Притча про эмоциональный интеллект

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Эмоциональный интеллект

Владеть страстями выгоднее, чем умом

В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками. В последнем номере научного журнала «Вопросы психологии» опубликована статья белорусского психолога Ирины Андреевой, посвященная тому, что увеличивает и что уменьшает показатели эмоционального интеллекта.

Если они такие умные, то почему они такие бедные?

Эмблемой двадцатого века можно смело считать две латинские буквы — IQ. Еще до Первой мировой войны психологи подарили миру такие понятия, как «коэффициент умственных способностей» и «тесты интеллекта».

Развитые страны с воодушевлением принялись измерять интеллект своих граждан. Соблазнительно было получить простое средство, позволяющее отличить умного от дурака. Тесты интеллекта применялись везде: в армии, в школе, в иммиграционных центрах, при приеме на работу. Миллионы людей честно пытались решить многочисленные варианты тестов IQ, выискивали закономерности в квадратиках с кружочками и вставляли пропущенные в логическом ряду цифры.

Но все сильнее звучали голоса критиков. Среди прочих упреков в адрес IQ был и такой: этот показатель не позволяет сколько-нибудь точно предсказать реальный успех человека в жизни. За примерами далеко ходить не нужно. Президент США, мягко говоря, престижная должность. Однако ее занимают и те, чей IQ высок, как нью-йоркские небоскребы, и те, у кого этот показатель, как говорится, ниже плинтуса. Независимо от своего IQ и те и другие победили на выборах и правили с примерно одинаковой степенью успешности.

В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть — миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В „Менсе“ состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.

Может быть, тогда существует какая-то другая характеристика, которая помогает человеку подниматься на социальный верх?

EQ как могильщик IQ

«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ», — говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Эмоциональный интеллект — понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. «Понятие „эмоциональный интеллект“ введено американским психологом Линдсеем Гарднером. Этот ученый предположил, что существует не один вид интеллекта, влияющий на успешность жизнедеятельности человека, а несколько. Среди них был назван и эмоциональный. Чуть позднее вышла в свет книга еще одного американца, Дэниела Големана, „Эмоциональный интеллект“, она в значительной мере способствовала укоренению этого понятия не только в психологии, но и в обыденном сознании», — рассказывает Бурлачук.

После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. Сейчас существуют десятки тестов, измеряющих EQ (правда, для русскоязычной среды из них адаптировано всего несколько).

Читайте также:  Таро что она чувствует ко мне сейчас

Чтобы пройти такой тест, не нужно напрягать мозги, как в случае с проверкой IQ. Некоторые из тестов эмоционального интеллекта требуют лишь оценить степень своего согласия с каждым высказыванием из списка. Например: «Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни», «Люди охотно изливают мне душу», «Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь сломать, разбить и даже ударить человека» и т. д.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что EQ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

Но остаются еще вопросы. Является ли высокий EQ врожденным качеством, запрограммированным в генах? Если нет, то как можно его повысить?

Правое полушарие и андрогинность

Наследственность или среда? Эта дилемма считается одной из самых дискуссионных в психологии. Ученые с жаром спорят, насколько то или иное качество заложено в человеке от природы, а насколько оно порождено воспитанием, школой и социальным окружением.

Этот спор идет и в отношении эмоционального интеллекта. Одни психологи утверждают, что уровень EQ заложен в генах как некое биологическое свойство мозга. Если его и можно изменить, то очень ненамного. Их оппоненты настаивают — эмоциональный интеллект вполне можно наращивать.

В своей статье белорусский психолог Ирина Андреева из Полоцкого государственного университета, которая уже много лет занимается проблемой эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.

Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.

Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Еще одна зависимость: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его воспитывает, и в результате у него высокий EQ.

В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.

Отдельно психологи рассматривают половой вопрос: насколько ребенку прививают качества, свойственные мальчикам или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».

Читайте также:  То самое чувство когда влюбилась

В своей работе Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Между тем именно на этом делают немалые деньги тысячи фирм, в том числе и в странах бывшего СССР. «Повысь своей эмоциональный интеллект!», «Стань лидером — увеличь свой EQ!» — таких объявлений в Интернете немало. Научных данных об эффекте от таких тренингов и программ нам найти не удалось, но надеемся, что он все-таки есть.

Источник

Притча про эмоциональный интеллект

Начну,пожалуй,я
Одна из любимых притч.

Мудрый самурай обучал боевому искусству молодых учеников. Он делился с ними своими умениями и опытом. Однажды во время занятий к ним пожаловал молодой воин, который пользовался дурной славой. Он «прославился» своими дерзостью и жестокостью.

Этот воин любил провоцировать окружающих. Он выбирал себе жертву и посыпал ее отборными ругательствами. Взбешенный противник после этого пытался наказать обидчика. Однако ярость, которая его при этом одолевала, затуманивала мышление. Ослепленный ею, противник допускал ошибку за ошибкой и в результате задиристый воин легко его одолевал.

Вот и в этот раз воин принялся оскорблять самурая. Однако тот не обращал на это никакого внимания, а продолжал спокойно передавать науку своим ученикам. Задира вновь и вновь пытался обидеть наставника, но тот оставался невозмутимым. В конце концов задира ушел прочь в крайнем раздражении, так и не добившись от самурая желаемой ярости.

Когда агрессор ушел, ученики спросили у самурая, почему тот терпел нападки незваного гостя? Ведь можно было вызвать его на бой и проучить обидчика.

На это мудрый самурай ответил: «К ненависти, зависти и оскорблениям нужно относиться как к подарку, который нельзя принять. Если ты не принимаешь подарок, то кому он тогда принадлежит?»

«Он принадлежит своему прежнему хозяину», — ответили ученики.

«Точно так же зависть и ненависть, пока ты их не примешь, остаются с тем, кто их принес», — подытожил мудрый самурай.

Эта замечательная притча учит, как правильно реагировать на хамство и грубость от окружающих.

Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, не умеющий плавать и никогда ещё не выходивший в море, сидел в пустом трюме, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались успокоить. Однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Такое путешествие не доставляло султану никакого удовольствия. Тогда его придворный лекарь сказал:
— О, властелин, если ты позволишь, я успокою его.
После того как султан согласился, лекарь приказал матросам бросить слугу в море. Слуга цеплялся за борт корабля и умолял взять его на корабль. Его вытащили за волосы из воды, и он тихонько уселся в углу. Ни одной жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан попросил лекаря объяснить суть происшедшего.
— Твой слуга не мог знать, какоесчастье — чувствовать твёрдые доски палубы корабля под ногами, пока не узнал, что значит захлёбываться в морских волнах.

Странник присел на камень у реки и спросил у Воды:

— Как мне стать лучше, как приблизиться к совершенству? Ты повсюду, и питаешь все живое на земле, помоги мне!

Читайте также:  Чувственное познание рациональное познание таблица

— Все просто, — отвечала ему Вода. — Будь сильным и иди небольшими шагами, я могу по глотку напоить жаждущих, а могу затопить поля и лишить крестьян урожая. Будь внимательным к тем, кто близок тебе, и ты станешь лучше.

Человек поблагодарил Воду, набрал немного во флягу, и отправился дальше. Путь его прервался у Дерева, чьи корни давно не видели воды. Человек вылил воду из своей фляги, не пожалев ни капли, и могучее Дерево благодарно зашелестело ветвями:

— Чем помочь тебе, Странник?

— Дай мне совет, как стать лучше. Ты видело смену времен года, знаешь сотни людей, и люди спешат к тебе, насладиться плодами, укрыться в твоей тени.

Все просто, — отвечало ему Дерево. — Ветер ласкает мои ветви, вода питает корни, я беру у мира немало — и чем больше я отдаю, тем больше мир дает мне в ответ. Птицы несут мои семена по миру, белки питаются моими плодами, люди любуются моей кроной и укрываются от жары в ее тени. Всегда отдавай больше, чем берешь, и все возвратится к тебе с добром.

Человек поблагодарил дерево, взял несколько плодов у подножия, и отправился дальше. Пройдя через лес, он вышел на поле, где работала Женщина. Поприветствовал странник Женщину, и задал вопрос:

— Как мне стать лучше?

Все просто, — отвечала ему Женщина. — Делай то, что можешь, и делай это хорошо.

Задумался Странник, и вспомнил слова Дерева, но ему нечего было отдать женщине, кроме плодов и своего труда. Угостив Женщину плодами дерева, он спросил, может ли помочь ей в работе. Женщина согласилась.

Продолжая раздумья, он работал весь день, пока не стемнело. Тогда женщина пригласила Странника в дом и предложила ему чаю.

— Стал ли ты лучше, Странник? — в глазах Женщины плясали веселые искры. — Ты тяжело работал, и я благодарна тебе за помощь, но чувствуешь ли ты, что добился желаемого?

— Не чувствую, — отвечал ей Странник, — я спросил совета у Дерева и Воды, и следовал их советам. Я спросил совета у тебя, и сделал то, что мог. Но все равно я упустил нечто важное.

— Ты действительно упустил, Странник, — женщина скрыла добрую усмешку и ласково улыбнулась. — Тот участок земли, который мы обрабатывали с тобой целый день, принесет урожай. Я соберу этот урожай, и отнесу его мельнику. Мельник сделает из зерна муку, и я заплачу ему. Из муки я смогу напечь лепешек, накормить своих стариков, угостить соседских детей, а остальное отвезу на ярмарку и продам. На той же ярмарке я продам и муку, и смогу на эти деньги купить много полезного.

— Неужели несколько часов работы принесли тебе пользу? — Странник посмотрел на мозоли на своих руках, и ему показалось, что они меньше саднят.

— Несколько часов помощи принесли пользу. Но не только мне. С твоей помощью я дам работу мельнику, накормлю стариков и соседских детишек, а в зиму мы не будем голодать. Последний урок, который тебе нужно усвоить — всегда нужно видеть цель. Когда ты понял, насколько важен твой труд, ты почувствовал уважением к своим мозолям, ты знаешь, ради чего ты работал и каковы плоды твоего труда.

Источник

Оцените статью