Принцип эмоциональной нейтральности требует чтобы

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл — иначе, собственно говоря, она не сопровождала бы человечество во все времена и во всех сферах его жизнедеятельности.

Этикет вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикетом называется составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение имеет определенная форма поведения.

Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер.

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости , четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества» и т. д.).

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из греческого (« ethika » от « ethos » — привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » — «надпись».

На основе этого развилось более узкое значение — «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее — «церемониал».

Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств . Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что — нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.

Составляющими этикета являются : хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Стремительное развитие деловых отношений с другими странами привело к необходимости знакомства с правилами делового этикета, которым до последнего времени уделялось мало внимания. Эта книга позволит читателю восполнить пробелы в области делового этикета, поможет в создании положительного имиджа делового человека.

Читайте также:  Как справиться со стрессом если ушел муж

Эта книга для тех, кто уверен, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1.1. Имидж и этикет

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДЕЛОВОЙ УСПЕХ

Сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих, обычно называют имиджем (от англ, image — образ). Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджем, наделены обаянием. В значительной степени наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Обаяние — это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако овладение им — весьма серьезная личностная и профессиональная задача. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих

Источник

Эмоциональная нейтральность

1. Эмоциональная нейтральность.

Сохранять спокойствие даже в стрессовой ситуации, которую вам навязывают, поможет техника вентиляции эмоций.

При этом И. Вагин советует: «Представте, что ваша грудная клетка- это дверной проем. Вдох- сквозняк, выдох- сквозняк меняет направление. Ваша грудная клетка- проем для гуляющего сквозняка, который легко и быстро вентилирует ваши эмоции.

2. Рациональный, критичный подход к ситуации.

Здравый смысл подсказывает, что если вы ничего не сделали для того, чтобы вас не обвели вокруг пальца, ждите- вас обманут. Поэтому рациональнее изначально исходить из того, что вас могут обмануть. И чтобы этого не случилось, подстрахуйтесь заранее.

«Соберите информацию по возникшей проблеме, получите ее из трех источников одновременно. Сопоставьте факты между собой, тщательно проверьте и проанализируйте их», – советует И. Вагин.

Отличать правду от лжи – великое искусство. И поможет вам это сделать техника «детектора лжи».

Сколько хитроумных, сверхчувствительных приборов выдумано учёными, чтобы с их помощью установить истину: лжёт человек или говорит правду? Но лично вы можете ими воспользоваться при необходимости? А необходимость эта возникает каждый день, каждый час…

Когда-то в Китае и в Индии подозреваемому во лжи предлагали пожевать, а затем выплюнуть рисовую муку. Если он делал это без труда, то считался честным человеком. Сухость во рту означало волнение, а стало быть – ложь. Бедуины Аравии с той же целью заставляли лизнуть железо: если во рту была слюна, то ожога не случалось.

«Самый лучший детектор лжи — это вы сами!»- говорит И. Вагин в своей книге.

Слова придуманы для того, чтобы лгать. А вот глаза придуманы для того, чтобы говорить правду! Не случайно же говорят: «Да я по глазам вижу, что он лжет!»

Реакция глаз- мгновенна, и контролировать ее очень трудно.

Далее И. Вагин говорит о том, на чем основывается техника «детектора лжи».

Задайте вопрос вашему собеседнику и отметьте про себя движение его глаз. Если взгляд хоть на мгновение уйдет вверх будьте уверены: он вам лжет. Возможно, сначала он посмотрит как бы сквозь вас…

Продолжайте уточнять детали. Если он «вспоминает» чьи-то слова – то взгляд уйдёт вверх и вправо. Если придумывает место действие – взгляд уйдёт вверх и влево. А вот ежели он на какое-то время опустит глаза – значит, информация правдива.

Лжеца часто глаза либо бегают по сторонам, либо суживаются, и взгляд становится более жёстким, напряженно-пристальным, он как бы сверлит вас.

Отметьте изменение голоса. Когда человек начинает лгать – голос его меняется, становится напряженным. Лжеца выдаёт либо чрезмерное многословие, либо то, что он в какой-то момент слово из себя выдавить не может.

По наклону голову также можно определить, правду говорит человек или лжёт. Когда он ведёт честный разговор – голова обычно наклонена вправо или влево. Но как только начинает давать ложную информацию – посадка головы становится прямой, напряженной.

Читайте также:  Как справиться с эмоциональной болью после расставания

Часто лжеца выдают брови: в какой-то момент одна бровь может поползти вверх.

Кривая усмешка одной половины рта – тоже свидетельствует о бесчестных намерениях вашего собеседника.

Но прежде чем работать с методикой «детектора лжи», нужно отследить реакции конкретного человека в случае, когда он говорит правду, чтобы не впасть в заблуждение.

Надо иметь в виду, что искрометно и вдохновенно умеют лгать истерики и гипертимы, психостеники почти совсем не умеют врать, шизойдам тоже с трудом даётся ложь, эпилептоиды занимают среднюю позицию между шизоидами и гипертимами.

Наконец, многое зависит от вида профессиональной деятельности и социального статуса человека. Крупные начальники, администраторы, адвокаты, политики, дипломаты – то есть люди, умеющие манипулировать другими, люди, которые по роду деятельности должны скрывать информацию или даже умышленно дезинформировать окружающих, — они имеют опыт и легко выдают ложь за правду.

Ложь можно распознавать по набору верных признаков.

Ø Многословие, отсутствие чётких формулировок;

Ø Паузы перед ответами;

Ø Модуляции и громкость голоса;

Ø Внутреннее напряжение;

Ø Несвойственная им жестикуляция;

Ø Хаотичные движения;

Ø Неестественная мимика;

Ø Неестественный румянец или бледность;

Ø Расширенные зрачки.

И каким бы ассом лжи ни был человек, он всё равно не способен контролировать себя по всем этим позициям.

В своей книге И. Вагин приводит в пример такую историю:

… Последнее убийство было чудовищным. Даже видавшие виды «оперативники» не могли припомнить аналогов и отказывались от комментариев. Преступник подверг жертву таким пыткам, что уже смерть ей, видимо, показалась благостью. Однозначно следователь говорил лишь одно: от «вышки» убийце теперь не уйти.

Но адвокат принёс справку, из которой явствовало, что задержанный на месте преступления Илья Р. с недавних пор состоит на учёте в психдиспансере.

Психиатрическая судмедэкспертиза тянула с окончательным ответом. Диагноз по сути подтверждался. Лишь одно вызывало подозрения: чрезмерное многословие. Илья слишком подробно рассказывал о том, о чём его не спрашивали.

Выдохся он через 3 месяца.

В ходе следствия удалось выяснить, что год назад купленный с потрохами районный психиатр давал Илье платные консультации, как симулировать психическое расстройство. И хотя ученик оказался небесталантный, всё равно его вывели на чистую воду, отследив верные признаки поведения лжеца.

Как некогда верно заметил Бертран Барер, язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

Словам верить нельзя.

Мы это знаем. И продолжаем верить!

А потом – удивляемся, возмущаемся, злимся, переживаем.

Но что греха таить – порой мы и сами обманываться рады.

Как правило, так и бывает – сначала мы лжём себе, а уж потом – другим.

«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман!» — Пушкин даже заключил в афоризм эту главную человеческую слабость.

Чтобы защититься от обмана со стороны, надо прежде всего держать под контролем собственные психокомплексы.

Часто возникают ситуации, когда действительно необходимо узнать и чётко себе представить намерения партнёра. Особенно важно это в бизнесе, политике, а порой и в личной жизни. Если пользоваться устаревшей рекомендацией «Семь раз отмерь – один раз отрежь», то велик риск попросту не успеть. Время сейчас требует решений быстрых и в тоже время выверенных.

И. Вагин говорит: «Добиться этого вам поможет техника «человек-компьютер».

Представьте себе экран компьютера. На экране высвечено 4 вопроса, которые вы должны себе задать:

Ø Почему этот человек мне симпатичен?

Ø Зачем он мне это всё говорит?

Ø Что ему от меня нужна?

Ø Всё ли я сделал, чтобы защититься?

«Если вы постоянно будете задавать себе эти 4 вопроса по ходу переговоров, то через короткое время заметите, что ваш компьютер обрёл сверхчувствительность. Всякий раз, когда вопрос останется без ответа или ваш ответ окажется неверным, в углу экрана будет возникать мигающий огонёк цвета вашей тревоги. И таким образом вы всегда будете на верном пути», сообщает И. Вагин.

И. Вагин предлагает остановится подробнее на каждой позиции, разобрать каждый вопрос детальнее.

Почему мне это человек симпатичен?

Возможно, он какого вам напоминает или искусственно взывает ваше расположение. Опытные аферисты умеют это проделывать блистательно. Вызвать симпатию человека – для них пару пустяков. Вспомните, как замечательно это получалось у Остапа Бендера.

На этом строится и отмеченный зрительскими симпатиями кинофильм «Вор». У мальчика дядя военный ассоциируется с погибшим на фронте отцом, и потому он ему беспрекословно подчиняется.

Читайте также:  Чувствуют ли мужчины бабочек

А что касается умения искусственно вызывать симпатию, то вспомним эпизод, когда главный герой собирает по случаю праздника у себя всех жильцов коммунальной квартиры. Вот что он им говорит:

— Я человек военный. Много езжу, многое повидал. Но таких дружных, таких хороших людей ещё не встречал! За вас!

И после приглашения всех в цирк за свой счёт он тут же запевает «Эх, дороги…».

И всё, дело сделано: все жильцы квартиры им обольщены и впоследствии обворованы.

Потому что никто не удосужился задать себе простой вопрос: «Зачем он всё это говорит?».

А затем, чтобы добиться расположения новых людей. Это ему блистательно удаётся. Он загружает их соответствующей информацией, усыпляющей бдительность, с помощью блефа поднимает свой имидж, умело воздействует на психокомплексы.

Герой блефует, вырядившись в военную форму. И тонкий блеф даёт ему расположение окружающих: к военным, особенно после войны, отношение было доверительным.

Второе – сработал прямой комплимент: «Но таких дружных, таких хороших людей ещё не встречал». Как им после этого всем вместе не пойти в цирк, если они такие дружные?

Третье – воздействие на психокомплекс жадности. Билеты в цирк бесплатно – кто же откажется от такой халявы?

Четвертое — использован прием «родственные души».Известно же, что любое застолье сопровождалось у нас песнями. И герой этим великолепно пользуется: «Граждане! У кого есть гармошка? Душа песни просит!» И поет-то он самую задушевную песню того времени «Эх, дороги…».

Итак, расположение окружающих вызвано. И тут бы самое время кому-нибудь из них задать себе вопрос: «А что ему от меня нужно? Какую цель он преследует, общаясь со мной? Что реально он может от меня получить?».

Ответить нетрудно, если посмотреть на ситуацию не изнутри, а глазами постороннего человека. (Представьте, что вы даёте интервью дотошному репортёру и вынуждены исчерпывающе ответить на этот вопрос).

У героя фильма цель была незамысловатой: усыпив бдительность осторожных граждан, привычно обворовать их. И он её достиг. Потому что никто не спросил себя: «Всё ли я сделал для того, чтобы защититься?»

Существует несколько вариантов подстраховки. Прежде всего, это сбор и проверка информации. А потом – детальная проработка возможных вариантов последствий предпринимаемого шага.

К примеру, как защищаться, если у вас просят в долг деньги? Нелишне сразу же задать себе несколько вопросов, от ответов на которые и будет зависит ваш внутренний комфорт.

Важно не только заработать деньги, но и сохранить их. Всегда найдутся люди, которые расскажут, что они проводники в джунглях жизни, и знают, где можно найти спрятанное богатство. Вопрос только в том, почему они сами этого до сих пор не сделали?

Итак, еще вопросы:

— А готов ли я эти деньги просто подарит? (Стоит всегда учитывать то обстоятельство, что высока вероятность того, что деньги вам не вернут).

— А дал бы мне в долг деньги именно этот человек?

— Как я смогу получить свои деньги, если должник откажется их отдавать? (Может, есть смыл подстраховаться: заранее взять с него расписку или оставить у себя в качестве залога какую-нибудь ценную вещь).

Нельзя не согласится с авторами книг «Психология лжи» и «Психология выживания в современной России» в том, что мы всегда должны помнить одну важную истину для успеха разоблачения лжеца: не один лжец, ни когда, не получает удовольствие от процесса лжи.

Я абсолютно согласна с авторами этих полезных книг в том, что ложь рано или поздно выявится, как бы старательно ты не скрывал правду. Мы обычно врём, а наше тело выдаёт нас само по себе, оно показывает, что мы говорим неправду.

Я считаю, что в этих книгах содержится очень ценная и интересная информация. Обе книги мне очень понравились своей содержательностью и приведёнными примерами.

Использованная литература «Психология выживания в современной России», И. Вагин, Москва, 2004г. «Психология лжи», Пол Экман, Санкт-Петербург, 2001г.

[1] «Психология выживания в современной России», И. Вагин, Москва, 2004г.

[2] «Психология выживания в современной России», И. Вагин, Москва, 2004г.

[3] «Психология лжи», Пол Экман, Санкт-Петербург, 2001г.

[4] «Психология выживания в современной России», И. Вагин, Москва, 2004г.

Источник

Оцените статью