3. Психология изучает человека как: а) феномен в системе мироздания, б) представителя биологического вида, в) индивидуальную личность, г) личность как социокультурный тип.
4. Первая экспериментальная психологическая лаборатория была создана: а) З. Фрейдом, б) А.Н. Леонтьевым, в) В. Вундтом, г) все ответы не верны.
5. Ощущения, получаемые от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах и предоставляющие информацию о движении и положении тела называются: а) интерорецептивные, б) экстерорецептивные, в) проприоцептивные, г) афферентные.
6. Р. Кэттелл понимал личность как: а) совокупность черт, б) набор поведенческих шаблонов, в) Я-концепцию, г) целостного стремящегося к самоактуализации человека.
7. Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт, б) Г. Лейбниц, в) Х.Вольф, г) З.Фрейд.
8. Минимальная сила воздействия, при которой возникает едва заметное ощущение называется: а) нижний абсолютный порог ощущения, б) верхний абсолютный порог ощущения, в) дифференциальный порог, г) временной порог.
9. Б. Скиннер понимал личность как: а) систему персональных конструктов, б) целостного стремящегося к самоактуализации человека, в) систему психогенных потребностей, г) набор поведенческих шаблонов.
10. Для научной психологии не свойственно: а) построение экспериментальной ситуации, б) безразличие к логике, в) наличие проверяемых гипотез, г) накопление знаний.
11. Изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю называется: а) синестезия, б) сенсибилизация, в) адаптация, г) коррекция.
12. Человека как индивида характеризует: а) индивидуальный стиль деятельности, б) направленность, в) возраст, г) креативность.
13. Для житейской психологии не свойственно: а) приобретение знаний в конкретной ситуации, б) наличие проверяемых гипотез, в) безразличие к логике, г) интуитивность знаний.
14. Различие в видении предметов каждым глазом называется: а) бинокулярным параллаксом, б) бинокулярной диспарантностью, в) градиентом текстуры, г) линейной перспективой.
16. Впервые психологические проблемы начали формулировать ученые в: а) 6-7 веках до н.э., б) в 17 веке, в) в 19 веке, г) в 11 веке.
17. Признак удалённости, который отражает тот факт, что прямые линии как бы сходятся, удаляясь от нас называется: а) бинокулярным параллаксом, б) бинокулярной диспарантностью, в) градиентом текстуры, г) линейной перспективой.
18. Человек как субъект деятельности характеризуется: а) репертуаром социальных ролей и функций, б) полом, в) системой способностей, г) особенностями нейродинамики.
19. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл: а) И.П. Павлов, б) А.Н. Леонтьев, в) В.М. Бехтерев, г) все ответы не верны.
21. С.Л. Рубинштейн понимал субъекта как: а) человека как представителя вида хомосапиенс, б) биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности, в) общественного индивида, который социализируется в социальных группах и коллективах, г) зрелую личность, способную к осознанному целеполаганию и саморазвитию.
22. К психическим явлениям, характеризующимся непосредственной представленностью субъекту относят: а) ощущения, б) поведение, в) неосознаваемые процессы, г) все ответы верны.
23. Временной промежуток от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения: а) временной порог, б) пространственный порог, в) латентный период реакции, г) оперативный порог различимости сигналов.
24. Человека как личность характеризует: а) репертуар социальных ролей и функций, б) возраст, в) индивидуальный стиль деятельности, г) жизнеспособность.
25. Психология занимает центральное место в соответствии с классификацией наук, предложенной: а) В.И. Вернадским, б) Б.М. Кедровым, в) М.В. Ломоносовым, г) Ж. Пиаже.
26. Сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него, называется: а) восприятием, б) памятью, в) вниманием, г) мышлением.
27. К каким теориям темперамента относится теория У. Шелдона: а) гуморальным, б) конституциональным, в) поведенческим, г) нейродинамическим.
28. Психология занимает особое место в системе наук, так как: а) это наука о самом сложном, что известно человеку, б) в ней совпадают предмет и объект познания, в) есть уникальные практические следствия, г) все ответы верны.
29. Способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи, называется: а) сосредоточенность внимания, б) устойчивость внимания, в) распределение внимания, г) переключение внимания.
30. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы по П.И. Павлову характерен для: а) флегматика, б) сангвиника, в) холерика, г) меланхолика,
31. Для естественных наук не свойственно: а) ценность объективного знания, б) приращение объективного знания, в) выявление общих законов, г) обращенность к индивидуальности.
32. Слабость внимания, следствием которой является чрезвычайно легкая отвлекаемость и полная неустойчивость внимания — это: а) переключение внимания, б) распределение внимания, в) рассеянность внимания, г) недоразвитие внимания.
33. Впервые психологическое описание «портретов» различных темпераментов дал: а) Аристотель, б) Г иппократ, в) И. Кант, г) Платон.
34. Для гуманитарных наук не свойственно: а) ценность объективного знания, б) ценность единичного события, в) понимание внутреннего мира человека, г) обращенность к индивидуальности.
35. Вид внимания, который возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение — это: а) непроизвольное внимание, б) произвольное внимание, в) послепроизвольное внимание, г) рассеянное внимание.
36. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы по И.П. Павлову характерен для: а) холерика, б) сангвиника, в) флегматика, г) меланхолика.
37. К фундаментальным отраслям психологии относятся: а) общая психология, б) психология личности, в) психология развития, г) все ответы верны.
38. Сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт, называется: а) мышление, б) память, в) внимание, г) воображение.
39. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано: а) 3. Фрейдом, б) К. Юнгом, в) А. Адлером, г) К. Роджерсом.
40. К прикладным отраслям психологии относятся: а) экономическая психология, б) психология личности, в) общая психология, г) дифференциальная психология.
41. «Река текла, как дождь» — это вид ассоциации: а) по сходству, б) по контрасту, в) по смежности, г) по сложности.
42. Возможно ли изменить тип темперамента: а) да, б) нет, в) нужно приложить много усилий, г) в раннем возрасте.
43. Отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристик самих групп, это: а) общая психология, б) психология личности, в) социальная психология, г) психология развития.
44. Первым психологом, изучавшим память с помощью экспериментального метода был: а) З. Фрейд, б) Дж. Уотсон, в) Г. Эббингауз, г) К. Левин.
45. Природная основа темперамента: а) головной мозг, б) тип нервной системы, в) динамический стереотип, г) нервные процессы.
46. Отрасль психологии, которая изучает индивидуально — психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства, это: а) общая психология, б) психология развития, в) социальная психология, г) дифференциальная психология.
47. Вид памяти, который функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта: а) мгновенная память, б) кратковременная память, в) долговременная память, г) оперативная память.
48. Что характеризует темперамент: а) быстрое включение в работу, б) вежливость, в) аккуратность, г) трудолюбие.
49. В качестве главных психологических методов С.Л. Рубинштейн выделял: а) наблюдение и тесты, б) наблюдение и эксперимент, в) эксперимент и опрос, г) эксперимент и измерение.
50. К характеристикам мышления относятся: а) всегда имеет опосредованный характер, б) опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества, в) исходит из живого созерцания, но не сводится к нему, г) все ответы верны.
51. Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно: а) повышение ранимости, б) снижение способности к социальной адаптации, в) повышение способности к социальной адаптации, г) нарушение мотивационной сферы с доминированием амбивалентных состояний.
52. Три класса методов в психологии — эмпирические, теоретические, методы интерпретации и описания, выделял(и): а) В.Н. Дружинин, б) В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, в) Б.Г. Ананьев, г) В. Вундт.
53. Мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков называется: а) абстракция, б) обобщение, в) классификация, г) анализ.
54. Черты личности: скромность, самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: а) к другим людям, б) к деятельности, в) к себе, г) к общественной и личной ответственности.
55. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это: а) эксперимент, б) наблюдение, в) тест, г) опрос.
56. Метод мышления, при котором рассуждение идёт от частного знания к общим положениям называется: а) индукция, б) дедукция, в) по аналогии, г) конвергенция.
57. Умение ставить цели, действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как: а) решительного, б) целеустремленного, в) настойчивого, г) самостоятельного.
58. По регулярности проведения наблюдения, выделяют следующие виды: а) включенное и невключенное, б) полевое и лабораторное, в) систематическое и случайное, г) контролируемые и неконтролируемые.
59. Вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности называется: а) наглядно-образное, б) наглядно-действенное, в) абстрактно-логическое, г) виртуальное.
60. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют: а) отношение другим, б) отношение личности к вещам, в) систему отношений человека к самому себе, г) особенности протекания деятельности.
61. Для эксперимента характерно: а) пассивная позиция исследователя, б) создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего, в) не искажает естественного протекания психических процессов, г) все ответы верны.
62. Заключается во влиянии на мысли, чувства, волю человека такое свойство речи, как: а) воздейственность, б) выразительность, в) содержательность, г) понятность.
63. Аккуратность, бережливость и щедрость — это: а) черты, что проявляются по отношению к другим, б) черты, характеризующие отношение личности к вещам, в) система отношений человека к самому себе, г) черты, проявляющие отношение к деятельности.
64. Эксперимент, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов, называется: а) естественный эксперимент, б) формирующий эксперимент, в) полевой эксперимент, г) лабораторный эксперимент.
65. Речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека называется: а) монологической, б) письменной, в) внутренней, г) все ответы верны.
66. Характер — это: а) устойчивые черты личности, что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе, б) совокупность свойств, что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, в) генетически обусловленное явление, г) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
67. Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода: а) анкетирования, б) беседы, в) теста, г) наблюдения.
68. Состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз: а) функция выражения, б) функция воздействия, в) функция сообщения, г) функция обозначения.
69. Для какой акцентуации характера подходят все следующие признаки: «Различное поведение в знакомых и незнакомых местах, способность к сильным и глубоким переживаниям строгие моральные принципы, самокритичность. Заниженная самооценка.»? а) психастеническая, б) неустойчивая, в) шизоидная, г) сенситивная.
70. По направленности тесты подразделяются на: а) тесты вербальные и тесты практические, б) тесты групповые и индивидуальные, в) тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, г) тесты скорости и тесты результативности.
71. Считают, что существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу, которая определяет врожденную способность каждого говорить: а) релятивисткие теории речи, б) теории научения, в) преформистские теории речи, г) конструктивистские теории речи.
72. «Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость — в других» — это определение . а) акцентуации характера, б) интроверсии, в) динамического стереотипа, г) патологии характера.
73. Философ Демокрит: а) считал, что душа состоит из особых частиц — «атомов», б) поддерживал идею о бессмертии человеческой души, в) поддерживал идею о переселении душ, г) все ответы верны.
74. Информационная теория эмоций разработана: а) У. Кенноном и Ф. Бардом, б) У. Джемсом и Г Ланге, в) К. Изардом, г) П.В. Симоновым.
75. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности — это: а) задатки, б) способности, в) темперамент. г) характер.
76. По мнению известного философа древности Платона (Сократа): а) душа человека имеет бессмертную природу, б) душа человека смертна, в) человек должен больше заботиться о своем теле, чем о душе, г) философы не должны уделять большого внимания изучению души.
78. К задаткам не относится: а) помехоустойчивость, б) строение органов чувств, в) телосложение, г) рост.
79. Метод интроспекции: а) является единственным надежным методом в психологии, б) предполагает погружение в глубинные области бессознательного, в) начал применяться в психологических лабораториях во второй половине ХХ века, г) все ответы не верны.
80. К фундаментальным эмоциям по К. Изарду относится: а) зависть, б) ревность, в) радость, г) восторг.
81. Способности, влияющие на успешность выполнения различных видов деятельности — это: а) природные способности, б) общие способности, в) специальные способности, г) педагогические способности.
82. Джон Уотсон предложил для изучения поведения: а) схему «сверх-я — я — оно», б) схему S-R (стимул — реакция), в) схему «тезис-антитезис-синтез», г) схему рефлекторного кольца.
83. Общим для эмоций и чувств является: а) они — реакции на текущие события, ситуацию, б) они — переживания устойчивого отношения к объекту, в) они — переживания субъективного отношения к чему-то, г) они не связаны с личностью.
84. Способности, свидетельствующие о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям — это: а) практические способности, б) общие способности, в) специальные способности, г) теоретические способности.
85. Зигмунд Фрейд предложил использовать для изучения бессознательных явлений: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) анализ ошибочных действий, очиток, описок, оговорок, г) все ответы верны.
86. Качественное своеобразие эмоции, отражающее, что именно переживается индивидом, представлено в таком свойстве, как: а) обобщённость, б) интенсивность, в) двузначность, г) модальность.
87. Сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности, называется: а) талант, б) гениальность, в) одаренность, г) индивидуальный стиль деятельности.
88. Направление в психологии, основным предметом изучения которого являются целостные образы, — это . а) когнитивная психология, б) гештальт-психология, в) психология сознания, г) бихевиоризм.
89. Согласно классификации Л.В. Куликова, к эмоциональным состояниям можно отнести: а) эйфорию, б) вдохновение, в) пресыщение, г) одиночество.
90. Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных — это: а) талант, б) гениальность, в) одаренность, г) индивидуальный стиль деятельности.
91. А. Маслоу является представителем: а) психоанализа, б) гештальтпсихологии, в) гуманистической психологии, г) бихевиоризма.
92. Мобилизация сил организма, обеспечивающая оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы, раскрывается в функции эмоций: а) оценивающей, б) побудительной, в) регуляторной, г) активирующей.
93. Высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры — это: а) талант, б) гениальность, в) одаренность, г) индивидуальный стиль деятельности.
94. Гуманистическая психология: а) уделяет особое изучению и обучению детей с различными отклонениями в развитии, б) направлена на раскрытие потенциальных возможностей индивидуума, в) призывает эксперименты над человеком, г) уделяет большое значение изучению «среднестатистических» показателей развития человека и определению нормативов для каждой возрастной группы.
95. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции как: а) гнев, б) радость, в) печаль, г) страх.
96. Организаторские способности относятся к следующему виду способностей: а) природные способности, б) общие способности, в) специальные способности, г) теоретические способности.
97. Субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга, называется: а) сознание, б) психика, в) ощущение, г) восприятие.
98. Мотивационная сфера человека характеризуется: а) иерархическим строением, б) широтой, в) гибкостью, г) все ответы верны.
99. Высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности, называется: а) сознание, б) психика, в) ощущение, г) восприятие.
100. Номинальные мотивы по А.Н. Леонтьеву: а) имеют функцию побуждения, б) не действуют, используются как благовидные предлоги, в) связаны с ведущими личностными смыслами, г) связаны с ценностями и установками личности.
101. К функциям сознания относятся: а) формирование целей деятельности, б) предварительное мысленное построение действий, в) предвидение результата, г) все ответы верны.
102. Иерархическую пирамиду потребностей разработал: а) К. Роджерс, б) Г. Оллпорт, в) А. Маслоу, г) Г. Мюррей.
103. Сознание в своем развитии проходит: а) 3 стадии, б) 4 стадии, в) 5 стадий, г) 6 стадий.
104. Разделение мотивов на мотивы поиска (приближения) и мотивы избегания впервые предложено: а) А. Маслоу, б) Г. Мюрреем, в) В.Н. Мясищевым, г) С.Л. Рубинштейном.
105. Все психические явления сводятся к материальным и отождествляются друг с другом при таком подходе к решению психофизиологической проблемы как: а) вульгарно-материалистическом, б) психофизиологического параллелизма, в) системном подходе, г) психоаналитическом.
106. К волевым качествам личности относится: а) общительность, б) самообладание, в) открытость новому, г) самоуважение.
107. За приём и обработку информации от органов чувств и рецепторов отвечают: а) сенсорные зоны коры головного мозга, б) моторные зоны коры головного мозга, в) ассоциативные зоны коры головного мозга, г) гностические зоны коры головного мозга.
108. Побудительная функция воли проявляется в поведении: а) инфантильном, б) импульсивном, в) активном, г) реактивном.
109. За успешную игру в шахматы отвечает: а) левое полушарие, б) правое полушарие, в) подкорковые структуры головного мозга, г) ретикулярная формация.
110. Способность постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями, это: а) сила воли, б) настойчивость, в) решительность, г) уверенность.
111. Отвечает за мобилизацию ресурсов организма: а) парасимпатическая нервная система, б) спинной мозг, в) подкорковые структуры головного мозга, г) симпатическая нервная система.
112. Сознательная и активная направленность личности на предполагаемый результат деятельности — это: а) целеустремлённость, б) настойчивость, в) самоконтроль, г) смелость.
113. К характеристикам деятельности не относится: а) целенаправленность, б) спонтанность, в) осознанность, г) предметность.
114. Основными характеристиками эмоционального состояния являются: а) длительность, б) устойчивость, в) нет верного ответа, г) верны варианты а и б.
115. К структурным уровням деятельности не относится: а) действия, б) операции, в) поведение, г) психофизиологические функции.
116. К общим характеристикам всех психических состояний не относится: а) активационные характеристики, б) тонические, в) тензионные, г) чрезмерная психическая напряжённость в деятельности.
117. Процесс формирования стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами — это: а) учение, б) операция, в) экстериоризация, г) интериоризация.
118. На какой стадии стресса увеличивается уровень тревоги: а) на 1 стадии, б) на 2 стадии, в) на 3 стадии, г) на 4 стадии.
119. Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи — это: а) действие, б) операция, в) движение, г) поступок.
120. Появление психосоматических заболеваний характерно для: а) 1 стадии стресса, б) 2 стадии стресса, в) 3 стадии стресса; г) 4 стадии стресса.
121. На уровне пространственного поля строятся движения: а) непроизвольная дрожь, стук зубами, б) ходьба, лазание, броски, в) непроизвольная мимика, потягивания, г) речевых движения, движения письма.
122. Организм мобилизуется и начинает функционировать более эффективно на: а) 1 стадии стресса, б) 2 стадии стресса, в) 3 стадии стресса, г) 4 стадии стресса.
123. На уровне синергии строятся движения: а) непроизвольная мимика, потягивания, б) непроизвольная дрожь, стук зубами, в) прыжки, движение пальцев по клавиатуре, г) управление автомобилем, кофемашиной.
124. Стресс, как положительная мотивирующая сила называется: а) эустресс, б) дистресс, в) толерантность, г) нет верного ответа.
125. Деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей: а) познание, б) учение, в) труд, г) общение.
126. Эмоциональное состояние здоровых людей, чья деятельность (профессиональная, учебная) осуществляется в эмоционально нагруженной атмосфере и связана, в основном, с общением с другими людьми называется: а) стресс, б) дистресс, в) эмоциональное выгорание, г) эмоциональное истощение.
127. Вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не её результат — это: а) познание, б) учение, в) труд, г) игра.
128. К организационным факторам эмоционального выгорания не относится: а) плохая освещенность, б) низкие температуры в помещении, в) страх совершить ошибку, г) постоянный шум.
129. Человека как индивидуальность характеризует: а) национальность, б) способности, в) индивидуальный стиль деятельности, г) отпечатки пальцев.
130. Структура личности по С.Л. Рубинштейну включает: а) индивидуальные особенности психических процессов и функций, б) направленность, в) система социально-психологических индивидуальных свойств, г) внутренний мир личности.