Принцип специфической энергии органов чувств это

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Расстановка ударений: СПЕЦИФИ`ЧЕСКАЯ ЭНЕ`РГИЯ О`РГАНОВ ЧУВСТВ

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ — термин, к-рым принято обозначать специфичность ощущения, зависящую от специализации органов чувств. Впервые представление о С. э. о. ч. высказано в 1-й пол. 19 в. англ. физиологом Ч. Беллом, а затем разработано нем. физиологом И. Мюллером. Последний, исходя из того, что одно и то же внешнее воздействие в разных органах чувств вызывает разные ощущения (напр., давление на кожу вызывает тактильное ощущение, на глаз — зрительное, на ухо — звуковое) и что ощущения, специфичные для данного органа чувств, могут быть вызваны различными воздействиями (напр., световое ощущение возникает как при раздражении глаза светом, так и при электрич. и механич. воздействии), пришёл к неверному заключению, что ощущение сообщает сознанию якобы не о качестве или состоянии внешних вещей, а о качестве или состоянии того или иного чувствующего нерва. Чувствующие нервы, благодаря происходящим в них изменениям, вызванным внешними причинами, дают сведения о том, что на них воздействуют внешние раздражители, но эти сведения зависят от качества энергии данного органа чувств, не вскрывают подлинных свойств раздражителей и ощущения «никогда не дают нам непосредственного восприятия природы вещей». Т. о., понятие С. э. о. ч., исходившее из нек-рых реальных физиологич. и психологич. фактов, логически приводило к агностицизму и субъективному идеализму. Критику неправильных философских выводов («физиологич. идеализма») Мюллера дал В. И. Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм».

Специализация рецепторных аппаратов действительно существует, но она сама возникла в процессе эволюции и является результатом приспособления анализаторов к определённым качествам внешних воздействий, что обеспечивает наилучшее восприятие данного вида раздражителей. Прежде всего специализировались периферич. рецепторы, к-рые приспособились к восприятию различных видов энергии внешних раздражений (химич., механич., световой и др.). Однако при этом не наблюдается к.-л. С. э. о. ч. Ответ рецепторных клеток любого органа чувств на внешнее воздействие имеет единую природу и представляет собой процесс возбуждения, в результате к-рого энергия раздражителя через ряд биохимич. реакций преобразуется в электрич. импульсы. Эти импульсы одинаковы для всех рецепторных нейронов и отличаются только по частоте, по скорости изменения частоты (при длящихся раздражителях), по скорости распространения импульсов по нервному волокну (для разных чувствительных нервов). Закодированные т. о. внешние воздействия передаются по чувствительным нервам в центральные корковые части анализаторов, глубоко специализировавшиеся в процессе эволюции и в значительной мере определяющие специфичность восприятия раздражителей. Там происходит окончательная интеграция, декодирование и анализ этих простых сигналов, в результате чего достигается адекватное отражение действительности. На передачу этих импульсов по проводящим нервным путям и их интеграцию оказывают влияние медленные электрич. потенциалы, возникающие в функционирующих нервных элементах. Важную роль в приёме информации периферич. частями анализаторов — рецепторами, в её передаче и, возможно, переработке играют также обратные регулирующие нервные влияния со стороны центров. Процесс переработки импульсов в центральных частях анализаторов подлежит дальнейшему исследованию, однако уже имеющиеся физиологич. и психологич. данные о материальной основе этого процесса и о подтверждающейся практикой адекватности возникающего в его результате отражения действительности опровергают теорию субъективного идеализма и агностицизма.

Лит.: Эдриан Э. Д., Механизм нервной деятельности, пер. с англ., М.-Л., 1935; Кравков С. В., Очерк общей психофизиологии органов чувств, М.-Л., 1946; Гранит Р., Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., М., 1957; Теория связи в сенсорных системах, пер. с англ., М., 1964; Müller J., Handbuch der Physiologie des Menschen, Bd 1 — 2, Coblenz, 1840 — 41.

Читайте также:  Как алкоголь убивает чувства

В. И. Лубовский. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с. с илл.

Источник

6. Так называемый закон специфической энергии

В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино, то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Прежде за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюллера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что ощущение каждой отдельной модальности связано с совершенно определенным органом чувств, что не существует ни одного случая -в рамках ни нормы, ни аномалии — перемещения ощущения какой-либо модальности на другой орган чувств. Короче говоря, никогда не случалось так, чтобы человек слышал глазом и видел ухом. Одним словом, каждый орган чувств способен дать только собственное специфическое ощущение.

От чего это зависит? Воздействуя на один и тот же орган чувств совершенно различными раздражителями, получаем всегда один и тот же результат — в любом случае мы будем иметь дело с одним и тем же ощущением, чем бы оно ни было вызвано; например, результатом раздражения органа зрения всегда будет зрительное ощущение. Следовательно, модальность ощущения совершенно не зависит от объективного раздражителя. Но тогда остается единственная возможность — она зависит от органа чувств. Складывается такое впечатление, будто бы зрительный нерв обладает особой способностью специфического действия, то есть специфической энергией, и в ответ на любое раздражение может выявить только эту энергию; например, зрительный нерв может только видеть. Аналогичное следует сказать и об остальных органах чувств.

Что вытекает из этого? Получается, что, имея, например, ощущение цвета, я тем самым получаю сведения не о вызвавшем данное ощущение объекте, а об особенностях самого органа чувств, его способности действия. Одним словом, ощущение вовсе не является отражением объективной действительности, а всего лишь выявляет специфику действия органов чувств.

По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строения органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллюзорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько многообразен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств — любое качественное различие ощущений основывается на различии соответствующего органа чувств.

Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим ушами различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосновение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощущения, не являются по существу одним органом — каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выявить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существование соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощущения света (так называемые палочки) и ощущения цвета (так называемые колбочки), а на коже — отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не менее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие организации органов чувств.

Читайте также:  Формы нарушения эмоций при локальных поражениях мозга

В чем же правильна теория Мюллера? Наблюдение, на которое она опирается, представляет собой несомненный факт, игнорировать который невозможно. Очевидно и то, что органы чувств взрослого человека безусловно обладают специфической энергией, то есть глаз может только видеть, а ухо — слышать. Однако это не означает, что сам раздражитель не имеет никакого значения. Напротив, будь органы чувств полностью индифферентны по отношению к качественному различию раздражителей, то было бы совершенно непонятно, почему у каждого органа чувств появилось свое специфическое строение и, следовательно, специфическая энергия. Не вызывает сомнений, что формирование органов чувств произошло в результате длительного процесса развития, и организация каждого органа чувств является следствием этого развития. Это с очевидностью подтверждает даже краткое рассмотрение истории развития органов чувств.

В самом начале развития никакого различия между органами чувств не существовало — единственным органом живого существа была вся масса протоплазмы, весь организм, и интересно, что он одновременно был и органом чувств, и двигательным органом, то есть тем, чем организм и воспринимал, и отвечал на воздействие раздражителя. Размежевание органов чувств и движения и возникновение затем многочисленных, отличных друг от друга органов чувств является следствием последующего развития.

Этот путь развития нужно представить следующим образом: первичная, диффузная двигательная и чувственная, то есть сенсомоторная, функция отделяется от тела в целом, увязывая с его отдельными частями; на теле вычленились отдельные части, на которые было возложено выполнение этих двух функций. Таким образом, общая функция всего тела превратилась в функцию его отдельных частей. Так возник первый специальный орган, выполняющий сенсомоторные функции. Следует особо подчеркнуть, что примитивная чувствительность живого организма, стало быть, непосредственно связана с движением — ощущение не существует отдельно, вместе с ним возникает и соответствующее движение организма. Размежевание этих функций произошло на более высокой ступени развития.

Далее развитие пошло по пути дифференциации самостоятельных органов чувств. Во-первых, для нахождения и идентификации пищевых объектов, производящих химическое воздействие на организм, в этом последнем выделились отдельные части, наделенные особой химической чувствительностью, и потому легче и точнее справлявшиеся с этой функцией. Так возник орган вкуса, строение которого со временем все больше и больше соответствовало возложенной на него функции. Также возник и орган обоняния, воспринимающий химическое воздействие пищи и на расстоянии, облегчая, тем самым, организму ее поиск. К этому добавилось зарождение и последующее развитие аппаратов, специально устроенных для получения механических и микромеханических раздражителей, — органов осязания, зрения и слуха. Если прежде эти раздражители воспринимались всем организмом, то теперь положение изменилось; для их отражения вычленились отдельные части организма, наилучшим образом приспособленные для решения данной задачи.

Таким образом, становится ясным, что выделение отдельных органов в процессе развития служило лучшему приспособлению организма к среде. Потому-то и появились органы с различным строением, что существовали различные раздражители, к которым организму приходилось приспосабливаться. Потому-то и выполняет каждый отдельный орган соответствующую своему строению специфическую функцию, что его развитие происходило в условиях воздействия специфического раздражителя. Итак, можно заключить, что отмеченные Мюллером факты специфического действия органов чувств доказывают не их независимость от природы раздражителей, а, напротив, полную зависимость от последних; стало быть, ощущения дают нам не иллюзию действительности, а представляют собой ее отражение.

Читайте также:  Лучший способ борьбы со стрессом

Таким образом, мы можем остановиться на следующем положении: наша активность протекает во взаимосвязи с объективной действительностью; для ее успешного осуществления необходимо правильное отражение объективной действительности, и субъективно такое отражение дает наше чувственное восприятие.

Естественно встает вопрос: каков вклад каждого отдельно взятого органа чувств в отражении объективной действительности?

Однако прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует уяснить, какая взаимосвязь существует между ощущением и раздражением с точки зрения интенсивности.

Источник

специфической энергии органов чувств концепция

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое «специфической энергии органов чувств концепция» в других словарях:

концепция специфической энергии органов чувств — > концепция энергии специфической. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

концепция специфической энергии органов чувств — (от лат. specificus – особенный) – совокупность научных взглядов о качественно разнородном влиянии одних и тех же раздрожителей на различные органы чувств и в то же время о вызове различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

концепция энергии специфической — (концепция специфической энергии органов чувств) представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна внешняя причина, воздействуя на разные органы чувств, вызывает различные ощущения: так, электрический… … Большая психологическая энциклопедия

орган чувств — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях во внешней среде (экстерорецепция) и в организме субъекта (интерорецепция). Принято различать пять внешних чувствительных систем зрение, слух, обоняние, вкус, кожную… … Большая психологическая энциклопедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества… … Философская энциклопедия

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ» — концепция, признающая источником содержания и структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения, восприятия, представления … Философская энциклопедия

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ» — концепция, исходящая из тезиса, согласно к рому содержание и структура познават. деятельности имеют своим источником свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Гносеологически Ф. и. основывается на том, что … Философская энциклопедия

ГЕЛЬМГОЛЬЦ — (Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд (1821 1894) германский естествоиспытатель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ. Г. начинал свою деятельность в качестве военного врача (учился в Институте военной медицины в Берлине в 1838 1843).… … История Философии: Энциклопедия

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894) — германский естествоиспытатель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ. Г. начинал свою деятельность в качестве военного врача (учился в Институте военной медицины в Берлине в 1838 1843). Профессор физиологии Университетов Кенигсберга (с… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Оцените статью