Принцип приоритета формирования эмоционально ценностных отношений это

Принцип приоритета формирования эмоционально ценностных отношений это

· принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы, а обучения как средства развития личности, а не как самостоятельной цели;

· принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;

· принцип субъектности учебно-воспитательного процесса, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;

· принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности); поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.

Основанный на вышеизложенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.

В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:

· обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления);

Источник

Урок искусства — урок образ


Урок искусства — урок образ.

Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.

Современный урок искусства — это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными.

Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.

Урок искусства — это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими «педагогическими действиями» — уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического «произведения», определены следующие принципы проектирования урока-образа.

1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства — ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ — ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ «КООПЕРАЦИИ» — коллектива класса, школы, среды на основе связи — человек, люди, среда. Он включает:

Читайте также:  Как называется чувство что никому не нужна

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:

а) освоение развивающейся структуры собственного «Я» (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного «Я» коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:

а) автор сценария урока — вначале учитель, затем по мере «вживания» учащихся в новую структуру деятельности — соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в «сочинении» и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ — ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая., деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла урока, определяющего «жанр» урока, в том числе:

а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников — учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок-милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;

в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы — кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур «по горизонтали» (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по «вертикали» (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры — временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.

Читайте также:  При депрессии есть аппетит

7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ («художественная критика» урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение «общественного смотра знаний» (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:

  1. эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);
  2. художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);
  3. художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.);

Л.Б. Рылова Изобразительное искусство в начальной школе: Дидактика и методика. Учебное пособие. — Изд. Удмуртского университета, 1992.

Источник

Дидактические принципы

• Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.

• Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

• Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

• Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.

• Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения, обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства. Современный урок искусства — это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер.

Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства.

Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей

Урок искусства — это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.),

но внутренне связанный с другими «педагогическими действиями» — уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического «произведения», определены следующие принципы проектирования урока-образа.

Главный принцип построения новой структуры урока искусства –

1.ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ,

КОНЕЦ КОТОРОЙ — ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ «КООПЕРАЦИИ» — коллектива класса, школы, среды на основе связи — человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений):

а) освоение развивающейся структуры собственного «Я» (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного «Я» коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

4.ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ («художественная критика» урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение «общественного смотра знаний» (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке

Источник

Читайте также:  Что значит если чувствуешь вкус крови во рту причины
Оцените статью