Природа эмоций теории эмоций

Содержание
  1. Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека
  2. Человек – часть космоса
  3. Эмоции появились в процессе эволюции
  4. Информационная теория эмоций Симонова
  5. Познавательная теория эмоций Лазаруса
  6. Биологическая теория эмоций Анохина
  7. Когнитивные теории эмоций
  8. Выводы
  9. Природа возникновения эмоций: теории и концепции
  10. Эволюционная теория
  11. Рудиментарная теория
  12. Психоаналитическая теория
  13. Двухфакторная теория
  14. Потребностно-информационная теория
  15. Теория когнитивного диссонанса
  16. Психологические теории эмоций 3
  17. Функции и виды эмоций у человека
  18. Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие .
  19. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии .
  20. Чувства и эмоции человека
  21. Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического .
  22. Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических .
  23. Влияние архитектуры современного города на эмоциональное и психологическое .
  24. Влияние музыки на состояние человека
  25. Примеры похожих учебных работ
  26. Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности
  27. Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности
  28. Мотив — это то, что отражается в сознании человека , побуждает его к деятельности, .
  29. Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. Психологические .
  30. Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие .
  31. Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека

Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.

Человек – часть космоса

Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.

Эмоции появились в процессе эволюции

Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.

Информационная теория эмоций Симонова

Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.

Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.

Из предложенной Симоновым формулы следует, что:

  • эмоция возникает только при наличии потребности;
  • если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
  • при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.

Познавательная теория эмоций Лазаруса

В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос. Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Источник

Природа возникновения эмоций: теории и концепции

Эволюционная теория

Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.

Рудиментарная теория

Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.
Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.

Двухфакторная теория

Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.

Читайте также:  Расставание радость встречи с тобой

Потребностно-информационная теория

Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.

Теория когнитивного диссонанса

Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций.
Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.

Источник

Психологические теории эмоций 3

. Психологические теории эмоций

.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина

.2 Психоорганическая теория Джеймса — Ланге

.3 Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера

.4 Активационная теория Линдсея — Хебба

.5 Информационная теория П.В. Симонова

.6 Рудиментальная теория

.1 Виды психического состояния личности

.2 Способы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши эмоции и чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей…К.Д. Ушинский

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете своё отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции.

Значит, вы уже догадались. Разговор пойдёт об эмоциях. Наша жизнь немыслима без них! В наше время учёные активно занялись проблемой эмоций и один из главных вопросов — зачем нужны эмоции?

Эмоции — (от французкого — волнение, от латинского — потрясаю, волную) — психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Функции и виды эмоций у человека

. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. 1.1. Классификация эмоций Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. . в повседневной деятельности полноценного, здорового человека, способствующее развитию навыков и умений, приобретению навыков. Чаще всего перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. На уровне .

Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. В своем докладе я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих эмоциях, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю конфеты», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые эмоции? Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

1. Психологические теории эмоций

.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина

Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Простыми словами, живые существа приспосабливались к тем условиям, в которых они существовали.

1.2 Психоорганическая теория Джемса-Ланге

Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Согласно теории Джемса — Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъём. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Они утверждали, что эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх — «пьяному море по колено».

Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие .

. эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя свою диктатуру над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. . Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Теории эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, .

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам, не зная чего, или счастлив без причины.

Эти учёные говорили, что эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

1.3 Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера

В этих теориях возникновение эмоций связывается с когнициями (т.е. исходными взглядами, знаниями, установками) человека. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории (приподнятое настроение), в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых, через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

1.4 Активационная теория Линдсея-Хебба

Согласно этой теории, эмоциональное состояние определяется влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определённое на неё влияние и зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Читайте также:  Что нибудь для настроения открытки

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии .

. которых характерны динамичность, многообразие, субъективность. В целом же эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на . механизмов внутренней регуляции психической активности человека и, в конечном счете, поведения служат эмоции (чувства), которые отражают в форме субъективного переживания значимость (смысл) явлений и .

1.5 Информационная теория. П.В. Симонов

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность, и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

где Э — эмоция, П — потребность (в формуле она берется со знаком «-»), Н — информация, необходимая для удовлетворения потребности, а И — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из этой формулы вытекают четыре следствия:

Если П=0 (если нет потребностей), то и Э=0 (эмоция не возникает).

Э=0 (эмоция не возникает), если Н=И (это тот случай, когда человек имеющий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации).

Э максимальна, если И=0 (наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить).

Здесь эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность.

В случае, когда И больше Н, должна возникнуть положительная эмоция.

Пример: томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло бы ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на картах. Бурная радость охватывает путника. В тот момент, когда он увидел колодец, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний.

1.6 Рудиментальная теория

После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев — как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.

Чувства и эмоции человека

. и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость .

Таким образом, получилось впечатление, что человек будущего — человек безэмоциональный.

2. Классификация эмоций

Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить, есть вопрос: какие бывают эмоции? Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс-минус); по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви.

Именно по этой причине создано так много схем для обозначения эмоциональных явлений.

Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: удовольствие — неудовольствие; напряжение — разряжение; возбуждение — торможение.

Современный американский исследователь К. Изард, считает ряд эмоций фундаментальными: интерес — волнение; радость; удивление; горе — страдание; гнев; отвращение; презрение, страх; стыд; вина, а все остальные эмоции — производными.

Какой бы подход мы не рассматривали, всегда обнаруживается следующая интересная особенность: к любой положительной эмоции можно подобрать соответствующую (противоположную) эмоцию, что и составляет так называемую полярность эмоций и чувств.

Положительные эмоциональные переживания: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.

Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.

Главная сложность здесь заключается в том, что субъективное переживание и объективная оценка этого переживания могут не совпадать. Например, «сострадание» и «сожаление» — конечно, приятными их не назовешь, но что бы вы сказали о человеке, который не способен их испытывать? Кстати, есть интересная пара к «состраданию»: «сорадование». Переживание редкое и благородное!

Я думаю, что сострадание и сорадование различны по своему происхождению, и, может быть, по «возрасту» в психике человека. Радоваться за другого может только человек. У замечательного русского художника и мыслителя Н. К. Рериха есть такая притча:

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического .

. это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования . уместность, подробность. Настроение и эмоция характеризуют психологическое состояние обследуемого (мрачность, напряженность, безвыходность, возмущение, уверенность, грусть, эйфория, страх, и так далее .

Старый викинг Гримр, сидя на пиру в кругу друзей, сказал вдруг, что за всю его долгую жизнь не было у него ни одного верного друга. Со всех сторон раздались возражения. Один сказал: «Вспомни, кто первым протянул тебе руку в изгнании! Это был я». Другой сказал: «Когда враги сожгли твой дом, кто строил твой дом вместе с тобой? Это был я». Третий сказал: «Кто в битве заслонил тебя собою? Вспомни о друге!» Гримр ответил им: «Я помню все, что вы сделали для меня, я люблю вас, но вы друзья в несчастьях моих, и я благодарю вас за это. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. А я был редко счастлив. Это было, когда на охоте я спас короля, и он при всех обнял меня и назвал лучшим мужем. Все говорили мне приятное, но сердца друзей молчали. Это было, когда моя дружина одержала победу над датчанами. Меня считали спасителем народа, но и тут молчали сердца друзей. Когда лучшую деву я ввел в дом и назвал женой, нас венчали, но слова друзей шли не от сердца. В счастье человек как будто на вершине горы, а сердца людей открыты вниз. В счастье никогда не бывает друзей».

Конечно, старый викинг преувеличивает, но доля психологической правды здесь есть. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в тоже время — тонким и чутким. Трудно — но к этому надо стремиться!

3. Эмоциональные состояния

В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на отдельные виды в частности:

дарвин эмоция депрессия саморегуляция

Например стресс — состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Стадии стресса: реакция тревоги, сопротивление, истощение.

Организм пытается защищаться от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение.

Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения.

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических .

. речи, определенной форме давления в осязании. Уже найдены нейроны, которые приходят в состояние возбуждения при стимулировании всего поля сетчаточных рецепторов определенной конфигурацией, например линией . реакцию организма). В табл. 3 представлены основные органы чувств, имеющиеся у человека, их анатомо-физиологический субстрат, качества ощущений, которые они порождают, и рецепторы, способные .

Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

Дисфория — пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью у вспышкам агрессии.

Депрессия — аффективное состояние, общая пассивность поведения.

Эмоциональная лабильность — характеризуется лёгкой сменой настроения от грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода.

Эмоциональная амбивалентность — характеризуется одновременным существованием противоположных эмоций несчастье вызывает радость, а радостное событие — грусть.

Апатия — болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему внешнему виду.

Ажитация — характеризуется потребностью в движении, сопровождается неспособностью рассуждать и действовать логически, вегетативные нарушения, такие как, учащение дыхания, сердцебиения, потливость, дрожание рук, бессонница.

Аффективный застой — 1) эффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из-за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз); 2) накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и малоуправляемого взрыва.

Читайте также:  Как рассмешить женщину без чувства юмора

Мне бы хотелось более подробно остановиться на одном негативном эмоциональном состоянии человека — страх.

Можно выделить следующие, самые типичные группы страхов.

Страхи за своё здоровье (страх болезни, смерти, увечья, старости);

Страхи за свою учебу (работу);

Страхи за свою семью (страх потерять близких);

Страхи за свою личность (страх потерять свой престиж, статус);

Страхи социальные (страх перед войной, терроризмом).

Следующий пример демонстрирует различные формы поведения в состоянии ситуативного стресса на фоне страха.

В очереди в кабинет к врачу сидят несколько человек. Один уткнулся в книгу и не обращает ни на кого внимания. Другой сидит весь напряжённый, почти не двигаясь, смотрит на дверь кабинета. Третий, напротив, проявляет повышенную активность. Он очень непоседлив, обращает внимание на всех входящих и выходящих, пытается заговорить с соседями, встаёт, ходит по коридору, заглядывает в кабинет. Четвёртый с тоской смотрит на дверь кабинета и идёт к врачу, «как на расстрел».

Влияние архитектуры современного города на эмоциональное и психологическое .

. задачи: Проанализировать научно-публицистическую литературу, раскрывающие проблему влияния архитектурных построек на эмоциональное состояние человека. Провести тестирование с целью выяснение влияния цветовой гаммы зданий и в . воздействие серых однотипных грубых построек на эмоциональное и душевное состояние человека. В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя среду: голые .

Страхи лишают нас ощущения счастья. Мы постоянно находимся в тревожном ожидании очередного подвоха судьбы. Чаще всего это связано с тем, что мы сами преувеличиваем значение тех или иных событий. Конечно, очень неприятно, что сын порвал свою новую куртку, а в банке могут «сгореть» все ваши сбережения, но разве от этих событий наступает конец света? Это для вас трагедия? Жизнь кончена? Нет, это рядовые события. Но в состоянии стресса мы этого не замечаем и портим здоровье, и своё, и окружающих.

Нельзя строить жизнь на неудачах. Будет намного лучше, если вы станете концентрироваться на своих достижениях, не боясь любить и хвалить себя — этого много не бывает.

4. Психическое состояние человека

Психическое состояние — воздействие внешней среды на психические свойства личности. Свойства психического состояния:

целостность — психические состояния выражают все компоненты психики и характеризуют деятельность в целом;

подвижность (психические состояния изменчивы во времени);

относительная устойчивость (наблюдается динамика психических процессов: познавательных, волевых, эмоциональных);

полярность (состояние имеет свой антипод: бодрость-вялость, интерес-безразличие, фрустация — толерантность, радость-горе, любовь-ненависть и т.д.).

4.1 Виды психического состояния личности

По характеру влияния на личность психические состояния бывают:

Стеническими Астеническими Положительными Отрицательными

По степени осознанности: состояния более осознанные и менее осознанные;

по времени протекания: кратковременные, затяжные, длительные состояния;

по степени глубины: состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.

Группы психического состояния: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния, специфические состояния.

. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека — это обучение или профессиональная деятельность).

Влияние музыки на состояние человека

. диссонанса, что в любом случае оказывает определенное воздействие. Воздействие музыки на психологическое состояние человека Музыка может как созидать, так и разрушать. Лечебная сила музыки никоим образом . сердце. Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует. Подобное .

Радость, счастье, любовь и др. состояния, имеющие положительную окраску.

. К типично отрицательным психическим состояниям относятся горе, ненависть, нерешительность, так и особые формы состояний: стресс, фрустрация, состояние напряжённости.

Фрустрация (от лат. frustrstio — обман, тщетное ожидание) — это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности человек встречает неожиданные помехи. Психическая напряжённость — ещё одно типично отрицательное состояние. Например, юноша любит девушку, но они мало знакомы, чтобы спрогнозировать её реакцию на его попытки ухаживания, объяснение в любви, поэтому при встрече с нею парень будет испытывать состояние напряжённости.

Специфические психические состояния. К ним относятся: сон, бодрствования, изменения состояния сознания, суггестивные состояния. Бодрствование — это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Сон — это состояние полного покоя.

Суггестивные состояния относятся к изменённым состояниям сознания. Они могут быть вредными и полезными для жизнедеятельности и поведения человека. Подразделяются они на два вида — гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение).

Гетеросуггестивные — внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации (например, воздействие телевизионной рекламы на людей).

Направленное внушение происходит ещё и при гипнозе, когда субъект внушения погружён в гипнотический сон.

4.2 Способы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний

Способность противостоять негативным психическим состояниям, справиться с ними достаточно быстро (за несколько минут) — основное условие сохранения психического и физического здоровья в настоящее время. Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), индивидуальных и групповых консультаций, а также оказание психологической помощи и поддержки. Эту помощь осуществляет не врач-психотерапевт, а практический психолог путём анализа психики клиента.

Методы психологического воздействия

Дискуссия Тренинг Метод предъявления моделей

Если мы не будем справляться с негативными психическими состояниями, то у нас возникнут психические нарушения, которые приведут в болезни или, по крайней мере, не позволят чувствовать себя счастливыми.

Вот некоторые правила, позволяющие нам более гармонично воспринимать действительность, противостоять стрессу и просто чувствовать себя счастливее.

.Воспринимайте жизнь такой, какая она есть.

.Не прогнозируйте собственные несчастья.

.Управляйте своими эмоциями, не растравляйте себя.

Есть ряд элементарных способов, чтобы отвлечься от неприятных эмоциональных переживаний: Пройдитесь по магазинам, навестите друга, послушайте любимую музыку, неторопливо прогуляйтесь в парке, примите теплую ванну, просто поспите и т.д.

Но не в коем случае не ложитесь на диван, уставившись в потолок, и не предавайтесь размышлениям о том, что «жизнь кончена!».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — СПАСЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ.

Основа всех релаксационных методик заключена в кратких оптимистичных тезисах, которые нужно повторять про себя в период волнения. Например: Все будет нормально!

Сейчас я почувствую себя лучше. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такое беспокойство.

Очень важным является повторение этих фраз. Если предлагаемый способ вам помог недостаточно, попробуйте еще один вариант.

На столах лежат листочки (чёрный и белый).

Возьмём чёрный лист, свернём его вдвое и обрывая контуры создадим свой образ. Затем тоже самое проделаем с белым листом. Задания: на чёрном «человечке» напишем отрицательные эмоции, на белом — положительные.

На чёрных листочках вы написали плохие, ненужные эмоции для человека, от которых необходимо избавляться, так разорвите их, выбросьте из своего душевного мира, а оставьте положительные эмоции, которые нужны и которые не могут нанести вред человеку. Положите их в свой блокнот.

И пускай они будут вашими верными спутниками.

Итак, эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости и счастья. Т. о. ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.

. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев: Политиздат, 1987.

. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. — 1991. — № 4.

. Копина О.С. Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: Автореф. дис. …канд. наук. — М., 1982.

Примеры похожих учебных работ

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

. деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. В зависимости от особенностей Т люди . чувствителен, раним. Происходит колебание эмоций от раздражения до сухости .

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

. определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. Выделяют: 1)общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной .

Мотив — это то, что отражается в сознании человека , побуждает его к деятельности, .

. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и . развития человека, когда он сам осуществляет управление своими действиями, поступками, поведением, эмоциональным состоянием, .

Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. Психологические .

. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. . такое человек, в чем его сущность, что определяет его развитие и поведение. Современное состояние психологии: .

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие .

. Цель деятельности человека — оператора состоит в том, чтобы перевести этот объект из одного состояния в . деятельности является функциональная система. Ее теория разработана академиком П. К. Анохиным. Принципиально структура операторской деятельности .

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

. эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми. Аффект. Это группа кратковременных эмоций, которые .

Источник

Оцените статью