:
* обращает внимание на те сообщения, которые согласуются с его точкой зрения, и пропускает все остальные;
* воспринимает только то, что соответствует его внутренним установкам;
* быстрее и надежнее запоминаются те материалы, которые согласуются с установками данного человека.
Установки являются достаточно устойчивой структурой психики человека. Люди со сходными установками объединяются в группы, коллективы, которых объединяет их взгляд на мир и которым присуще единство действия.
Можно ли изменить установки того или иного человека? В. Шрамм предлагает следующий путь изменения:
1. Для изменения установок человеку нужно подсказать направленность и содержание этого изменения. Эта мысль должна быть воспринята и понята человеком.
2. Изменение установок произойдет тем успешнее, чем больше указанная мысль будет соответствовать имеющимся у данного человека потребностям и мотивам.
3. Изменение будет более вероятным, если:
* содержание воспринятой информации будет соответствовать признанным нормам группового поведения;
* источник информации будет достаточно добросовестным и компетентным;
* передача будет удовлетворять формальным требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргументации.
4. Изменение установок будет более устойчивым, если окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой информации.
5. Изменение установок будет более эффективным, если пропагандистское воздействие подкрепится другими воспитательными воздействиями.
Барьер стереотипа. Стереотип — это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Эти упрощения определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности. Т. Марждицкий так описывает черты стереотипа:
* Стереотипы являются неправильными обобщениями — слишком широкими, преувеличенными или упрощенными.
* Стереотипы являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно связанными с представлениями о социально-психологических или антропологических характеристиках других общественных групп.
* Стереотипы, будучи системой убеждений и установок, принятых заранее, не формируются через социальный опыт.
* Стереотипы передаются с помощью языка.
* Стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению.
Обычно это преувеличенные и упрощенные оценки, например, украинцы — жадные, французы — любвеобильные и т.п 4 . Однако они достаточно сильно влияют на восприятие информации. У человека существует устоявшееся, неизвестно на чем основанное мнение, и при общении он слепо следует своим установкам и стереотипам. Получается, что человек «не видит» реальной ситуации, реального человека, а реагирует на свое представление об этом человеке или об этой ситуации.
Стереотипы создают барьеры в общении двумя способами: смысл информации может быть искажен стереотипом того человека, который говорит, а также стереотипным мышлением того, кто слушает. Получается, что люди говорят как бы на разных языках.
Стереотип, по мнению О.Ю. Семендяева, состоит из двух компонентов: когнитивного образа, обеспечивающего предрасположенность человека к восприятию информации, и инструментально-практической установки, создающей контекст оценивания информации и внутренней готовности человека к последующим действиям. Если инструментальный компонент начинает доминировать над когнитивным, т.е. человек воспринимает только то, что он хочет воспринимать, то истина становится неотличимой от лжи, убеждение перерастает в предубеждения, категориальный стереотип превращается в «имидж», а люди — в обезличенную и манипулируемую «одинокую толпу».
Как они образуются? Наше мышление имеет тенденцию составлять из абстрактной действительности конкретные образы. Таким образом, происходит трактовка абстрактных мысленных конструкций как вещей, т.е. происходит своеобразное овеществление абстракций. Эта тенденция приводит к закреплению в сознании какой-либо социальной группы подобных конкретных образов.
Другой источник стереотипов — это естественные склонности людей к «упрощенному мышлению». На современного человека обрушивается поток информации, поэтому он вынужден прибегать к подобному упрощению.
Таким образом, возникают стереотипы, которые выступают как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. И они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Необходимо также учитывать в общении, что стереотипы, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, являются весьма устойчивыми и плохо поддаются изменениям.
Барьер отсутствия интереса. Иногда в процессе общения, которое человеку в принципе не особенно-то и интересно, он перестает придавать значение тому, что ему говорят. Его внимание рассеивается, и человек перестает следить за течением мысли собеседника.
Речевые барьеры
Эти барьеры возникают из-за различных ошибок речи, поскольку речь — одно из основных средств общения. Такие барьеры могут возникнуть из-за:
* Неправильного выбора слов.
* Неспособности партнера понять передаваемую информацию.
Искажение информации происходит в процессе передачи информации. Как? Общаясь, люди запоминают смысл сообщения, а не те слова, которыми оно передавалось. Обычно люди не стремятся запомнить детали, особенно мелкие. Отсюда и возникают ошибки: неправильно услышал, чего-то недопонял. Человек услышал информацию, что-то запомнил, что-то нет, передает ее по цепочке, а на выходе мы имеем совершенно иной смысл. К сожалению, большинство людей не умеют работать с текстами и это нужно признать. Человек находит в каждом тексте что-то свое, чем-то ему близкое, сосредотачивает на этом свое внимание и. Суть
же сообщения при этом куда-то исчезает. Не верите? Я бы тоже не поверила, не повторяйся это столь часто на моих семинарах. Именно поэтому зачастую подчиненные, нечетко поняв распоряжение руководителя, делают что-то не так, а потом их работу приходится переделывать.
Еще один аспект возможного искажения информации — разное толкование одних и тех же слов в зависимости от интонации, контекста или ассоциаций, возникающих у разных людей на одни и те же слова. Вам никогда не приходилось говорить намеками или слышать двусмысленности? И получается, что каждый человек слышит в ней что-то свое, то, что понятно и близко ему.
Н.М. Тимченко выделил следующие причины, которые затрудняют передачу информации:
* Несовершенство перекодирования мыслей в слова. « Неуместное использование профессиональных терминов.
* Неверное истолкование намерений собеседника.
* Чрезмерное использование иностранных слов.
* Неполное информирование партнера.
* Излишне быстрый темп изложения информации.
* Наличие смысловых разрывов и скачков мысли.
* Неполная концентрация внимания.
* Неиспользование различных каналов восприятия.
* Наличие логического противоречия.
* Неадекватные интонация, мимика и жесты, не совпадающие со словами.
Барьер пренебрежения фактами является результатом привычки человека делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов либо неправильно понимая и интерпретируя уже полученную информацию и факты.
Невозможно описать и классифицировать все барьеры, которые могут возникнуть между людьми в процессе общения. Поэтому обозначим лишь основные группы.
Физические барьеры
* Барьеры, возникающие из-за несоответствия места
общения его характеру и задачам.
* Барьер, который может возникнуть из-за большой удаленности людей друг от друга.
* Барьер физических состояний — может возникнуть из-за перенапряжения в результате длительного ожидания, неумения регулировать свое внутреннее состояние.
* Барьер, возникающий, если люди не хотят общаться друг с другом, и т.д.
Социально-ролевые барьеры
* Барьер внутреннего противостояния между общающимися людьми.
* Барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения.
* Барьер социально-ролевого несоответствия ситуации
общения.
Источник