- Горизонты
- Природа характера
- Структура характера
- Связь характера с темпераментом
- Соотношение черт характера и темперамента
- Темперамент человека: суть, виды и их характеристика
- Что такое темперамент
- Открытие темперамента
- Темперамент и личность
- Темперамент и характер
- Темперамент и деятельность
- Свойства темперамента
- Сензитивность
- Реактивность
- Активность (пассивность)
- Пластичность (ригидность)
- Экстраверсия (интроверсия)
- Возбудимость эмоций
- Темп реакций
- Типы темперамента
- По процессам возбуждения-торможения
- Сангвиник
- Флегматик
- Холерик
- Меланхолик
- Типология Галена
- Сангвиник
- Холерик
- Флегматик
- Меланхолик
- По соотношению сигнальных систем
- Художник
- Мыслитель
- Смешанный тип
- Конституционная теория Э. Кречмера
- Шизотимик (астенический тип)
- Циклотимик (пикнический тип)
- Иксотимик (атлетический тип)
- Определение темперамента и краткие инструкции по взаимодействию
- Взаимодействие с холериком
- Взаимодействие с сангвиником
- Взаимодействие с меланхоликом
- Взаимодействие с флегматиком
- Интересные факты
Горизонты
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.
Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.
Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств.
Природа характера
По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к себе. Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э. Эриксону).
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.
К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.
Черта характера отличается:
- Устойчивостью.
- Постоянством.
- Переносимостью с одной ситуации на другую.
Выразительные признаки характера:
- Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;
- Особенности речи;
- Внешний облик.
Структура характера
Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:
- Целеобразующие черты — это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
- Целенаправляющие черты — это черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
- Инструментальные черты — это черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.
Связь характера с темпераментом
Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека
В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный). А вот «бесхарактерный» можно услышать. Этим желают сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.
Соотношение характера и темперамента меняется отождествления до противопоставления. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:
— отождествление темперамента и характера
— противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений
— признание темперамента элементом характера
— признание темперамента основной природой характера
Точка зрения 1: Темперамент = Характер
Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы. Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов (см. например «Структурная теория черт», Р. Кеттел).
Точка зрения 2: Темперамент противоположен характеру
Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов.
Точка зрения 3. Темперамент входит в характер
Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Характер же формируется под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать. Т.е. Х-р есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями.
Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера
Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса . Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у авторов: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн , Б.Г.Ананьев .
Соотношение черт характера и темперамента
Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.
Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.
В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:
— свойство не зависит от содержания деятельности и поведения
— свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности
— свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности
— свойство рано проявляется в детстве
— свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека
— свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)
— свойство является наследуемым
В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.
Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной (врожденной) особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой здесь понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.
Характер же, напротив, находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение«. Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.
Источник
Темперамент человека: суть, виды и их характеристика
Самые первые представления о темпераментах принадлежат Гиппократу. Древнегреческий философ и врач классифицировал людей по преобладающей в них жидкости. Сангвиник – кровь, холерик – желчь, флегматик – слизь, меланхолик – черная желчь. Современные представления о темпераментах несколько изменились, хотя названия и остались прежними. Что же такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека? Давайте разберемся.
Что такое темперамент
В основе темперамента лежит тип высшей нервной системы. Люди (как и животные) с рождения отличаются между собой:
- по силе процессов возбуждения и торможения;
- уравновешенности этих процессов;
- подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения.
В совокупности это определяет выносливость нервных клеток, то есть выносливость психики.
Открытие темперамента
При преобладании возбуждения над торможением условные рефлексы формируются быстро и медленно стихают, а при обратном соотношении – образуются медленно и быстро угасают. Эти закономерности были раскрыты отечественным ученым Иваном Петровичем Павловым.
Это открытие внесло неоценимый вклад в дальнейшее развитие психологии и педагогики. В настоящее время не остается сомнений, что каждый человек требует индивидуального подхода в процессе воспитания, обучения или психологической коррекции.
Темперамент и личность
Темперамент – совокупность врожденных свойств психики. Он служит основой для формирования характера. Это то биологическое, что есть в человеке.
Вместе с тем темперамент участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека.
От темперамента зависит:
- скорость возникновения психической деятельности;
- устойчивость психических процессов;
- психический темп и ритм;
- интенсивность психических процессов;
- направленность психической деятельности.
От темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности.
Темперамент и характер
Темперамент часто путают с характером. Предлагаю раз и навсегда поставить точку в дифференциации этих вопросов.
- Если характер – продукт социализации, то темперамент – врожденная неизменная особенность индивида.
- Изменить темперамент нельзя, но можно научиться им управлять. Характер изменить можно.
- Черты темперамента могут маскироваться чертами характера, отчего бывает сложно определить, к какому типу темперамента относится конкретный человек.
Темперамент и деятельность
Темперамент обеспечивает индивидуальный стиль деятельности, то есть приемы работы, характерные для конкретного человека. Так, например, один ребенок при решении задачи может долго сидеть без дела, обдумывать и сразу записать результат, а другой моментально начнет что-то записывать, зарисовывать, зачеркивать и спустя время вычленит из этого основное. Одинаковый результат – разные пути достижения.
Свойства темперамента
Каждый темперамент обладает определенными свойствами.
Сензитивность
Подразумевается необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида. Кроме этого, сензитивность предполагает оценку скорости этой реакции.
Реактивность
Определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие. От реактивности зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения.
Активность (пассивность)
Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель. Активность вытекает из соотношения ориентации человека на внешний мир (предыдущий пункт) и сосредоточенности на своих целях, желаниях, потребностях, убеждениях.
Пластичность (ригидность)
Так характеризуют скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – невозможность, трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.
Экстраверсия (интроверсия)
Ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии). Вторая трактовка: ориентация человека на настоящее внешнее (экстраверсия) или образное прошлое либо будущее (интроверсия).
Возбудимость эмоций
Определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила, на которую происходит эмоциональная реакция).
Темп реакций
Это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.
Свойства темперамента проявляются в зависимости от ситуации и конкретных условий. Потому люди разного темперамента могут совершенно по-разному действовать в идентичных ситуациях, но одинаково в отличных условиях.
Типы темперамента
В психологии принято выделять 4 типа темперамента, или типов нервной системы (по ее свойствам). Но вместе с тем существует несколько типологий.
По процессам возбуждения-торможения
Сангвиник
Это сильный, подвижный и уравновешенный тип. Характеризуется быстрым процессом возбуждения и быстрой сменой его на торможение.
- Человек с таким типом психики отличается жизнелюбием, активностью, общительностью, отзывчивостью.
- Он не склонен к переживаниям, легко адаптируется к новым условиям, стремится к лидерству.
- Сангвиник успешен в работе, дружбе и любви.
- Он легко переключается с одного дела на другое и с такой же легкостью меняет увлечения.
- Однако без внешних раздражителей он начинает скучать, становится вялым.
- Всегда отличается некоторой поверхностностью в восприятии людей и явлений, от чего иногда возникают трудности в межличностных взаимоотношениях. Но с ними сангвиник легко справляется.
- Чувства и эмоции сангвиника яркие, но неустойчивые.
- Часто и громко смеется, но сердится по пустякам.
- Находчив и подвижен, может управлять эмоциями.
- Как правило, обладает быстрой речью.
Флегматик
Это сильный, инертный и уравновешенный тип. Условные рефлексы вырабатываются медленно, но после становятся очень устойчивыми.
- Человек с таким типом всегда пассивен, осторожен и рассудителен. Иногда это доходит до «нудятины и тошноты».
- Вместе с этим он миролюбивый и доброжелательный.
- Им легко управлять, контролировать его действия.
- Флегматик не отличается эмоциональностью и чувствительностью, но на него всегда можно положиться.
- Он обладает большим упорством, самообладанием, терпением, высокой работоспособностью, но медлителен.
- В отношениях устойчив, не склонен к переменам.
- Оказывает хорошее сопротивление негативным длительным раздражителям извне. Свойственная флегматику выдержка и хладнокровие иногда переходит в безразличие к себе и окружающим, работе.
Холерик
Сильный, подвижный и неуравновешенный тип. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
- Легко возбудимый, агрессивный и неспокойный тип.
- Холерик отличается изменчивостью, непостоянством, импульсивностью, активностью и оптимизмом.
- Вместе с большой жизненной энергией можно выделить несдержанность и резкость движений и поступков, крикливость, низкий уровень самообладания, нетерпеливость и частые резкие перепады настроения.
- Холерик отличается выразительной мимикой, быстрой речью и стремительными движениями.
Меланхолик
Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип.
- Отличается пессимистичным настроем, склонностью к тревожности и рассуждениям.
- Он сдержан и необщителен, легко раним, эмоционален, высоко чувствителен.
- Внешним раздражителям оказывает слабое сопротивление, заторможен и пассивен.
- Меланхолик, как правило, не уверен в себе, робок, боязлив, обидчив.
- Но у него очень разит внутренний мир и ассоциативное мышление.
- Меланхолик не отличается выразительностью мимики и движений, плохо приспосабливается к новым условиям.
- Отличается тихой речью, слабостью внимания и быстрой утомляемостью.
Типология Галена
Римский философ и медик Гален тоже выделил 4 типа темперамента, но он акцентировал внимание на чувствах. Эта типология не противоречит остальным, наоборот дополняет их и, на мой взгляд, представляет особый интерес с позиции житейской психологии.
Сангвиник
Податлив чувствам, но быстро остывает. Стремится к наслаждению, доверчивый и легковерный человек.
Холерик
Человек страстей. Ему свойственна гордость, мстительность и честолюбие.
Флегматик
Устойчив к влияниям чувств. Не жалуется и не возмущается, раздражается с большим трудом.
Меланхолик
Печаль – его главная характеристика. Любое страдание кажется невыносимым, а желания пропитаны грустью. Нередко думает, что им пренебрегают, оскорбляется по мелочам.
По соотношению сигнальных систем
Сигнальной системой принято называть совокупность процессов психики, отвечающих за восприятие, анализ информации и ответную реакцию. У человека таких систем две:
- первая сигнальная система (усвоение информации посредством деятельности коры головного мозга, через рецепторы);
- вторая сигнальная система (все, что связано с речью и словом).
По соотношению сигнальных систем можно выделить 3 типа людей (темперамента).
Художник
Преобладает первая сигнальная система.
Мыслитель
Преобладает вторая сигнальная система.
Смешанный тип
Примерно равное влияние обеих систем.
Эта классификация считается относительной, так как выраженность работы систем зависит от конкретного типа деятельности.
Конституционная теория Э. Кречмера
Немецкий психиатр и психолог Кречмер составил типологию темпераментов в зависимости от телосложения человека.
Шизотимик (астенический тип)
Безвольный и замкнутый тип, склонный к эмоциональным перепадам. Джентльмен и мечтатель, идеалист. Вместе с этим шизотимик упрям и эгоистичен, склонен к абстрактным размышлениям.
Циклотимик (пикнический тип)
Как и первый тип, отличается эмоциональными волнами. Это веселый болтун и юморист, реалист, хороший собеседник.
Иксотимик (атлетический тип)
Не отличается гибкостью мысли, спокойный и маловпечатлительный. Его жесты и мимика сдержаны. Иксотимик с трудом адаптируется к новым условиям.
Понаблюдав за поведением человека и оценив его телосложение, можно предположить, к какому типу темперамента тот относится. Это будет полезно для налаживания контакта.
Определение темперамента и краткие инструкции по взаимодействию
Предположить темперамент собеседника можно исходя из наблюдений за ним, но это неоднозначный и сложный метод. В настоящее время существует множество точных методик для диагностики и самодиагностики.
- Тест Айзенка. Самая популярная методика, определяющая тип темперамента по двум шкалам: стабильный и нестабильный, интроверсия и экстраверсия. Позволяет определить выраженность каждого типа и характер смешанного темперамента. Подойдет и для самодиагностики.
- Еще одна популярная методика – формула Белова. Этот опросник меньше предыдущего, характеризует только темпераменты (без шкал), но также выдает значение и процент каждого типа в человеке.
Определение темперамента – первый этап, но далеко не основной. Куда важнее умение понимать человека напротив и грамотно с ним взаимодействовать, учитывая его врожденные особенности.
Взаимодействие с холериком
- Помните, что не все, что говорит холерик, действительно так. Просто его речь опережает мысли.
- Всему виной условия и конкретные эмоции холерика в настоящий момент. При других условиях он может говорить противоположные вещи.
- Если в порыве гнева холерик сказал что-то нелицеприятное, то это вовсе не значит, что он правда плохого мнения о вас.
- В отношениях с холериком стоит быть снисходительным, не принимать все близко к сердцу, учитывать индивидуально опасные для него ситуации и избегать их.
- Помните, что холерики не зацикливаются на ссорах и конфликтах (особенно случайных и секундных), они их действительно забывают и больше не возвращаются к обсуждениям.
- Не давите на холерика, особенно в рабочих вопросах.
- Наоборот давайте передышку и оказывайте поддержку.
Взаимодействие с сангвиником
- Общение – воздух для сангвиника. Стоит привыкнуть и принять тот факт, что вокруг него всегда много людей. Люди тянутся к сангвинику, а он к ним.
- Кажется, что с ним невозможно поругаться, но это не так. Несмотря на оптимизм и дружелюбие, сангвиники богаты «тараканами».
- Из-за поверхностности суждений сангвиники часто делают неправильные выводы. Но быть неповерхностными они не могут. Помните это и давайте им второй шанс.
- Признаться в своих ошибках сангвинику сложно, он не умеет этого. Потому не стоит этого ждать.
- Лицо – инструкция к сангвинику. Тот случай, когда все действительно написано на лице. Будьте наблюдательны, и мимика сангвиника сама вам все расскажет: что думает человек, что ему приятно, а что неприятно и другое.
- Постоянно подпитывайте его впечатлениями, событиями. При монотонности и однотипных ощущениях сангвиник скучает, может уйти из отношений. Но к тем, кто всегда дает им новые эмоции, ощущения и условия реальности, привязываются надолго.
- Сангвиникам нравится, когда у них просят совета или интересуются их мнением.
- Рассуждайте вместе с ним, решайте задачи, стройте планы.
- Не пренебрегайте экстримом и адреналином.
Взаимодействие с меланхоликом
- Избегайте громких и резких звуков, криков.
- Не прибегайте к негативной оценке меланхолика и того, что ему дорого.
- Избегайте критики и наказания, порицания. Если это необходимо, то выбирайте мягкие необвинительные формы.
- Сблизиться с меланхоликом просто – нужно вызвать жалость к себе, рассказать печальную историю, вызвать и проявить сочувствие.
- Избегайте экстремальных ситуаций и развлечений.
- Предпочтение стоит отдавать теплым душевным беседам.
- Из фильмов меланхолик предпочтет драму, нежели ужасы и триллеры.
- Никогда не произносите «срочно», не подгоняйте, не требуйте, не приказывайте. Это вгоняет меланхолика в ступор, он начинает лихорадочно совершать неверные движения, паникует, ничего не соображает.
- В детальной работе, требующей фокусировки и внимания, меланхолик – прекрасная кандидатура.
- Знакомить с новыми людьми меланхолика нужно постепенно, осторожно. Не «бросать его с размаху в прорубь».
- У меланхоликов хорошо развита интуиция, они редко ошибаются.
Взаимодействие с флегматиком
- Узнать флегматика можно только через общение, но нужно все вытягивать клещами.
- Флегматики – консерваторы, потому не стоит требовать от них быстрого привыкания и принятия чего-то нового.
- В новых ситуациях или после нестандартного предложения предоставьте флегматику достаточно времени для раздумий.
- Не ждите оперативности и скорости и в других вопросах. Человек, взаимодействующий с флегматиком, должен уметь ждать и быть терпеливым.
- Не ждите сочувствия и другого эмоционального отклика, особенно сиюминутного.
- Но это не значит, что они совсем равнодушны и не испытывают эмоции. Флегматик может переживать за вас, но ему сложно выдавливать из себя слова или жесты, он лучше молча сделает что-то полезное для вас.
- К слову, от окружающих они ждут такого же сочувствия: поддержки на деле, а не на словах.
- Если вы хотите завоевать расположение флегматика, то нужно быть реалистом, избегать фантазий, демонстрировать логику и рассудительность, невозмутимость и рациональность.
- Развлечения, праздники, творчество, разговоры не привлекают флегматика. Ему важно дело.
- Второе, что привлекает – четкая, практичная, понятная речь. Рекомендуется избегать образности и сленга в общении с флегматиком.
- Все просьбы или задания для флегматика лучше оформлять на бумаге, расписывая как четкую инструкцию.
Нет плохих или хороших темпераментов, найти общий язык можно с любым человеком, правда, при условии, что совпадают ваши темпераменты.
- Так, например, холерик несовместим с сангвиником. Это два лидера.
- Не уживутся и холерик с меланхоликом. Один не специально, но постоянно обижает, другой – сам по себе обидчив.
- Холерик и флегматик – оптимальный вариант.
- Сангвиник и флегматик будут часто ссориться, но в то же время они могут решать эти конфликты. Однако недовольство друг другом будет нарастать.
- Сангвинику подойдет его противоположность – меланхолик. Притом идеально, если сангвиник – мужчина.
Интересные факты
Хочу познакомить вас, уважаемые друзья, с некоторыми интересными фактами о темпераментах.
- Счастливые семейные пары получаются из людей с разным темпераментом.
- Для дружбы наоборот важно, чтобы темпераменты были одинаковыми (кроме холериков).
- Флегматики – универсальные партнеры в любых отношениях, но только не с флегматиками.
- Из сангвиников получаются отличные руководители. Холерик или флегматик совершенно не подходит для такой роли.
- Должностные инструкции и другая информация должна подаваться в разной форме для каждого типа темперамента.
- Флегматик медленно реагирует на вопросы.
- Сангвиник из-за спешки, а холерик из-за порывистости склонен к необдуманным и неверным ответам.
- Спрашивать меланхолика нужно мягко и доброжелательно.
- От темперамента зависит специфика речи людей и характер передачи информации. Одну и ту же картину со слов разных типов мы можем представить совершенно по-разному.
Стоит отметить, что на практике редко встречаются чистые типы темперамента, чаще можно встретить смешанные. Это еще больше затрудняет процесс определения темперамента и выбор подхода к взаимодействию с человеком.
В заключение хочу отметить, что совместимость людей по темпераменту или хотя бы понимание особенностей другого человека важно для любой сферы отношений (семейной, профессиональной, дружеской). Мы часто слышим фразу «Не сошлись характерами», но на самом деле вернее будет сказать «Не сошлись темпераментами». А такое действительно может быть.
Источник