Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании
Наталья Романова
Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании
Принцип эмоционального освоения.
Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло отражение в государственных стандартах дошкольного образования личностно ориентированной модели образовательного процесса, где эмоция выступает личностной характеристикой ребёнка и является целью профессиональной деятельности педагогов. Открывая для себя разнообразие окружающего мира, ребёнок дошкольного возраста вступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляя себя эмоционально. Именно эмоции и чувства детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, и, как справедливо заметил А. В. Запорожец, эмоция выступает функциональным органом индивида и ядром личности. В научных исследованиях отмечается многообразие определений понятия «эмоция» [фр. emotion – волновать, колебать], обозначающее переживание, душевное волнение.
Аксиологический подход к образованию позволяет осуществлять развитие эмоций на основе приобщения ребёнка к общечеловеческим и культурным ценностям, а эмоцию рассматривать как духовную ценность. На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений, данные изменения происходят в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, а искусство выступает эталоном этих ценностей. В педагогической теории и практике проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста рассматривалась в контексте художественно-эстетической деятельности в исследованиях Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, В. Г. Косминской, Л. В. Пантелеевой, Е. А. Флериной, Р. М. Чумичевой, А. Ф. Яфальян и др. По мнению учёных, чем младше ребёнок, тем ярче его эмоции.
В исследованиях Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева обозначены четыре этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом:
I этап – у детей появляется способность к «заражению» эмоциональным состоянием другого в непосредственном взаимодействии;
II этап – зарождающееся у ребёнка умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого;
III этап – эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий, изменяется содержание аффектов, и возникают особые формы эмпатии;
IV этап – интеллектуализация аффектов, дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств у ребёнка (эмоции для превращения в мысль нужно время).
На возможность целенаправленного моделирования эмоций указывает М. Е. Литвак, утверждающий, что данное моделирование осуществляется по схеме: удивление – интерес – радость, что позволяет ребёнку находиться в активной форме и испытывать психологический комфорт.
Проблема воздействия искусства на ребёнка имеет общепедагогическое значение, поскольку является важным средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Искусство, являясь носителем общечеловеческих и национальных ценностей, способствует усвоению и формированию определенных эмоциональных эталонов, позволяющих ребёнку комфортно ощущать себя в национальной и этнической группе, к которой он принадлежит. Наиболее высокие потенциальные возможности эмоционального освоения заложены в искусстве, как образе реального мира, как носителе знаков и символов цивилизации, культуры и народов. Эстетические эмоции традиционно рассматривались в контексте вопросов влияния искусства на становление личности. По мнению Л. С. Выготского, искусство несет не обыденные, а художественные эмоции как социально ценные, переживание которых оставляет эстетическое наслаждение. Знакомство дошкольников с изобразительным искусством в детском саду не сводится к передаче знаний, формированию умений и навыков. Искусство не только изучается ребёнком с помощью взрослого, но и проживается в чувствах, которые не возникают у ребенка сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни. Смыслом этих чувств и эмоций является выражение определенного отношения (положительного, отрицательного, равнодушного) к различным явлениям и событиям. Содержанием искусства выступают не просто чувства, а оценки разных явлений разными людьми, в разные эпохи. Как отмечает в своих исследованиях Б. М. Неменский, ребёнок должен приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения к миру, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. При непосредственном взаимодействии дошкольников с искусством, имеющим положительный эмоциональный тон, возникают разнообразные яркие впечатления и обогащается эмоциональный опыт ребёнка. Такому обогащению опыта в большей степени способствует раскрытие ценностей, представленных в произведениях искусства, а возникающие эстетические переживания выступают основой духовного развития личности.
Таким образом, принцип эмоционального освоения позволяет нам определить эстетические эмоции как связующее звено между миром, отраженным в произведениях искусства, и реальной действительностью, в качестве посредника в диалоге «художник – ребёнок – педагог», что обеспечит ценностный обмен и будет способствовать эмоциональному и духовному обогащению дошкольников.
Эмоция выступает важнейшим инструментом в процессе присвоения ребёнком культуры и художественных образов искусства.
Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».
Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники» В своих попытках мысли и чувства посредством цвета, музыкальных звучаний и поэтического слова ребёнок пользуется средствами, уже выработанны.
Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.
Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.
Мастер-класс в художественно-эстетическом развитии дошкольников «Танцующие краски» МКДОУ детский сад Сказка г. Семилуки Воронежской области Мастер-класс «Танцующие краски» Использование техники Эбру в художественно-эстетическом.
Организация образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе технологии «Ситуация» Организация образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.
Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.
Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.
Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей» СЕМИНАР НА ТЕМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. Составил воспитатель:Ковальчук.
Источник
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»
СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ
Часть I. Теоретическая
Продолжение. См. № 17/07, №19/07, №20/07
Как показывает практика, успешность работы преподавателя искусства зависит от нескольких аспектов: насколько глубоко учитель понимает природу искусства, насколько хорошо он понимает структуру и методику программы, по которой работает, насколько хорошо осознает сущность и причины перемен, происходящих в современной культуре и образовании. Согласимся, что в ситуации современного образования учителя искусства должны научиться выстраивать стратегические задачи обучения, осваивать современные методики.
Но прежде всего, конечно, учитель должен хорошо понимать основные идеи программы — это значит грамотно выстраивать последовательность выполнения учебных задач, с пониманием соотносить теоретическую и практическую части урока, видеть перспективную линию в обучении каждому виду художественной деятельности. В этом учителю поможет знание методических принципов построения содержания программы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. «От жизни через искусство к жизни».
2. Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы, проживание как форма обучения и освоения художественного опыта.
3. Принцип единства восприятия и созидания.
Рассмотрим их по порядку.
Ведущий принцип — от жизни через искусство к жизни.
Сквозная идея программы — связь искусства и жизни — пронизывает все уроки с первого до последнего класса. Уроки построены так, что требуют от педагога внимания не только к восприятию искусства, к практической художественной деятельности, но и к осмыслению этой деятельности в прочной связи с другими искусствами и другими учебными предметами. Начиная от связей с миром, чувства к родной природе и окружающей действительности, осознаваемых через искусство, программа ведет ребенка путем познания языка и образного строя искусства к способности быть активным и сознательным участником всех многообразных связей искусства и жизни.
Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание реальности, а также способность осознания собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важнейшими условиями обучения искусству. Этот принцип имеет чрезвычайное значение.
Для иллюстрации сказанного рассмотрим задачи поэтапного постижения искусства в каждом классе.
Задачей 1-го класса становится связь ребенка с окружающей жизнью через формирование художественного интереса к ней. Здесь закладывается основная, формируемая искусством, способность видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться, развивать наблюдательность и фантазию.
Далее формирование представлений об искусстве строится через личные эмоциональные связи с ним каждого человека. Искусство — это и твои чувства, твои радости и горести, соотнесенные с областью чувств высшего, нравственного порядка. Это входит в задачу обучения во 2-м классе.
В 3-м классе происходит осознание повседневной бытовой связи с искусством. Искусство — вокруг нас.
В 4-м классе через искусство раскрывается красота, разнообразие, богатство художественной жизни разных народов, но это не просто любование разнообразием и красотой, а открытие единства представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, то есть о красоте духовного мира человека.
Задачей обучения в 5–9-х классах является изучение видов искусств.
5-й класс — символика языка декоративно-прикладного искусства, социальное значение искусства, осознание специфики его языка.
6-й класс — изучаем изобразительное искусство, разделив его по жанрам: историческое развитие жанра, понимание языка искусства (объем, пространство, линия, цвет) и его изменчивость в зависимости от художественных задач, изображение человека в искусстве и множество языков современного искусства, восприятие произведений искусства на разных уровнях. Уровни восприятия произведения искусства: «что хотел сказать художник», «что художник на самом деле выразил», «что понял зритель при первом восприятии», «что понял зритель, познакомившись с мнениями других».
7-й класс — продолжаем изучение изобразительного искусства, отдав предпочтение бытовому и историческому жанрам. Происходит знакомство с произведениями искусства, углубление композиционного мышления учащихся, работа над художественно-творческими проектами.
8-й класс посвящен изучению дизайна и архитектуры. Изучаем выразительные средства и жизненные функции пространственных искусств.
9-й класс посвящен синтезу искусств. Смысл этого этапа — объединить то, что до сих пор для удобства изучения было разъединено. Театр, кино, телевидение — это синтетические искусства, которые позволяют закрепить в личном опыте творческой деятельности полученные знания.
Такое построение программы дает возможность цельно, спокойно, всесторонне, через восприятие и через практическую работу осознать все элементы и связи.
Следующий принцип программы — целостность и неспешность эмоционального освоения материала и проживание как форма обучения и освоения художественного опыта.
В течение каждого учебного года обязательно рассматривается некая проблема целостно, в течение каждой учебной четверти программа дает возможность понять какую-то ее грань. Программа предостерегает против раскрытия этих граней всех сразу, без системы, без возможности спокойно освоить каждую. То, о чем рассказывает учитель, должно стать эмоциональным открытием для учеников. Например, представление о том, что братья-мастера не просто украшают, изображают и строят, а выражают этим отношение к жизни, нужно давать постепенно (см. статью 2, дидактическая игра «Два флота»). Это касается и языка искусства. Смысл понятий «вживание», «присвоение» в том, что у ребенка на основе полученных и присвоенных знаний появляется возможность созидать что-нибудь свое, для себя, для окружающей жизни.
Поясним на примере изучения перспективы. Бесполезно требовать от ребенка геометрических построений перспективных сокращений в 1-м классе. Понимание перспективы приходит с развитием логического мышления, опыта творчества и появления необходимости использовать данный технический прием. Когда ребенок спросит: «А как мне нарисовать, чтобы получилось…» — вот тогда и пришло время объяснить «как». Мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы у ребенка возникла потребность и необходимость задавать вопрос «как?». И этот подход относится ко всем годам обучения.
От урока к уроку, от блока к блоку постепенно формируется понимание детьми социальной функции изобразительного искусства, усложняется понятийное мышление. Учащиеся вдумываются в такие сложные понятия, как художественный образ, идеал (общественный и эстетический), прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Активно входит в их опыт работа с натуры, работа по представлению, декоративно-прикладное творчество. Необходимо подчеркнуть, что осознание каждой темы происходит в полном единстве восприятия (жизни и искусства) и созидания (практической работы). И это еще один очень важный методический принцип — единства восприятия и созидания.
Обучение предусматривает гармоническое равновесие на уроках теории и практики: даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, так же как неразумно и увлекаться только практическими заданиями. Учить следует не искусству, а искусством. В первую очередь необходимо помнить и постоянно развивать на новом материале тему «О чем говорит искусство?». Это стержень всей программы. На материале любого года обучения, любой четверти эту проблему необходимо тактично ставить перед ребенком. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку закрепляться в сознании ребенка.
Несомненно, что такое понимание в первую очередь необходимо педагогу. Не будем скрывать от себя, что и мы сами, художники, искусствоведы, педагоги, часто увлекаемся обучением графической, декоративной грамоте или истории искусства, что подчас затмевает высокую задачу формирования искусством — музыкой, литературой, театром, кино — подлинной человеческой личности. Задача учителя — дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения — иначе это не искусство. Изображение — лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. И через украшение и постройку мастер тоже выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Ведь не случайно отличаются друг от друга мавзолей, театр, ярмарочный павильон. Даже для бабы-яги и Снегурочки придется построить разные дома. Так же нельзя одинаково одеть воина и старца, невесту и вдову. Дети должны понять, что, изображая, украшая и строя, человек обязательно проявляет свое отношение к тому, что делает.
Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (когда он выступает в роли художника), и деятельность по восприятию искусства (когда он выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает формирование специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ:
• развития наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
• развития фантазии, способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующие музыка и поэзия.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРСТВУ ХУДОЖНИКА
Программой выработаны методы обучения мастерству художника, важнейшими из которых являются:
1. Метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей — актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.
2. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности имеет, пожалуй, самые большие возможности в установлении связей урока с жизнью. Для этого в программе используются домашние задания. Их важно делать вместе с родителями, вовлекая близких в разговоры и размышления об искусстве, о его проблемах, вместе искать статьи, книги, репродукции на нужную тему. Это рождает новый духовный стимул для объединения интересов семьи, формирует умение учиться, расширять сферу своих интересов.
3. Метод отчетных уроков (за год и по возможности за четверть) перед родителями, учителями, всеми желающими — это «выход продукции» в жизнь. Здесь и организация выставок своих работ, и проведение «экскурсий» по изученному — показ слайдов или репродукций. Дети выступают не перед учителем, а перед широкой аудиторией.
4. Метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, даже улицы (витрины). Чувство радости оттого, что творчество служит людям, должно формироваться с первых классов. Организация выставок своих работ доступна первоклассникам. Старшеклассники могут делать что-то специально для оформления школы (эти задания входят в программу). Такая деятельность — весомый вклад в формирование креативности (см. статью 2).
5. Метод коллективных и групповых работ — оптимальный способ овладеть умениями. Он используется многими поколениями учителей. Его применяют и в дошкольных учреждениях, и в выпускных классах школы. Итог — за урок, четверть, год выполняется цельная художественная работа, дающая детям, с одной стороны, радость познания, а с другой — радость творческой удачи. Процесс прост: один человек — одна деталь работы.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
• Выстраиваем урок как органическое единство обучения и творчества; учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им во времени; создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретенные знания, умения и навыки — необходимым средством достижения цели, не подменяющим ее собой.
• Главное — обеспечить возможности раскрытия индивидуальности каждого ребенка в собственном творчестве и в восприятии искусства.
• Огромное значение на уроках изобразительного искусства имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную деятельность учащихся, но и самостоятельным источником изучения, переживания, осмысления, художественного познания.
• Общение учителя с детьми носит преимущественно диалогический характер.
• Современный урок искусства просто необходимо строить на основе интеграции предметов искусства между собой и с другими учебными предметами, что позволяет, с одной стороны, показать родство предметов искусства как художественно-образной формы эстетического освоения действительности, а с другой — почувствовать практическую направленность уроков искусства в общеобразовательной школе, их неразрывную связь с жизнью.
• Дифференциация и индивидуализация (целостность и неспешность освоения художественного опыта) в процессе обучения изобразительному искусству обязательна, так как смысл нашего предмета — развитие личности каждого ребенка отдельно и по собственному маршруту, а не всех сразу и одинаково.
• Важный момент — преемственность, которая предполагает обязательный учет традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве дошкольников, младших школьников и учащихся старших классов.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке изобразительного искусства и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования.
Сначала определимся с отметкой. К сожалению, при сохранении системы дифференцированных отметок по всем другим предметам отказаться от отметок на уроках изобразительного искусства — значит спровоцировать падение престижа предметов образовательной области «Искусство». И это объективная данность. Главное — учитель должен разработать определенные, ясные и понятные критерии оценки на своем уроке, которые должны быть известны и администрации, и родителям, и ученикам настолько, чтобы при необходимости учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.
Возможны следующие критерии:
1) заинтересованное отношение учащегося к искусству;
2) грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;
3) тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);
4) активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;
5) степень усвоения знаний, умений, навыков;
6) выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;
7) участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.
Отметим, что положения 1–4 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 5–7 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае — одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идет о знаниях, умениях и навыках, можно использовать традиционные формы проверки: тесты, кроссворды, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Все это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.
Источник