Тест по теме «Мировоззрение» в формате ЕГЭ для 10 класса с ответами
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Тематический тест для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию, включающий задания разной степени сложности по теме «Мировоззрение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_mirovozzrenie_11_klass.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Мировоззрение»
1 .Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:
А) Уподобление природного мира миру человеческому
Б) интуитивное понимание реальности
В) рациональное осмысление мира
Г) опора на проверенные и подтверждённые истины
Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:
1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения
3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
Б. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Назовите любые три типа мировоззрения.
1)житейское (обыденно-практическое) 2)мифологическое (религиозное) 3) научное
5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 пункта, два из которых в подпунктах.
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения
а) знания б) принципы в) идеалы г) идеи д) духовные ценности е) убеждения
3. Пути формирования мировоззрения: а) стихийный б) осознанный
4. Виды мировоззрения:
а) мифологическое б) религиозное в) научное г) философское
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о путях формирования мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее роль мировоззрения в жизни человека.
Ответ: 1)Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его роль, место в этом мире.
2) мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно.
3) Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели в его теоретической и практической деятельности.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах(типах) мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.
1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.
2) Различают житейское (обыденное), научное, религиозное мировоззрение.
3) Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.
2) Различают теоретический и обыденно-практический уровень мировоззрения.
3) Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.
7. Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?
1) определяет общую направленность личности
2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём
3) обладает эмоциональной окраской
4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры
8. Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется:
1) мироощущением 2) миросозерцанием 3) мышлением 4) мировоззрением
9. К признакам научного мировоззрения не относится:
1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов
3) художественная образность 4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью
10. Признаком религиозного мировоззрения не является:
1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
2) возможность проверить истинность убеждений практикой
3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
4) тесная связь с мировым культурным наследием.
11. Антропоцентрическое мировоззрение иллюстрируется следующим положением:
1) «Весь земной шар и человек в нём – это момент неуклонного движения к Богцу»
2) «Человек есть совокупность всех общественных отношений»
3) «Человек есть мыслящая вещь»
4) «Человек живёт вещами и существует лишь для космоса физических тел»
10. 2 11. Заполните пропуски в схеме:
1) духовные ценности 2) знания 3) убеждения 4) принципы 5) идеи
12. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Мировоззрение – это совокупность представлений, ____________(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _____________(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение – это основной _____________(В), мерило мыслей и поступков человека.
В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека ___________(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ____________(Е).
Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Источник
Принципы идеалы темперамент убеждения цели ценности что лишнее
Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям — нет, неверно. Это самосознание.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение — да, верно. Оно сформировалось как тип мировоззрения на ранних этапах развития человечества, когда появлялись ранние формы религиозных верований.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности — да, верно. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т.д.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного — нет, неверно. Это характерно для религиозного или мифологического.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта — да, верно. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле.
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.
2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.
3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.
4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.
5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Роль мировоззрения: дает ориентиры для деятельности человека и позволяет определить истинные ценности жизни.
1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире — да, верно.
2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития — да, верно.
3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер — нет, неверно.
4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности — да, верно.
5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека» — нет, неверно, мировоззрение определяет смысл жизни, определяет жизненные цели и ориентиры.
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.
2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.
3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.
4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.
5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.
1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей. Да, верно.
2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности. Да, верно.
3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества. Да, верно, так как человек и его мировоззрение формируется в результате социализации, которая проходит в определенном обществе.
4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности. Нет, это характерно только для научного мировоззрения.
5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения. Нет, неверно, это его элементы.
Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира.
2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями.
3) Мировоззрение проявляется в поступках человека.
4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека.
5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания.
1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира. Да, верно, оно может быть религиозным, обыденным, научным.
2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями. Нет, неверно, это деятельность.
3) Мировоззрение проявляется в поступках человека. Да, верно, убеждения и ценности, которые являются элементами мировоззрения, выступают мотивом деятельности и поступков человека.
4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека. Нет, неверно, это обыденное мировоззрение.
5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания. Да, верно, в этом его суть.
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение.
2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение.
3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта.
4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей.
5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность.
1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Да, верно.
2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение. Нет, неверно, религиозно-мифологическое и обыденно-житейское сформировалось намного раньше.
3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта. Да, верно, на практике повседневной жизни.
4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей. Да, верно, это его элементы.
5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность. Нет, неверно, любой социальный субъект (социальная группа, общность).
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) предметы | 2) субъект | 3) социальная группа |
4) жизненные позиции | 5) человек | 6) рассудок |
7) способности | 8) представления | 9) основной вопрос |
Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
A | Б | В | Г | Д | Е |
А: 5. Мировоззрение неразрывно связанно с человеком.
Б: 4. Ряд синонимов, следующих за пропуском, наводит нас на мысли, что в пропуске стоит Г.
В: 8. Синонимы: «взгляды» и «представления».
Г: 9. «основного вопроса».
Д: 2. Субъектом мировоззрения является человек или группа людей.
Е: 3. «социальной группы»
Ответ: 5, 4, 8, 9, 2, 3.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения в жизни человека.)
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) предметы | 2) субъект | 3) социальная группа |
4) жизненные позиции | 5) человек | 6) рассудок |
7) способности | 8) представления | 9) основной вопрос |
Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
A | Б | В | Г | Д | Е |
А: 5. Мировоззрение неразрывно связанно с человеком.
Б: 4. Ряд синонимов, следующих за пропуском, наводит нас на мысли, что в пропуске стоит Г.
В: 8. Синонимы: «взгляды» и «представления».
Г: 9. «основного вопроса».
Д: 2. Субъектом мировоззрения является человек или группа людей.
Е: 3. «социальной группы»
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение о научном мировоззрении;
− одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о путях формирования мировоззрения;
— одно предложение, раскрывающее сущность одного из типов мировоззрения.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о путях формирования мировоззрения, опирающейся на знание курса, например: учёные выделяют стихийный и осознанный пути формирования мировоззрения.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о путях формирования мировоззрения.)
3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из типов мировоззрения с опорой на знание курса, например, религиозное мировоззрение связано с признанием сверхъестественного начала.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одной из экономических систем.)
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрение».
2. Структура мировоззрения:
г) духовные ценности и т.д.
3. Пути формирования мировоззрения:
4. Основные виды мировоззрения:
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрение».
2. Структура мировоззрения:
г) духовные ценности и т.д.
3. Пути формирования мировоззрения:
4. Основные виды мировоззрения:
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие
1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение c информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более типах (видах) мировоззрения.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из этих типов.)
Назовите три типа мировоззрения и конкретизируйте формирование каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите тип мировоззрения, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) обыденное (например, Иван Иванович никогда не интересовался мировоззренческими вопросами, его мировоззрение складывалось стихийно под воздействием житейских успехов и неудач);
2) научное (например, под влиянием учителей в процессе изучения школьных предметов у Анны сформировались основы научного мировоззрения);
3) религиозное (например, Илья воспитывался в религиозной семье, формирование религиозного мировоззрения у него началось в раннем детстве).
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Основа мировоззрения — знания, накапливаемые человеком в течение жизни. В структуру мировоззрения входят ценности, установки, убеждения.
Если основа мировоззрения — это знания, то ответ «знания», не так ли?
Знания и убеждения — разные вещи, поэтому надо брать мировоззрение.
Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.
Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…
В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.
Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.
Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
Кроме семьи, автор упоминает других агентов социализации, которых условно можно отнести к трём группам. Назовите эти группы.
В правильном ответе должны быть названы три группы агентов социализации:
1) СМИ (печатные издания, электронные средства коммуникации, определённые типы телевизионных программ);
2) работа (трудовой коллектив, обстоятельства работы);
3) сильно развитые группы и организации жителей (местная община, добровольные общества, клубы, церкви).
Если выпускник называет конкретных агентов социализации, то в качестве верных засчитываются только те, которые относятся к разным группам.
По мнению автора, «не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей». Как он обосновывает своё мнение? (Приведите два авторских обоснования.) Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) два авторских обоснования, например:
— СМИ «передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить другим способом»;
— в наше время «незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации»
— «средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным»;
(Авторские обоснования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) дано объяснение понятию, например:
— социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.
(Может быть сформулировано другое собственное обоснование.)
Автор утверждает, что агентов социализации существует так же много, как социальных групп. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три социальные группы, не указанные в тексте, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие на индивида каждой из них.
В правильном ответе должны быть названы социальные группы и приведены соответствующие примеры:
1) одноклассники (например, ученики требуют от своего одноклассника, чтобы он соблюдал дисциплину на уроке и не мешал им заниматься);
2) этническая группа (например, ребёнка обучают национальному языку, национальным традициям и танцам);
3) друзья (например, человек общаясь с друзьями учится строить отношения по правилам взаимовыручки).
Могут быть названы другие группы, приведены другие примеры.
Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в поддержку, например:
— человеку приходится привыкать к новому распорядку дня, новым обязанностям;
— человеку приходится адаптироваться в новом коллективе, по-новому выстраивать межличностные взаимодействия;
— человек может начать проявлять качества, которые ранее не были востребованы;
2) в опровержение, например:
— работа не может изменить представления человека о добре и зле и другие фундаментальные основы его мировоззрения;
— люди, как правило, пытаются найти работу, которая наиболее полно соответствовала бы их личным качествам и не требовала бы коренной перестройки личности.
Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и/или опровержение мнения автора.
Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Типы мировоззрения: мифологическое — совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений; религиозное — основано на вере в сверхъестественное; научное — ориентируется в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований; обыденное — опирается на жизненный опыт и здравый смысл.
А) опирается на здравый смысл — обыденное.
Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей — мифологическое.
В) опирается прежде всего на логику и доказательность — научное.
Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта — обыденное.
Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения — научное.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
знания | убеждения | идеалы |
духовные ценности | мировоззрение |
Мировоззрение человека − обобщенная система взглядов человека на мир. Мировоззрение включает в себя такие элементы как знания, убеждения, идеалы, духовные ценности.
По мнению автора, «не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей». Как он обосновывает своё мнение? (Приведите два авторских обоснования.) Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.
Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…
В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.
Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.
Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
Источник