- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
- «Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник
«Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»
РЕФЕРАТ по предмету «Психология» «Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_moy.docx | 39.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки
«Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»
учитель МОУ СОШ № 11
Список литературы……………………………………. 15
Нередко в педагогической практике сталкиваешься с ситуацией, когда интеллектуально одаренные и развитые дети (как правило, первоклассники, но встречаются и учащиеся в других классах) не могут адаптироваться в коллективе. Они становятся предметом издевательств со стороны других детей (когда рядом нет взрослых, учителей), эмоционально «взрываются» на уроке, за что получают «заслуженную» двойку за поведение от учителя, насмешки и продолжение издевательств со стороны одноклассников. Такая ситуация не может не сказаться на учебе, психическом и физическом здоровье ребенка и его будущем. Очень многое зависит в этой ситуации от взрослых: вовремя распознать причину плохого поведения (со стороны учителя-педагога) и помочь ребенку справиться с собой и ситуацией (родители, учителя, школьный психолог).
Корень такой ситуации лежит в неразвитости социального и эмоционального интеллекта у ребенка.
Первый термин (социальный интеллект) появился в 20-х годах прошлого века (2, с. 442), второй (эмоциональный интеллект) — в 90-х годах (2, с.29).
В настоящее время проблема исследования эмоционального интеллекта привлекает к себе внимание широкого круга специалистов-психологов, в частности специалистов в области психологии одаренности и творчества. Вместе с тем, не прекращаются споры о том, является ли эмоциональный интеллект самостоятельным образованием (5, с. 29) или входит в структуру социального интеллекта, и их разделение в самостоятельные сферы не продуктивно (3, с 1).
В чем же основное различие терминов (социальный и эмоциональный интеллект)? Каковы их модели (структуры)? Что между ними общего?
Поиск ответа именно на эти вопросы и явился целью данной реферативной работы.
Ряд литературных источников указывает на некоторую особенность терминологии: «интеллект» — термин, относящийся к познавательной сфере(2, с. 439), а определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Однако, учитывая факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как некоторую условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» (3, с.1) Что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект»
Первым ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла подтверждение в работе Ведека и Спирмена в 1947 г., как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.
В конце 50-х годов Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель человеческого интеллекта, в которой социальный интеллект получил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. А под термином социальный интеллект стало пониматься способность к пониманию поведения окружающих людей.
Американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. (3, с.4)
В начале нашего века к проблеме социального интеллекта обращались психологи: М.И. Бобнева, В.П. Захаров, А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелевидр. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.
В итоге определение «социального интеллекта» в учебнике «Общая психология» за 2006 год дается так:
«Социальный интеллект—это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения.» (2, с. 459)
Идея эмоционального интеллекта возникает из понятия социального интеллекта. Предтечей «эмоционального интеллекта» послужил внутриличностный интеллект (теория множественных интеллектов Ч. Гарднера), трактуемый как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (5, с. 29)
Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводится Д.Мэйер и П.Сэловей в 1990 г. В их понимании эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» (4, с.1). В 1995 году Д. Гоулмен публикует свою книгу «Эмоциональный интеллект», он расширяет термин Д.Мэйера и П.Сэловея такими компонентами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно Гоулмену развитый эмоциональный интеллект «позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения — в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом» (2, с. 12). Высокая популярность книги Д. Гоулмена (и не только среди специалистов, благодаря популяризаторскому стилю изложения) привлекает внимание многих психологов к проблеме эмоционального интеллекта. В 1997 году Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».
В нашей стране проблемой эмоционального интеллекта наиболее активно занимается Д.В. Люсин, предлагающий рассматривать эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, при этом психолог разъясняет, что «способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям». (5, с.30)
Теоретические модели создаются для решения прикладных проблем, в психологии это в первую очередь проблемы диагностики и развития. Поэтому создаваемые авторами методики диагностики социального интеллекта и эмоционального интеллекта фактически являются отражением их теоретических моделей
До Дж. Гилфорда Социальный интеллект существует в качестве терминологического понятия. Дж. Гилфорд создает многофакторную модель человеческого интеллекта, включающую 120 способностей , 30 из которых он объединяет в группу «способность к пониманию поведение окружающих людей» (2, с. 442). Свою модель Гилфорд оставляет открытой, предполагая, что модель будет пополняться другими элементами (сейчас определено 180 элементов).
С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, позволяющую проводить исследования, базирующиеся на поведенческих, невербальных способах его оценки В составе модели 7 элементов, разделенных на две группы:
- когнитивные — оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим
- поведенческие — способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. (3, с.4)
К. Джонс и Дж. Д. Дэй выделяют два характерных фактора социального интеллекта и их взаимосвязь: «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.
Модель Р.И. Риггио (3, с.5) предполагает пять социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.
Социальный интеллект, по утверждению Ушакова Д.В.(3, с. 6), обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:
• использованием невербальной репрезентации;
• потерей точного социального оценивания при вербализации;
• формированием в процессе социального научения;
• использованием «внутреннего» опыта»
Модель социального интеллекта по А.И. Савенкову представляется им следующим образом:
• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
• социальная память — память на имена, лица;
• социальная интуиция — оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
• социальная выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.
• социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;
• социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;
• социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. (3, с.7)
В настоящий момент существуют два типа моделей эмоционального интеллекта: смешанные модели (где эмоциональный интеллект интерпретируется как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу) и модели способностей (где эмоциональный интеллект определяется как набор способностей).
Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная П. Сэловей и Дж. Мэйером, была моделью способностей. Позднее к исследователям присоединяется Д. Крузо, доработанная ими модель также является моделью способностей, включающей в себя:
- Сознательное управление эмоциями
- Понимание и анализ эмоций
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
- Восприятие, оценка и выражение эмоций.
К моделям способностей относится и модель Д. Гоулмана. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями. Другим примером модели способностей может быть модель Холла:
- эмоциональная осведомленность;
- управление своими эмоциями;
- самомотивация;
- эмпатия;
- распознавание эмоций других людей. (4, с.4)
К смешанным моделям относится модель Р. Бар-Она, который в своей модели выделяет пять сфер эмоционального интеллекта:
• познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
• навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
• способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
• управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
• преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, раскрывает данное им определение эмоционального интеллекта, как способности к пониманию и управлению эмоциями.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
При этом обе компоненты могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Также Д. Люсин выделяет три фактора, влияющие на эмоциональный интеллект:
• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
• представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);
• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).
В целом модель не может быть отнесена ни к смешанным моделям, ни к моделям способностей (по утверждению автора (4, с. 5 — 6))
Сравнивая понятийные термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», не трудно заметить, что ряд исследователей вкладывают в понятие «социальный интеллект» элементы понятия «эмоциональный интеллект» (например: Ведек и Спирмен -«…правильно оценивать чувства и настроения..») и наоборот (например: Гоулман, вводящий в понятие «эмоциональный интеллект» компонент «социальные навыки»).
С моделями ситуация еще более противоречивая. Так модель социального интеллекта Р.И. Риггио наполовину состоит из компонент эмоционального интеллекта, А.И. Савенков рассматривает эмоциональный интеллект как составную часть социального интеллекта. А многие модели эмоционального интеллекта имеют в своей структуре компоненты, относящиеся к социальной сфере (модели Р. Бар-Она и модель Гоулмана)
Споры о том, является ли социальный интеллект автономной способностью, включен в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера или является структурным компонентом системы интеллекта в целом, плавно перешли в споры аналогичного характера в отношении социального интеллекта и интеллекта эмоционального.
Ряд авторов утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Другие утверждают, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области.
На мой взгляд, вторая группа авторов ближе к истине.
Согласно словарным данным, эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека , либо проявление этого чувства (см. невербальное общение ). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом , а глубинные и устойчивые — чувствами . Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоциональный интеллект, выделившись из интеллекта социального, все же является самостоятельным конструктом. Достаточно пронаблюдать за новорожденными детьми: эмоциональная реакция присуща детям с рождения (плохо – плачут, комфортно – появляется полуулыбка), только с 4-ой недели жизни появляется реакция на людей – улыбка, восторг (когда ребенок начинает различать взрослых людей) или позднее смех, недовольство и другие реакции – зарождение социального интеллекта. Эмоция может быть направлена на объект, не являющийся другим человеком или человеком вообще. Таким образом, эмоциональное самовыражение (зарождение эмоционального интеллекта) появляется раньше, чем желание общения (зарождение социального интеллекта), то есть эмоциональный интеллект является самостоятельной сферой, но сильно взаимосвязанной со сферой социального интеллекта. С другой стороны социальный интеллект – это то, что присуще именно людям как существам социальным – вне человеческого общества социальный интеллект не разовьется. А любое непосредственное человеческое общение имеет эмоциональную окраску, и, следовательно, без развития эмоционального интеллекта невозможно развитие и социального интеллекта.
Таким образом, понятия социального интеллекта и интеллекта эмоционально различны, хотя и тесно взаимосвязаны между собой – невозможно развитие социального интеллекта, без развития эмоционального и наоборот.
Тем не менее, изучение обоих направлений очень важно в современной психологии и педагогике, так как результаты этих исследований будут широко использоваться в практике педагогов и психологов для воспитания одаренных и успешных в жизни людей.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. — М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
- Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гар-бера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560с. — (Образователь-ный стандарт XXI).
- Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 — 36.
Источник