Принципы эмоционально образной терапии

Принципы эмоционально образной терапии

Эмоционально-образная терапия (или ЭОТ) — это метод психотерапии, который более двух десятков лет назад открыл профессор психологии Николай Линде. Суть его заключается в том, чтобы избавиться от тяготеющих связей или ситуаций на уровне подсознания, представив свои переживания в виде какого-либо образа и проделав с ними определенную внутреннюю работу.

Этот метод успешно применяется у практикующих психологов и бывает крайне эффективным: даже за один сеанс можно избавиться от психологической проблемы, которая на физическом уровне была выражена, к примеру, в виде миомы матки, и обрести тем самым еще и физическое здоровье.

«Узлы» в подсознании

Николай Линде за многие годы практики в сфере психологии пришел к выводу, что осознание проблемы не способно решить ее до конца, поскольку многие факторы, влияющие на наши поведенческие реакции, находятся далеко за пределами сознания — в подсознательном, на родине эмоций и ассоциирующихся с ними образов. Именно там и нужно решать свои глубокие проблемы и развязывать «узлы».

Наверняка вы знакомы со случаями, когда клиент десятилетиями приходит к психологу или другому помогающему практику, разбирает свои сценарии поведения и реакции «на молекулы», но все равно не может найти выход из замкнутого круга. Со временем, конечно, многое встает на свои места, но частично чувство неудовлетворенности так или иначе продолжает довлеть или определять дальнейший жизненный путь клиента.

Ко мне, как к тарологу, часто обращаются люди, столкнувшиеся с разного рода эмоциональными зависимостями. На профессиональном языке эти женщины (чаще всего это женщины) находятся в отношениях «по дьяволу», то есть головой, своей сознательной частью, они понимают всю глупость своего положения, но «сделать ничего не могут». А все потому, что дьявол (читай: эго) кроется в мелочах, которые действительно сложно увидеть невооруженным глазом.

К примеру, человек курит и никак не может бросить. Сознание говорит: «Брось, это вредно, это дорого, это немодно». А подсознание знает: сигарета для этого человека — символ детской бутылочки с молоком, с которой он так боялся расстаться в детстве, когда испытывал оральное неудовлетворение. С тех пор он пытается «насытиться» другими способами, а Фрейд бы сказал, что человек продолжает находиться в стадии оральной фиксации.

Разглядеть такую «бутылочку» сознанием практически невозможно, зато расслабленное состояние плюс воспроизведенное действие при процедуре ЭОТ могут дать весьма положительный эффект.

В приведенном примере клиент может выбросить бутылочку и сказать, что готов взять на себя ответственность за свою жизнь, что он больше не испытывает ощущения нехватки еды и принимает изобилие окружающего мира, что страх остаться «голодным» больше не управляет его жизнью.

Как применять эмоционально-образную терапию?

Конечно, эмоционально-образная терапия не возникла из ниоткуда и, что называется, в одночасье. Напротив, она стала квинтэссенцией опыта и знаний великих исследователей — предшественников автора метода. Прародителями ЭОТ стали и Фрейд с его психоанализом, и Адлер с его индивидуальной психологией, и известный транзактный анализ Берна, и гештальттерапия Перлза, и символдрама Лернера. Благодаря Линде множество этих знаний слились в одну стройную, быструю и эффективную систему.

Я практикую этот метод регулярно, а также рекомендую его всем, кто приходит ко мне на консультации по Таро. И сегодня мне бы хотелось поговорить об особенностях его применения при взаимодействии с детьми.

Мои дети — два сына (пять лет и три года) часто преподносят мне важные жизненные уроки. Одним прекрасным летним днем мы сидели втроем на кухне, пили чай и смеялись. Старший сын, как это у него бывает, «разошелся» и никак не мог остановиться: он хохотал все громче, начал греметь стульями, дергать шторы на карнизе, стучать ложкой по тарелке, булькать чаем в чашке. Чай лился по его подбородку, по майке, по ногам, а сын все не унимался и хохотал как заведенный.

Читайте также:  Дэвид хокинс путь принятия или отпуская дискомфортные чувства

Присоединился к «веселухе» и младший, вместе они устроили на кухне настоящий бассейн. Конечно, на мои пшики и замечания в таком состоянии никто из них не реагировал. Когда пол был залит и в прихожей, младший стал бегать по нему и, разумеется, поскользнулся, да так, что с размаху ударился лбом об кафельную плитку. Тут я решила: вечеринку пора закрывать, — и попросила зачинщика пройтись по полу тряпкой.

Бунт — нормальная реакция моего сына, не отличился он и тут: «Я не должен ничего вытирать, ты мама, ты и вытирай», — и все в таком духе. А потом еще и начал меня по заднице шлепать, чтобы я не ворчала, а сделала «свое дело» побыстрее. Мое терпение лопнуло, когда старший взял-таки в руки тряпку, бросил ее в окно — в знак своего неумолимого протеста — и выкрикнул еще что-то типа «мама, сколько раз тебе говорить, я не буду ничего вытирать!».

Я-то знаю, что он в такие моменты, что называется, не в себе. Но в этот раз я не выдержала и на очередной его дерзкий выкрик ответила смачной пощечиной. Аж в ладошке зазвенело.

Со слезами от боли и обиды он убежал в другую комнату. А мне. что мне оставалось? Непонятное чувство вины за себя как родителя в общем и за этот удар в частности. И жалость к сыну, и понимание того, что так продолжать было тоже нельзя. И осознание того, что я повторяю ошибки своей матери, которая тоже частенько прикладывала руку к моему воспитанию в самом прямом смысле. И понимание того, что час суда настал: маму я осуждала, а теперь веду себя так же, вымещаю свою агрессию на детях. С этими тяжелыми мыслями я уложила младшего на послеобеденный сон.

Немного отойдя от своих переживаний, я пришла к старшему сыну. На его лице зияло красное пятно и уже проступил небольшой синяк под глазом. Он сидел за столом и спокойно рисовал. В домашней аптечке нашлось средство от нашей напасти — крем против синяков и отеков. Пока втирала его в щечку, попросила прощения у сына. Мы спокойно поговорили о том, что в нашем доме можно баловаться, но только до тех пор, пока не страдают другие люди, и потом нужно обязательно все убрать за собой.

«Я все понял, мама. В следующий раз я все сам уберу. Прости меня, пожалуйста. Смотри, я нарисовал раненую машинку, ее надо полечить».

Каково же было мое удивление: сын изобразил свою травму в виде автомобильчика красного цвета (цвет крови, сын потом мне пояснил) с большим швом на корпусе! Тем самым он нашел в своем подсознании образ своей раны и выместил его на бумагу. Вместе мы заботливо нанесли ранозаживляющий крем на шов и заклеили его пластырем. Вечером сын порвал этот листок (чего он обычно не делает со своими рисунками). «Мама, он нам больше не нужен, машинка поправилась!» — воскликнул он, и для меня это тоже были исцеляющие слова. Я поняла, что мы закрыли этот гештальт и отпускаем этот случай, чтобы двигаться дальше без груза прошлых обид и обвинений.

Читайте также:  Лень это эмоция или состояние

С тех пор мы договорились, что будем рисовать разные неприятные ситуации, освобождая их, а не запирая их внутри. Теперь мы практикуем ЭОТ вместе с сыном, и нам стало действительно проще находить общий язык и радоваться жизни, когда мы «налегке» и не тащим за собой бесконечный шлейф проблем отцов и детей.

Идеальных родителей не бывает, как и идеальных детей. Часто после обыденного «прости» неприятный осадок все равно остается глубоко внутри и продолжает отравлять наши отношения и влиять на наше дальнейшее поведение. Конечно, совершенствование своих родительских навыков крайне важно, но так же важно и уметь закрывать ситуации, доводить их до логического завершения и нужного результата, пока они не «довели» нас — болезнями, психозами и т.д.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».

Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.

Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.

Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.

По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.

По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».

Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».

Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.

Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.

Читайте также:  Какие чувства вызывает у вас повесть станционный смотритель

Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.

Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.

В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».

Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.

Источник

Эмоционально-образная терапия

Линде Н.Д.

Эмоционально-образная терапия (далее — ЭОТ) — это новый отечественный метод (модальность), принадлежащий к психодинамическому направлению психотерапии. Целью ЭОТ является обнаружение и позитивная трансформация неосознаваемых хронических патогенных эмоциональных состояний, которые порождают психологические или психосоматические нарушения. Эта задача решается при помощи создаваемых клиентом спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние, последующим анализом этих образов, специальными воздействиями, направленными на преобразование состояний через работу с образами.

ЭОТ является методом управляемого диалога с бессознательным миром клиента. Клиент работает над самим собой при сотрудничестве с психологом, который помогает осознанию негативного эмоционального состояния и причин его возникновения, и предлагает эффективные техники для его позитивного изменения.

ЭОТ включает в себя теоретические представления о природе эмоций, работе сознания и бессознательного, причинах возникновения внутренних эмоциональных конфликтов. В ЭОТ разработана основная модель процесса терапии, состоящая из десяти шагов, специфические приемы анализа психологических проблем, набор трансформирующих воздействий (примерно 30 оригинальных техник), набор имагинативных упражнений (примерно 60), направленных на самопознание и выявление проблем, создан словарь образов и их интерпретаций, выработана позитивная философия жизни.

Расширенное определение модальности

Определение эмоционально-образной терапии. Эмоционально-образная терапия (далее — ЭОТ) — это новый отечественный метод (модальность), принадлежащий к психодинамическому направлению психотерапии. Целью ЭОТ является обнаружение и позитивная трансформация неосознаваемых хронических патогенных эмоциональных состояний, которые порождают психологические или психосоматические нарушения. Эта задача решается при помощи создаваемых клиентом спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние, последующим анализом этих образов, специальными воздействиями, направленными на преобразование состояний через работу с образами.

ЭОТ является методом управляемого диалога с бессознательным миром клиента. Клиент работает над самим собой при сотрудничестве с психологом, который помогает осознанию негативного эмоционального состояния и причин его возникновения, и предлагает эффективные техники для его позитивного изменения.

ЭОТ включает в себя теоретические представления о природе эмоций, работе сознания и бессознательного, причинах возникновения внутренних эмоциональных конфликтов. В ЭОТ разработана основная модель процесса терапии, состоящая из десяти шагов, специфические приемы анализа психологических проблем, набор трансформирующих воздействий (примерно 30 оригинальных техник), набор имагинативных упражнений (примерно 60), направленных на самопознание и выявление проблем, создан словарь образов и их интерпретаций, выработана позитивная философия жизни.

Источник

Оцените статью