- Что является формами чувственного познания: примеры
- Понятие и характеристика
- Примеры
- Формы
- Ощущение
- Восприятие
- Представление
- Чувственные познавательные процессы
- Виды и формы познания мира
- Определение познания
- Методы познания
- Чувственное познание
- Рациональное познание
- Сравнение чувственного и рационального познания
- Основные виды и формы знаний
Что является формами чувственного познания: примеры
Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.
Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.
Об индивидуальных особенностях и физиологических основах внимания читайте здесь.
Понятие и характеристика
Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.
Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.
Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.
Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.
Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.
По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.
Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.
Примеры
Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.
В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.
Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.
Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.
Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т.д.
Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.
По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.
При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.
Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.
Формы
Выделяют три формы:
Ощущение
Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.
То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.
Глаза помогают получить зрительные ощущения, уши — слуховые, кожа — осязательные, нос — обонятельные, язык — вкусовые.
Ощущение — это первичная форма познания, с которой начинается весь процесс.
Оно подготавливает нас к дальнейшему этапу — восприятию находящегося перед нами объекта, пониманию его сущности и свойств.
Восприятие
Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.
От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.
Например, взяв в руки клубнику и съев ее, человек через ощущения получает целый спектр информации — эта ягода красная, маленькая, шершавая, пахнет травой, сладкая на вкус.
Соответственно, в дальнейшем при слове «клубника» воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.
Представление
Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.
Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.
Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.
Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.
Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.
Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.
Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.
Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.
Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.
Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.
Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.
Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.
Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.
Чувственные познавательные процессы
Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.
Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.
Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.
И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.
Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.
При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.
Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:
- Покупательница в магазине парфюмерии подходит к упаковке духов, прыскает на небольшую бумажную полоску из пробника и подносит ее к носу. В этот момент ее орган обоняния (нос) улавливает аромат духов, орган осязания (кожа) ощущает материал упаковки, орган зрения (глаза) воспринимает внешний облик товара. При этом каждый орган поставляет сознанию информацию, вызванную испытываемыми ощущениями.
Информация обрабатывается и принимается к рассмотрению. Непосредственно в этот момент у субъекта еще не сформировано никакого представления об изучаемом предмете, происходит только первый контакт с ним.
- После того как ощущения получены, субъект переходит к этапу восприятия. Все возникшие при помощи органов чувств ощущения объединяются в единый образ объекта, который может быть как положительным, так и отрицательным. Большое значение в этот момент имеет то, какие органы чувств преобладают у человека. Если у приобретающей духи покупательницы на первом месте стоит зрительное восприятие (визуал), то для нее внешний вид духов может иметь первостепенное значение. В таком случае некрасивая упаковка приведет к формированию в сознании отрицательного образа изучаемого объекта даже при наличии прекрасного аромата и приятной на ощупь упаковки.
Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.
Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.
Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.
Чувственное познание — лекция:
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
- Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
- Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
- Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
- Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |