Принцип профилактики негативных последствий профессионального стресса

Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто “улетучиваются”.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:

– постоянное ощущение недоедания

– или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

  • РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
  • Появляется чувство укороченного будущего.
  • Появление чувства вины.
  • Сверх бдительности.
  • Преувеличенное реагирование.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Читайте также:  Норма у человека чувств

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков – вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

«Базовый тренинг саморегуляции» – обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» – это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

«Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Источник

Профилактика стресса на работе.

К сожалению, сейчас всё реже можно услышать: «Иду на работу как на праздник!» и всё чаще звучат фразы в стиле: «Моя работа – это сплошной стресс!» И дело не только в том, что очень многие занимаются нелюбимой для себя деятельностью. Даже те, кто выбрал сферу по душе и считает свою работу призванием, подвержены профессиональному стрессу. Ещё бы! Ведь в эпоху экономической нестабильности и высокой конкуренции в бизнесе факторов, повышающих психическое напряжение на рабочем месте, великое множество.

Факты о стрессе

  • Стресс, согласно концепции физиолога Г. Селье (исследователя данного явления и разработчика понятия), имеет три стадии развития:
    1 — стадию тревоги : происходит воздействие неблагоприятного фактора, возникает тревога, страх, повышается психическое напряжение;
    2 – стадию сопротивления : организм начинает реагировать на это неблагоприятное воздействие (происходит борьба со стрессом, привыкание к нему или дальнейшее погружение в стресс);
    3 – стадию истощения: если воздействие слишком сильное или не принимаются никакие меры по устранению источника напряжения и стресс приобретает хронический характер, то ресурсы организма истощаются. Могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.
  • Стресс всегда овладевает и «душой», и телом. Под его воздействием одновременно меняются физиологические реакции, эмоции, мысли и поведение. Это, конечно, большой минус. Но плюс в том, что и избавляться от стресса можно разными путями: и воздействуя на тело, и с помощью психологических методик.
  • Подверженность стрессу всегда связана с индивидуальными особенностями. Для одних и небольшая критика в их адрес будет тяжёлым испытанием, а для других и серьёзный конфликт является привычным делом. В таком случае используют термин «стрессоустойчивость». И хорошая новость в том, что эту черту можно развить, даже если вы по природе своей тревожны и боязливы.
Читайте также:  После удара по зубам не чувствуешь зубы

Причины стресса на рабочем месте
Факторы, способствующие повышению психического напряжения, называются стрессорами. Рассмотрим основные стрессоры в профессиональной деятельности.

  • Взаимодействие с людьми. К данному фактору можно отнести и общение с коллективом внутри организации, и контакты с посторонними людьми, если работа связана с оказанием услуг или установлением партнёрства с другими компаниями.

Коллектив. Это как вторая семья. Хорошо там, где поддерживают, помогают, относятся доброжелательно, не завидуют и не сплетничают за спиной. Но нередко в трудовом коллективе могут встретиться люди, которые по каким-то причинам вам не нравятся или относятся к вам недружелюбно (высмеивают, оказывают давление, критикуют, ссорятся и т. д.) В большинстве случаев это приводит к стрессу в профессиональной деятельности.

  • Руководство. Кому-то везёт, и попадаются понимающие и демократичные руководители. Но есть и такие, кто убеждён, что подчинённых нужно держать в стрессе, чтобы они эффективно работали. Эффект-то, конечно, будет, но эмоционально тяжело находиться в такой обстановке постоянно.
  • Подчинённые. Необходимость управлять людьми, находить подход к каждому, мотивировать, ставить задачи, контролировать их выполнение, следить за дисциплиной – далеко не весь перечень функций руководителя. А общение с «трудными» подчинёнными ещё больше накаляет обстановку.
  • Клиенты. Сфера «человек-человек» считается одной из самых стрессовых, ведь в ней, помимо основных навыков, связанных с выполнением работы, нужно обладать ещё и рядом важных личностных особенностей, улучшающих процесс общения с другими. Умение убеждать, вызывать симпатию и доверие, быть вежливым и грамотно отстоять свою позицию – качества, необходимые для работы с людьми. Вы зависимы от позиции «Угодить клиенту», иначе он может уйти к конкурентам и не лучшим образом сыграть на имидже компании.
  • Партнёры. Установление взаимовыгодного сотрудничества с другой организацией требует немалых усилий и навыков ведения переговоров. Чем не стресс?

2.Отсутствие самореализации. Если деятельность не по душе, то она не будет выполняться с максимальной отдачей и энтузиазмом. Многих это сильно удручает и заставляет задуматься о смене работы. К стрессу также может приводить несоответствие целей организации ценностям человека. Например, если для человека не близка сфера продаж или он вообще считает её «недобрым» делом, то вряд ли он сможет добиться в ней успехов.

3. Неудовлетворённость результатами работы. Здесь либо сотрудник прилагает мало усилий, либо предъявляет к себе очень высокие требования, либо недостаточно ценит то, чего уже достиг. Или, возможно, слишком рано хочет получить результат. Обязательно разберитесь в причине.

4. Нехватка времени. Всё более популярными становятся тренинги по тайм-менеджменту, направленные на то, чтобы научить сотрудников грамотно расставлять приоритеты в выполнении задач и эффективнее использовать время. Для многих становится нормой задерживаться на работе. Хотя это в большинстве случаев неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях в семье.

5. Высокая ответственность. У многих работа связана с ответственностью за свою жизнь или жизнь других, а также с большими финансовыми рисками. Как правило, это приводит к значительному стрессу.

6. Низкий заработок. Цель любой трудовой деятельности – получение денег. Неудовлетворённость зарплатой часто отражается на самооценке и настроении. Особенно у мужчин.

7. Недостаточное понимание профессиональных задач. Здесь мы сталкиваемся либо с нечёткой постановкой этих задач, либо с недостатком навыков выполнения работы. Чаще всего такой стресс-фактор встречается в начале карьеры или при смене профессиональной деятельности.

8. Условия труда. Некомфортное рабочее место, недостаточная освещённость в помещении, отсутствие свежего воздуха, неприятные запахи, шум, длительное нахождение у компьютера и т. д. не лучшим образом сказываются на здоровье. Неудобное расположение предприятия (нахождение его далеко от дома или в промышленной зоне) также является для некоторых людей стрессом.

9.Интенсивный труд . Высокая нагрузка ведёт к истощению сил организма. Рано или поздно ресурсы заканчиваются, и требуется отдых. Важно понять это до того, как наступит критическая точка.

10. Монотонная работа или, наоборот, необходимость постоянно переключаться с одной задачи на другую. Здесь всё индивидуально. Одни не переносят рутинной деятельности, другим тяжело проявлять гибкость и работать в условиях многозадачности.

Виды профессионального стресса

  • информационный стресс (связан с высокой умственной нагрузкой);
  • коммуникативный (возникает из-за трудностей в общении с другими людьми, неумения найти к ним подход и противостоять чужому влиянию);
  • эмоциональный (связан с неумением приспосабливаться к условиям работы, неудовлетворённостью результатами профессиональной деятельности, возникает также вследствие конфликтных ситуаций).

Всегда ли стресс вреден?
Некоторые люди утверждают, что работают эффективнее в условиях стресса. Так ли это?
На первой стадии стресс, действительно, может «приободрить», встряхнуть и подстегнуть к выполнению работы. Важно, чтобы его воздействие было ситуативным, а не регулярным. Постоянное нахождение в стрессе, однозначно, ухудшает здоровье.

Положительное значение стресса на рабочем месте

1.Стресс проявляется как защитная реакция организма на чрезмерное напряжение.

Он как будто говорит: «Пора остановиться, надо отдохнуть» или «Нужно что-то менять». То естьстресс призван оградить человека от нервного срыва.В этом его предупреждающее значение.

2. На начальной стадии стресс может побуждать к действиям, помогает мобилизовать силы для преодоления трудных ситуаций.
Если перед человеком ставится какая-либо

  • профессиональная задача и он не знает, как её решить, то сначала чувствует замешательство, тревогу, затем собирается с мыслями и приступает к творческому поиску. Это даёт сотруднику возможность расти личностно и профессионально, получать необходимый опыт.

Негативное влияние профессионального стресса

  • Стресс истощает ресурсы организма и ослабляет здоровье.
    Под его воздействием снижается иммунитет, ухудшается деятельность пищеварительной системы, появляются сердечно-сосудистые заболевания.
  • Стресс часто вызывает реакцию торможения.
    У человека в состоянии напряжения обычно сжимаются мышцы, замирает дыхание. На уровне психики происходит то же самое: наблюдаются колебания в принятии решений, отсутствует желание действовать, теряется вера в собственные силы.

Последствия профессионального стресса
Стресс может стать причиной различных заболеваний, вызывать проблемы в эмоциональной сфере и поведении человека.
Последствия для здоровья:

  • повышается риск появления сердечно-сосудистых заболеваний ;
  • нарушения в работе нервной системы, ухудшение памяти и внимания;
  • снижение иммунитета;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение работы пищеварительной системы;
  • головная боль;
  • ухудшение состояния кожи, волос;
  • проблемы с весом.

Последствия влияния стресса на эмоциональную сферу и поведение:

  • Раздражительность, вспыльчивость;
  • Рассеянность;
  • Апатия;
  • Депрессия;
  • Неудовлетворённость собой и своей работой;
  • Конфликты в семье, ухудшение отношений с окружающими;
  • Потеря цели и жизненных ориентиров.
  1. Обратите внимание на своё состояние и признайте, что находитесь в стрессе. Это важно для того, чтобы начать действовать и предотвратить необратимые последствия.
  2. Важно выявить источник стресса, чтобы понять, как нужно бороться с ним. И стоит ли вообще бороться? Возможно, следует просто приспособиться к нему?

3. Осознайте свои чувства и проговорите их для себя, например: «Я в растерянности», «Я боюсь, что…», «Меня раздражает, когда…», «У меня вызывает досаду…» и т. д. Не бегите от своих чувств, примите их, вы имеете право их испытывать.

4. Проанализируйте «плюсы» и «минусы» сложившейся обстановки. Да, иногда и в не очень приятной ситуации есть свои преимущества.

5. Разработайте план действий по снижению стресса и преодолению трудной ситуации. Будет лучше, если вы запишите его в блокноте. Так вы сможете регулярно в него заглядывать и подводить итоги выполненным задачам.

6. Расставляйте приоритеты в работе. Согласно матрице Эйзенхауэра, всегда важно выполнять в первую очередь важные и срочные дела. Затем в списке должны стоять важные, но не срочные задачи. После них – срочные, но не важные. И последними выполняются неважные и несрочные дела при условии, что на них останется время.

7. Делегируйте полномочия подчинённым (если ваша должность позволяет это сделать) и не стесняйтесь в некоторые моменты обращаться за помощью к коллегам. Часто проблема кроется в неумении доверять другим. Научитесь это делать. Но любую передачу дел обязательно контролируйте.

8. Не пугайтесь глобальных проектов и целей, которые вам нужно реализовать на работе. Разбейте их на несколько маленьких задач, для выполнения которых разработайте пошаговый план действий.

9.Будьте пунктуальны, приходите на работу вовремя или чуть раньше. Так у вас будет возможность собраться с мыслями и плавно начать трудовой день. Опаздывая на работу, вы создаёте дополнительный стресс, спеша и боясь вызвать гнев начальства.

Возможно, придётся пересмотреть свой режим дня и просыпаться раньше. Так вы сможете спокойно собраться и увеличить запас времени на дорогу до работы.

10.Делайте небольшие перерывы в работе, которые позволят немного расслабиться и снять напряжение. Лучше всего, если в это время вы совершите прогулку, выпьете чашечку свежего чая или просто пообщаетесь с коллегами.

11. Часто бывает полезно навести порядок в окружающем пространстве: разобрать рабочие документы, прибраться на столе, выбросить всё ненужное. Это хороший способ освобождения от негативных мыслей и чувств и притока свежих идей.

12. Используйте дыхательные техники, чтобы в момент воздействия стрессора расслабить напряжённое тело и успокоить эмоции. Таких упражнений много, но самое простое, что можно выполнять в ограниченных условиях рабочего пространства: медленный вдох, задержка дыхания на 3-4 секунды, медленный выдох.

13 . Если вам эмоционально тяжело, пообщайтесь с коллегами, попросите совет, пошутите, посмейтесь. Юмор часто помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны, и стресс может показаться не таким уж серьёзным.

14.Самовнушение – хороший способ контроля эмоций. «Я спокойна», «Я справлюсь с ситуацией», «У меня достаточно сил, чтобы преодолеть стресс» — фразы, которые помогут противостоять негативному воздействию извне.

15.Заведите дневник с жизнеутверждающими фразами в стиле: «Сегодня мой день», «С каждым днём я развиваюсь и становлюсь увереннее в себе», «Я успешный человек» и т. д. и заглядывайте в него, когда чувствуете нехватку сил и энергии.

Профилактика стресса на работе

  1. Будьте внимательны к себе, старайтесь отмечать любые изменения своего состояния. Не чувствуете ли чрезмерную усталость? Не стали ли более раздражительны в последнее время? Не появилась ли апатия к работе или к чему-либо ещё?
  2. Старайтесь не брать на себя лишнюю ответственность. Не перегружайте себя множеством задач, если это возможно. Приступайте к новому делу только после того, как выполните предыдущее.

3. Больше отдыхайте. Старайтесь не брать работу на дом, не думайте о ней в выходные.

4. Высыпаться – одно из ключевых условий для того, чтобы избежать стресса. Полноценный сон восстанавливает силы организма и помогает переработать негативные впечатления, полученные в течение дня. А вот если вы регулярно недосыпаете, то ещё больше погружаетесь в стресс и истощаете ресурсы организма.

5.Если работа вам не по душе, всё же задумайтесь над тем, не стоит ли сменить профессиональную сферу? Прислушайтесь к внутреннему голосу и своим желаниям.

6.Не зацикливайтесь на работе. Больше времени посвящайте себе и семье. Важно чувствовать себя счастливой во всех сферах жизни. Тогда и трудности на работе будут восприниматься как нечто обыденное и решаемое.

7.Верьте в себя и во всём старайтесь быть оптимистом. Сила характера, положительный настрой и внимательность к себе всегда помогут справиться со стрессом. Позитивно заряженного человека сломить в разы сложнее, чем пессимиста.

Источник

Читайте также:  Р лазарус теория психологического стресса
Оцените статью