Владеть страстями выгоднее, чем умом
В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками. В последнем номере научного журнала «Вопросы психологии» опубликована статья белорусского психолога Ирины Андреевой, посвященная тому, что увеличивает и что уменьшает показатели эмоционального интеллекта.
Если они такие умные, то почему они такие бедные?
Эмблемой двадцатого века можно смело считать две латинские буквы — IQ. Еще до Первой мировой войны психологи подарили миру такие понятия, как «коэффициент умственных способностей» и «тесты интеллекта».
Развитые страны с воодушевлением принялись измерять интеллект своих граждан. Соблазнительно было получить простое средство, позволяющее отличить умного от дурака. Тесты интеллекта применялись везде: в армии, в школе, в иммиграционных центрах, при приеме на работу. Миллионы людей честно пытались решить многочисленные варианты тестов IQ, выискивали закономерности в квадратиках с кружочками и вставляли пропущенные в логическом ряду цифры.
Но все сильнее звучали голоса критиков. Среди прочих упреков в адрес IQ был и такой: этот показатель не позволяет сколько-нибудь точно предсказать реальный успех человека в жизни. За примерами далеко ходить не нужно. Президент США, мягко говоря, престижная должность. Однако ее занимают и те, чей IQ высок, как нью-йоркские небоскребы, и те, у кого этот показатель, как говорится, ниже плинтуса. Независимо от своего IQ и те и другие победили на выборах и правили с примерно одинаковой степенью успешности.
В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть — миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В „Менсе“ состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.
Может быть, тогда существует какая-то другая характеристика, которая помогает человеку подниматься на социальный верх?
EQ как могильщик IQ
«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ», — говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
Эмоциональный интеллект — понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. «Понятие „эмоциональный интеллект“ введено американским психологом Линдсеем Гарднером. Этот ученый предположил, что существует не один вид интеллекта, влияющий на успешность жизнедеятельности человека, а несколько. Среди них был назван и эмоциональный. Чуть позднее вышла в свет книга еще одного американца, Дэниела Големана, „Эмоциональный интеллект“, она в значительной мере способствовала укоренению этого понятия не только в психологии, но и в обыденном сознании», — рассказывает Бурлачук.
После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. Сейчас существуют десятки тестов, измеряющих EQ (правда, для русскоязычной среды из них адаптировано всего несколько).
Чтобы пройти такой тест, не нужно напрягать мозги, как в случае с проверкой IQ. Некоторые из тестов эмоционального интеллекта требуют лишь оценить степень своего согласия с каждым высказыванием из списка. Например: «Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни», «Люди охотно изливают мне душу», «Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь сломать, разбить и даже ударить человека» и т. д.
Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что EQ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.
Но остаются еще вопросы. Является ли высокий EQ врожденным качеством, запрограммированным в генах? Если нет, то как можно его повысить?
Правое полушарие и андрогинность
Наследственность или среда? Эта дилемма считается одной из самых дискуссионных в психологии. Ученые с жаром спорят, насколько то или иное качество заложено в человеке от природы, а насколько оно порождено воспитанием, школой и социальным окружением.
Этот спор идет и в отношении эмоционального интеллекта. Одни психологи утверждают, что уровень EQ заложен в генах как некое биологическое свойство мозга. Если его и можно изменить, то очень ненамного. Их оппоненты настаивают — эмоциональный интеллект вполне можно наращивать.
В своей статье белорусский психолог Ирина Андреева из Полоцкого государственного университета, которая уже много лет занимается проблемой эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.
Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.
Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.
Еще одна зависимость: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его воспитывает, и в результате у него высокий EQ.
В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.
Отдельно психологи рассматривают половой вопрос: насколько ребенку прививают качества, свойственные мальчикам или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».
В своей работе Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Между тем именно на этом делают немалые деньги тысячи фирм, в том числе и в странах бывшего СССР. «Повысь своей эмоциональный интеллект!», «Стань лидером — увеличь свой EQ!» — таких объявлений в Интернете немало. Научных данных об эффекте от таких тренингов и программ нам найти не удалось, но надеемся, что он все-таки есть.
Источник
Начну,пожалуй,я
Одна из любимых притч.
Мудрый самурай обучал боевому искусству молодых учеников. Он делился с ними своими умениями и опытом. Однажды во время занятий к ним пожаловал молодой воин, который пользовался дурной славой. Он «прославился» своими дерзостью и жестокостью.
Этот воин любил провоцировать окружающих. Он выбирал себе жертву и посыпал ее отборными ругательствами. Взбешенный противник после этого пытался наказать обидчика. Однако ярость, которая его при этом одолевала, затуманивала мышление. Ослепленный ею, противник допускал ошибку за ошибкой и в результате задиристый воин легко его одолевал.
Вот и в этот раз воин принялся оскорблять самурая. Однако тот не обращал на это никакого внимания, а продолжал спокойно передавать науку своим ученикам. Задира вновь и вновь пытался обидеть наставника, но тот оставался невозмутимым. В конце концов задира ушел прочь в крайнем раздражении, так и не добившись от самурая желаемой ярости.
Когда агрессор ушел, ученики спросили у самурая, почему тот терпел нападки незваного гостя? Ведь можно было вызвать его на бой и проучить обидчика.
На это мудрый самурай ответил: «К ненависти, зависти и оскорблениям нужно относиться как к подарку, который нельзя принять. Если ты не принимаешь подарок, то кому он тогда принадлежит?»
«Он принадлежит своему прежнему хозяину», — ответили ученики.
«Точно так же зависть и ненависть, пока ты их не примешь, остаются с тем, кто их принес», — подытожил мудрый самурай.
Эта замечательная притча учит, как правильно реагировать на хамство и грубость от окружающих.
Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, не умеющий плавать и никогда ещё не выходивший в море, сидел в пустом трюме, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались успокоить. Однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Такое путешествие не доставляло султану никакого удовольствия. Тогда его придворный лекарь сказал:
— О, властелин, если ты позволишь, я успокою его.
После того как султан согласился, лекарь приказал матросам бросить слугу в море. Слуга цеплялся за борт корабля и умолял взять его на корабль. Его вытащили за волосы из воды, и он тихонько уселся в углу. Ни одной жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан попросил лекаря объяснить суть происшедшего.
— Твой слуга не мог знать, какоесчастье — чувствовать твёрдые доски палубы корабля под ногами, пока не узнал, что значит захлёбываться в морских волнах.
Странник присел на камень у реки и спросил у Воды:
— Как мне стать лучше, как приблизиться к совершенству? Ты повсюду, и питаешь все живое на земле, помоги мне!
— Все просто, — отвечала ему Вода. — Будь сильным и иди небольшими шагами, я могу по глотку напоить жаждущих, а могу затопить поля и лишить крестьян урожая. Будь внимательным к тем, кто близок тебе, и ты станешь лучше.
Человек поблагодарил Воду, набрал немного во флягу, и отправился дальше. Путь его прервался у Дерева, чьи корни давно не видели воды. Человек вылил воду из своей фляги, не пожалев ни капли, и могучее Дерево благодарно зашелестело ветвями:
— Чем помочь тебе, Странник?
— Дай мне совет, как стать лучше. Ты видело смену времен года, знаешь сотни людей, и люди спешат к тебе, насладиться плодами, укрыться в твоей тени.
Все просто, — отвечало ему Дерево. — Ветер ласкает мои ветви, вода питает корни, я беру у мира немало — и чем больше я отдаю, тем больше мир дает мне в ответ. Птицы несут мои семена по миру, белки питаются моими плодами, люди любуются моей кроной и укрываются от жары в ее тени. Всегда отдавай больше, чем берешь, и все возвратится к тебе с добром.
Человек поблагодарил дерево, взял несколько плодов у подножия, и отправился дальше. Пройдя через лес, он вышел на поле, где работала Женщина. Поприветствовал странник Женщину, и задал вопрос:
— Как мне стать лучше?
Все просто, — отвечала ему Женщина. — Делай то, что можешь, и делай это хорошо.
Задумался Странник, и вспомнил слова Дерева, но ему нечего было отдать женщине, кроме плодов и своего труда. Угостив Женщину плодами дерева, он спросил, может ли помочь ей в работе. Женщина согласилась.
Продолжая раздумья, он работал весь день, пока не стемнело. Тогда женщина пригласила Странника в дом и предложила ему чаю.
— Стал ли ты лучше, Странник? — в глазах Женщины плясали веселые искры. — Ты тяжело работал, и я благодарна тебе за помощь, но чувствуешь ли ты, что добился желаемого?
— Не чувствую, — отвечал ей Странник, — я спросил совета у Дерева и Воды, и следовал их советам. Я спросил совета у тебя, и сделал то, что мог. Но все равно я упустил нечто важное.
— Ты действительно упустил, Странник, — женщина скрыла добрую усмешку и ласково улыбнулась. — Тот участок земли, который мы обрабатывали с тобой целый день, принесет урожай. Я соберу этот урожай, и отнесу его мельнику. Мельник сделает из зерна муку, и я заплачу ему. Из муки я смогу напечь лепешек, накормить своих стариков, угостить соседских детей, а остальное отвезу на ярмарку и продам. На той же ярмарке я продам и муку, и смогу на эти деньги купить много полезного.
— Неужели несколько часов работы принесли тебе пользу? — Странник посмотрел на мозоли на своих руках, и ему показалось, что они меньше саднят.
— Несколько часов помощи принесли пользу. Но не только мне. С твоей помощью я дам работу мельнику, накормлю стариков и соседских детишек, а в зиму мы не будем голодать. Последний урок, который тебе нужно усвоить — всегда нужно видеть цель. Когда ты понял, насколько важен твой труд, ты почувствовал уважением к своим мозолям, ты знаешь, ради чего ты работал и каковы плоды твоего труда.
Источник