Принцип обеспечения эмоционального благополучия ребенка

Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Светлана Молочкова
Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка

ФГОС ДО о эмоциональном благополучиидетей в детском саду:

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает

• доверительное и активное отношение к миру

• формирует высокую самооценку

самоконтроль

• ориентацию на жизненный успех.

Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:

которые будут сопровождать его всю жизнь.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:

• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.

• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе

Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.

• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном

• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.

• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.

Читайте также:  Новопассит помогает при стрессе

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития

• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы

• Опираться на добровольную помощь детей

• Быть затейником и участником детских игр и забав

o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:

• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение

• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»

• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»

• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»

• Организация выставок «Моё творчество»

• Наличие в группах «Уголков гнева»

• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме

• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»

• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться

• Разумная занятость детей, в течении всего дня

• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности

• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.

• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества

• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

• Хорошее настроение детей в течение всего дня;

• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;

• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;

• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;

• Желание участвовать в коллективной деятельности;

• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.

Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Читайте также:  У нее остыли чувства причина

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Источник

Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей

Юлия Ступаченко
Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей

2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

3.Одна из первых задач Стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

П. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:

1) Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

4. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

Положительное: постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи.

2.Нестабильность: не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. Ситуативность поведения при общей положительной эмоциональной окраски.

3. Отсутствие положительного эмоциональногоотношения воспитателя к детям: сух в обращении, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей.

Безусловное принятие каждого ребенка взрослым

• Позитивность окружающей обстановки детей

• Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком

• Гибкий, личностно-ориентированный подход

• Тесное профессиональное сотрудничество всех специалистов

Создание условий для раскрытий личностной индивидуальности воспитанников

• Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи

• Тактичное общение с ребенком

• Конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия

Всё это и есть обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

6. Эмоциональное благополучиедошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми

7. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА, НАУЧИТЬ ЕГО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ ИХ — ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

8. Методические средства развития эмоциональной сферы детей

• Упражнение на выражение эмоций и эмоциональный контакт

• Элементы психологического тренинга

9. игры и упражнение направленные на развитие эмоциональной сферы

• Игра «на полянке»

• Игра «чудесный сон котёнка» Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка,на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек.Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Читайте также:  Как себя вести если чувствуешь что он обманывает

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

• Игра «испорченный телефон»

• Игра «Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

• Игра «Волшебная коробка».

Утром во время приёма беседую, с детьми узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная в неёможно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней.

10. Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости используем психологические речевые настройки

— здравствуйте,мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе тепло, светло и весело. Ваша улыбка-солнышко, от которого становится тепло и хорошо, поэтому мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

11. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Может, просто стало нам привычно,

Но не видеть этого нельзя,

Что у воспитательниц обычно

Вечером усталые глаза.

Мы-то знаем, что это такое,

Детворы неугомонный рой!

Тут с одним-то не найдешь покоя,

А не то, что с этакой гурьбой.

Тот смешлив, а этот смотрит косо,

Там драчун уж затевает бой.

А вопросы? Тысячи вопросов.

И ответа требует любой.

Сколько нужно ласки и заботы,

Всех услышать, каждого понять.

Благодарна и трудна работа

Постоянно маму заменять.

Не тревожно на работе маме.

Веселы ребячьи голоса.

Ведь всегда следят за малышами

Добрые усталые глаза.

День окончен. Не все песни спеты.

У детишек не тревожен сон.

Так прими ж поклон от всей планеты,

За детей прими от нас поклон!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_o7reb.pptx | 5165,24 Кб

Использование нестандартного физкультурного оборудования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНСТРУТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ МКДОУ ВОСКРЕСЕНСКОГО ДЕТСКОГО САДА №4 «РЯБИНКА» ШИШЛЯЕВОЙ Т. В. ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.

Игровые технологии как средство эмоционального благополучия младших дошкольников В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной – и не только в семье, но и в условиях дошкольных.

Методическое обеспечение математического развития детей 5–6 лет по теме «Страна детства» Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Страна детства». Воспитатель Костина А. Н МБУ д/с № 16 «Машенька».

Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитатель.

Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости». Цель нашего эксперимента.

Семинар (обучающий) «Условия успешного речевого развития детей» Семинар (обучающий) для воспитателей Тема:«Условия успешного речевого развития детей» Подготовила: В. М. Ганюкова старший воспитатель МКДОУ.

Сохранение эмоционального благополучия детей через игры с песком, водой и другими сыпучими материалами. Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет направление.

Источник

Оцените статью