Пример чувственного познания примеры

Что является формами чувственного познания: примеры

Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.

Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.

Об индивидуальных особенностях и физиологических основах внимания читайте здесь.

Понятие и характеристика

Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.

Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.

Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.

Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.

Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.

По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.

Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.

Примеры

Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.

В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.

Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.

Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.

Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т.д.

Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.

По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.

При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.

Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.

Формы

Выделяют три формы:

Ощущение

Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.

То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.

Глаза помогают получить зрительные ощущения, уши — слуховые, кожа — осязательные, нос — обонятельные, язык — вкусовые.

Ощущение — это первичная форма познания, с которой начинается весь процесс.

Оно подготавливает нас к дальнейшему этапу — восприятию находящегося перед нами объекта, пониманию его сущности и свойств.

Восприятие

Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.

От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.

Например, взяв в руки клубнику и съев ее, человек через ощущения получает целый спектр информации — эта ягода красная, маленькая, шершавая, пахнет травой, сладкая на вкус.

Соответственно, в дальнейшем при слове «клубника» воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.

Представление

Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.

Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.

Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.

Читайте также:  Стресс как причины усталости

Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.

Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.

Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.

Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.

Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.

Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.

Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.

Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.

Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.

Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.

Чувственные познавательные процессы

Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.

Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.

Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.

И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.

Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.

При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.

Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:

  1. Покупательница в магазине парфюмерии подходит к упаковке духов, прыскает на небольшую бумажную полоску из пробника и подносит ее к носу. В этот момент ее орган обоняния (нос) улавливает аромат духов, орган осязания (кожа) ощущает материал упаковки, орган зрения (глаза) воспринимает внешний облик товара. При этом каждый орган поставляет сознанию информацию, вызванную испытываемыми ощущениями. Информация обрабатывается и принимается к рассмотрению. Непосредственно в этот момент у субъекта еще не сформировано никакого представления об изучаемом предмете, происходит только первый контакт с ним.
  2. После того как ощущения получены, субъект переходит к этапу восприятия. Все возникшие при помощи органов чувств ощущения объединяются в единый образ объекта, который может быть как положительным, так и отрицательным. Большое значение в этот момент имеет то, какие органы чувств преобладают у человека. Если у приобретающей духи покупательницы на первом месте стоит зрительное восприятие (визуал), то для нее внешний вид духов может иметь первостепенное значение. В таком случае некрасивая упаковка приведет к формированию в сознании отрицательного образа изучаемого объекта даже при наличии прекрасного аромата и приятной на ощупь упаковки.

Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.

  • Завершение процесса восприятия приводит к формированию в сознании устойчивого образа (представления), появившегося в результате взаимодействия с изучаемым предметом и получения необходимой информации о нем. В дальнейшем при каждом упоминании названия духов воображение будет напоминать их внешний вид и даже запах. Если же обоняние будет улавливать где-то знакомый аромат, то в сознании также ассоциативно будет всплывать образ. При этом субъект точно будет знать, положительные или отрицательные впечатления были связаны с предметом.
  • Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.

    Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.

    Чувственное познание — лекция:

    Источник

    Формы познания: классификация, примеры, описание

    Приветствую Вас, друзья!

    Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,

    Что такое познание?

    Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

    Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:

    1. Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
    2. Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
    3. Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
    4. Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
    5. Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.

    Формы познания

    Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.

    1. Чувственное познание

    Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:

    1. Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
    2. Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
    3. Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.

    Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.

    При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.

    2. Рациональное познание

    Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.

    Формы рационального познания:

    1. Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
    2. Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
    3. Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.

    Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».

    Существует три вида умозаключений:

    1. Индуктивное. Это умозаключение, которое строится по принципу «От частного к общему» (если некий признак присутствует у одного объекта, значит, он должен присутствовать и у всей группы).
    2. Дедуктивное. Это умозаключение по принципу «От общего к частному» (если признак присутствует у всей группы, он должен присутствовать и у отдельно взятого объекта).
    3. Трансдуктивное. Это перенос свойства от одного объекта к другому (или от одной группы к другой). Такие умозаключения свойственны детям, которые часто переносят свой скромный жизненный опыт на новые предметы, ожидая увидеть у них привычные свойства (например, если котёнок любит играть, то и кролик тоже должен любить).

    Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.

    Рациональному познанию свойственны следующие особенности:

    • оно основывается на результатах чувственного познания;
    • оно использует абстрактные и обобщенные образы;
    • оно использует известные закономерности, связи и отношения.

    Соотношение чувственного и рационального познания

    В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:

    1. Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
    2. Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.

    Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.

    Виды познания

    В современной философии выделяют 6 видов познания:

    1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
    2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
    3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
    4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
    5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
    6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

    Методы познания

    Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

    Эмпирические методы:

    • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
    • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
    • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
    • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

    Теоретические методы:

    • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
    • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
    • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
    • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
    • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
    • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
    • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
    • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
    • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
    • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
    • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

    Заключение

    Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.

    Источник

    Читайте также:  Какое чувство есть выше обиды
    Оцените статью