Принцип развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Людмила Аникина
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических игр и упражнений».

Это развитие эмоциональной сферы дошкольников — научить детей понимать эмоциональныесостояния свои и окружающих их людей: дать представления о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства — это своеобразно выраженные переживаемые человеком отношение к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Развивать эмоциональную среду лучше всего через театральную деятельность.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Работу лучше начинать с различных игр для сближения детей друг с другом,такие как например: «Солнышко и домик», «Подарки», и т. д., использовать различные упражнения, этюды, игры, пальчиковую гимнастику. Эти игры и упражнения способствовают развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями.Дети с удовольствием играют в такие игры-упражнения как: «Азбука настроений», «Злые и добрые герои», «Гномики», «Тучки», «Выбери девочку», «Эмоции» и т. д. Для этих игр и упражнений разработать и сделать дидактические пособия.

Используя технологию театрализованных игр, можно добиться хорошего результата в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В результате игр и упражнений дети приобретают навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующий наилучшему развитию личности ребенка, подготовки его к жизни.

Можно использовать игры на эмоции, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать и правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Это такие игры как «Дракончик». У каждой головы дракона разное настроение. Нужно назвать какое настроение у каждой головы, найти пиктограмму и придумать почему у этой головы такое настроение.

Игра развивает воображение,выразительность движений. Взрослый читает стихотворение Н. А. Екимова, а дети изображают тучки в соответствии с текстом, и тучка на фланелеграфе выбирают соответствующие эмоцию.

«Домик настроения» и «Эмоции» — игры на различения разных эмоций. В игре «Эмоции» картинки разрезаются пополам по линии делящей лицо на верхнюю и нижнюю части, смешиваются. Детям раздаются пиктограммы. Дети находят картинки, которые соответствую пиктограмме.

Читайте также:  Все люди приносят радость одни своим присутствием

Желательно чтобы в каждом уголке группы были игры и пособия на формирование эмоциональной сферы. Например, в природном уголке живут комнатные растения, у которых есть глазки, ротик, носик, которые бывают грустные, когда их забывают полить. Дети определяют их эмоциональное состояние, находят на кубике пиктограмму, рассказывают, что нужно сделать, чтобы растение стало веселое и довольное. В книжном уголке стоит кубик с иллюстрациями из различных сказок. На них изображены герои сказок с различными эмоциональными настроениями. Дети вспоминают название сказки, рассказывают ее содержание. Разыгрывают эпизод из сказки.

В игре «Сказочный хоровод» детям предлагается изобразить походки различных животных, изобразить различные эмоциональные состояния.

Игра развивает чувства общности, выразительности движений, способности изображать различные эмоции.

Дети с удовольствием играют в такие игры – упражнения, как «Сказочные герои», «Гномики», «Настроения». Все эти игры на различения основных эмоций. Со средней группы с усложнением. Нужно придумать «Как испортить настроение сказочному герою». В старших группах дети могут придумывать целые сказки, которые мы зарисовали и делали книжки-самоделки.

Так же в работе можно использовать упражнения на различения эмоций «Найди лишний». Среди изображений одной эмоции нужно найти лишнюю. Надо составить картотеку иллюстраций на эмоции, которые можно использовать в своей работе. Раскраски, в которых дети раскрашивают рисунки и сами рисуют эмоциональное состояние героя.

Многие игры, которые можно использовать в работе, помогают инсценировать литературные произведения. Это игры «Пиктограммы». Рассматриваем карточку с тем или иным персонажем сказки и пробуем изобразить его. Эта игра способствует развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Игры «Собери сказочного героя», «Лото», «Колобок» учат распознавать эмоциональные проявления, обогащают и активизируют словарь детей за счет слов, обогащающих различные эмоции, чувства, настроения.

Театрализованная деятельность позволяет детям знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети инсценируют стихотворения или придумывают сказки сами.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. В этом могут помочь этюды. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительности движений, мимикой, жестами, позой, походкой.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей длительная работа, которая требует участия родителей. В индивидуальных беседах с родителями стоит обсуждать проявление драчливости и агрессивности детей. Так же предметом для разговора могут быть детские страхи, отношение

сверстников к ребенку, настроение их, интересы, потребности.

В конце года как итог дети показывают спектакли для родителей или для малышей. Закрепляют знания о театральном искусстве, показывают навыки владения театральной куклой, навыки владения выразительными движениями.

Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды Слайд 2 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

«Познай себя». Игры по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста Выполнила воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Дошкольное детство — короткий отрезок жизни человека. Малыш научается управлять своим.

Читайте также:  Как понять свою чувственность

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Наталья Островская
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера.

Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками.

Продолжительное время система дошкольного образования в России

была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Решающая роль в ее развитии принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе. Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально — развивающаясреда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором являются эмоционально-личностные особенности воспитателя, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — это наличие специально-организованных зон,среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Читайте также:  Чувствую что у мужа появилась другая

Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая

совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в

первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические

процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не

предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако

рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой,

представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

(его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками

управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности

понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и устранить недостатки в личностном развитии.

«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии. Задачи: Закреплять.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Цель: создание условий для сенсорного воспитания детей.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.

Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. [/b] Социально-экономические преобразования в обществе диктуют.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» Консультация для педагогов Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций Подготовила.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Комплексное изучение детей.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Источник

Оцените статью