Романтизм. Крах Великой французской революции кардинально изменил мировоззрение мыслящих европейцев
Крах Великой французской революции кардинально изменил мировоззрение мыслящих европейцев. Поначалу революция казалась триумфальной победой разума: в одном из парижских соборов даже был совершён обряд поклонения «богине» (наряженной в античные одежды уличной танцовщице), олицетворявшей Разум. Это было прямое подражание древнему язычеству. Вакханалия массовых казней и убийств, захлестнувшая страну после прихода якобинцев к власти, была предвестием катастрофы, а диктатура Бонапарта окончательно обрушила все иллюзии XVIII века.
Что же произошло? Произошло то, что идеи просветителей оказались бессильными перед тёмной, иррациональной стихией, господствовавшей в душах людей. Разум показал себя полным банкротом: выяснилось, что сам по себе он бессилен в борьбе против злого начала в человеческой природе, что он один никак не сможет привести человечество к «золотому веку» свободы и процветания. Это было массовым разочарованием, ¾ оптимизм сменился скепсисом и сомнением, прогресс человечества теперь почти никому не казался реальной и близкой перспективой.
Эти настроения породили новое направление в европейском искусстве, названное романтизмом. Оно захватывает всю первую половину XIX века (в музыке его влияние было значительно более долгим). Обратимся к основным идейным установкам романтизма. Как мы сейчас убедимся, они почти везде абсолютно противоположны классицистским принципам.
1. Примат чувства над разумом. Поскольку вера в исключительное значение разума померкла, пристальное внимание мыслителей и художников устремилось в область чувств, к эмоциональному отклику на события жизни. Лозунгом эпохи становится высказывание немецкого композитора Роберта Шумана: «Разум ошибается ¾ чувство никогда!». Преимущественный интерес к человеческим чувствам начал проявляться в литературе уже в предромантическую эпоху (конец XVIII в.), названную историками искусства сентиментализмом, или ¾ «эпохой носового платка». Провозвестником этого течения явился знаменитый роман В. Гёте «Страдания юного Вертера», герой которого ¾ чувствительный юноша, покончивший с собой в результате несчастной любви. Романтики развили эту чувствительность до гиперболических размеров: героем становится или персонаж, обуреваемый сильными страстями, вся жизнь которого ¾ порыв и смятение (Чайльд Гарольд, Манфред, Демон, Летучий Голландец); либо вполне обыкновенный «маленький» человек, мучительно-остро переживающий драму своей жизни. Среди чувств преобладают ¾ меланхолия, тоска, боль… Всё светлое отдано иллюзиям, надеждам, воспоминаниям о невозвратно прошедших днях. Таков романтический герой, которого предыдущая эпоха не только не знала, но даже не могла себе представить! Закономерно, что жанровые предпочтения в эпоху романтизма отданы не эпосу, а лирике во всём многообразии её форм, а в самих сюжетах больший акцент сделан не на действии, а на переживании.
2. Разлад с действительностью. Окружающая жизнь не удовлетворяет романтика. Светлые идеалы и мечты слишком далеки от реальных условий человеческого существования. Где же, если не в искусстве, он может дать жизнь (пусть призрачную) этим грёзам и мечтам? Возникает тенденция бегства от действительности: художник уходит либо в мир фантастики (таковы, например, новеллы Гофмана), либо в мир экзотики (образы Востока, красочные картины из жизни Испании и т.д.), либо в ситуацию давно минувших времён. В отличие от деятелей искусств эпохи классицизма, романтики искали вдохновения не в античной истории, а ¾ в средневековой: от них она была уже достаточно далека и окутана ореолом тайны; это было время легендарных рыцарских подвигов и героических приключений. Рыцарская тема широко использовалась, например, в романах В. Скотта, операх Р. Вагнера. Тайна сама по себе настолько привлекает воображение романтика, что ночь становится для него едва ли не самым излюбленным временем суток, ¾ ночь, полная таинственных шорохов и скользящих во тьме привидений, где разум молчит, а говорят лишь страсти. Опять-таки, ничего похожего на «полуденный» колорит классицизма! К этому необходимо прибавить, что тяга романтиков ко всему загадочному и таинственному далеко не всегда объяснялась «мотивом бегства», ¾ романтизм вообще тяготеет к поискам неизведанного. Это стремление в никуда, порыв к запредельному, вне-будничному объясняет, в частности, и тот факт, что романтикам были свойственны эксперименты (порой весьма смелые) в области жанров и форм всех видов искусства. Никаких жанровых границ, никаких запретов! Романтики разрабатывают синтетические виды искусств, где могут сочетаться поэзия, музыка, живопись и танец, где комическое свободно сочетается с трагическим, а формы колоссальной протяжённости соседствуют с миниатюрами.
3. Разлад с самим собой. Время «цельных» героев пьес Корнеля и Расина кануло в прошлое. Романтик ¾ человек с внутренне противоречивым, «разорванным», болезненно ранимым сознанием, неизмеримо глубже понимает человеческую природу; его уже не устраивает примитивная типизация характеров. Он стремится изображать людей во всей сложности и противоречивости их натуры. Романтик стремится к психологической правдивости в изображении своих героев даже там, где эти герои выглядят внешне яркими и колоритными личностями, картинно выделяющимися из окружающей толпы. Внутренний разлад в человеческой душе более всего объясняет трагизм мироощущения романтиков. Неизбежным следствием этого является пессимистическая суть мировоззрения многих романтиков, пристальное внимание к темам смерти и злой судьбы («рока»). Эти настроения весьма красноречиво выразил П.И. Чайковский своей музыкой, а также в письме к Н.Ф. фон Мекк: «Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжёлой действительности со скоропреходящими сновидениями и грёзами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою».
4. Субъективизм. Если художники эпохи классицизма чрезвычайно редко писали о себе и, во всяком случае, никогда не ставили свои личные проблемы в центр изображаемых явлений жизни, то романтик пишет не только от собственного лица, но и нередко ¾ о себе самом. Сплошь и рядом в ткань романтических произведений вторгаются автобиографические мотивы. Лирическая исповедь становится весьма популярным жанром. На первый план здесь выступает уже не диалог (как нередко в классицизме), а монолог. Предтечей романтиков в этом смысле является Ж.-Ж. Руссо, написавший свою знаменитую «Исповедь». Проблемы собственной души ¾ гораздо важней для романтика, чем объективный мир. Даже если романтик изображает картины природы, то природа для него имеет ценность не сама по себе, а лишь как контрастный «фон», живописное средство, способное выразительно оттенить и подчеркнуть его скорбное одиночество. По словам поэта Новалиса ¾ «Самым чудесным и вечным феноменом является наше собственное бытие. Величайшей тайной для человека является он сам».
5. Вновь появившийся интерес к религии и мистике. Справедливости ради следует сказать, что интерес к религии едва ли достигает у романтиков таких глубин, как, например, в творчестве И.С. Баха или В. Тициана. Это просто один из аспектов запредельного, куда постоянно устремлена их мысль. Сверхчувственный мир интересен романтику скорее как область фантастического и волшебного, где открыт простор его необузданной фантазии. Временами кажется, что в этом мире романтического художника интересуют отнюдь не божественные, а скорее демонические тайны: колдуны, привидения, заклятья, обитатели инфернального плана… В особенности это чувствуется в произведениях западноевропейских музыкантов-романтиков: «Лесной царь» и «Двойник» Шуберта, «Вольный стрелок» Вебера, финал «Фантастической симфонии» Берлиоза с изображением ночного шабаша ведьм, мир подземных карликов-нибелунгов в операх Вагнера и т.д. Русский гений также внёс свою лепту в эту живописно-зловещую мистическую панораму романтизма (достаточно вспомнить «Демона» Лермонтова, «Страшную месть» Гоголя, или «Франческу да Римини» и «Пиковую даму» Чайковского).
6. Внимание к национальному фольклору. Тяга ко всему необычному и красочному возбудила интерес романтиков к народному творчеству, которое едва ли пользовалось официальным признанием в эпоху классицизма. Учёные и литераторы начали разыскивать и публиковать распространяемые в среде простонародья мифы, сказки, тексты и музыку песен. В Чехии, Норвегии, Польше, Венгрии, России возникают национальные композиторские школы. Профессиональное искусство почти во всех своих видах и жанрах активно впитывает колорит, поэтический строй и мудрость народных преданий.
Источник
Про превосходство разума над чувствами
У всех нас есть эта привычка противопоставлять белое и черное, холодное и горячее, эмоциональное и рациональное. Порой это действительно упрощает задачу (для этого мозг и использует стереотипы), однако далеко не все в мире устроено так просто.
В психике человека разум и эмоции существуют не изолированно друг от друга .
На физическом уровне мозговые структуры, отвечающие за мышление и эмоциональные реакции, имеют множество соединений.
В рамках психической деятельности это выглядит так: мысли влияют на появление эмоций, эмоции формируют убеждения человека о себе и окружающей среде, то есть влияют на образ мыслей.
К сожалению, в нашем обществе разум не только противопоставляют чувствам, но и ставят выше их.
Люди не хотят, чтобы их считали инфантильными или неуравновешенными, поэтому часто отказываются от проявления чувств, как будто чувства — это что-то плохое.
Что за этим следует?
«Больше нет объединений – разум и чувства, разум и тело, разум и Я, а есть противопоставления – разум против чувств, разум против тела, разум против Я», К. Хорни
Чем больше человек пытается управлять своей жизнью посредством интеллекта, тем более нестерпимо для него признание, что в нем существуют бессознательные процессы. Страх из-за невозможности все контролировать он пытается заглушить еще большими размышлениями. Так развивается невроз.
Человек, ставящий разум выше чувств, не понимает, что его неосознанные эмоции по-прежнему управляют его поведением. Просто он не замечает этого и считает каждое свое действие сознательным выбором.
Это быстро приводит к тому, что человек перестает понимать себя и других, у него появляются проблемы в межличностных отношениях, постоянное фоновое чувство тревоги или пустоты. Человек начинает прятаться от самого себя.
Что делать
Чтобы контролировать свои эмоциональные реакции, необходимо тренировать разум: выводить эмоции из неосознаваемых в осознаваемые.
И нужно дать себе разрешение на эмоции, чтобы они проживались в полном объеме, чтобы эмоциональный диапазон не сужался, тогда и мышление будет более глубоким.
Только содружество разума и чувств поможет вам эффективно решать различные задачи и жить в гармонии с собой и своим телом. Заботьтесь о себе.
Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!
Источник
Конфликт разума и чувств, как научиться не трять голову
Добрый день, дорогие домоседы. Сегодня поговорим про конфликт разума и чувств. Чувства являются основой разума. Но при этом первое не сводится к последнему. Да, они задают шаблон для определенного способа мышления. Не просто так говорится, что эмоции – это особое состояние сознание.
Во многом их действия можно сравнить с наркотиком.
Конфликт разума и чувств
Во время сильного эмоционального порыва тяжело мыслить рационально. Например, когда человеку чего-то сильно хочется, то ему нужно приложить массу усилий, чтобы посмотреть на ситуацию конструктивно.
При этом некоторые даже не стараются этого делать. Хотя все же следовало бы научиться контролировать разум и чувства таким образом, чтобы они дружили друг с другом. Если же это невозможно на данный момент, то приоритет чаще всего нужно придавать эмоциям.
А вот тем людям, которые говорят, что сердце не наврет, верить не стоит. Оно порой заведет вас в такие дебри, из которых не выбраться так просто. И тогда нужно будет прикладывать еще больше волевых усилий, чтобы изменить свой образ жизни. Особенно это касается желаний.
Вообще, с нашими влечениями нужно научиться разбираться. Далеко не всегда то, чего мы хотим, действительно нам нужно. Например, когда хочется при плохом настроении много есть или напиться, как свинья, то это сиюминутный порыв. Но и он способен существенно затуманить мозги человеку.
И нужно уметь не терять голову ни на секунду. Важно уметь сохранять спокойствие духа даже в тех сложных моментах, когда эмоции рвутся через край.
При этом не следует их стараться загонять вглубь подсознания. Конфликт разума и чувств. Контролировать эмоции можно лишь в тех случаях, когда признавать их наличие. Если же пытаться подавлять их, то в какой-то момент они все равно вырвутся. Только вы не будете себя контролировать в этот момент.
Поэтому если вам плохо, например, охватила злость, то не следует сразу бросаться на людей или же стараться пережить это в себе. Можно высказывать недовольство и про себя. Позвольте себе быть злым немного. Но при этом такое состояние должно быть только вашим. А вот другие люди пусть видят, что вам плохо, но при этом не чувствуют вторжение на свое психологическое пространство.
На эмоциях можно сделать очень много ошибок, о которых в дальнейшем придется сильно жалеть. Но к сожалению, мы не можем избежать неправильных действий в нашей жизни. Поэтому приходится учиться мыслить рационально и делать выводы.
Это все, что мы можем делать, чтобы не совершить такую ошибку еще раз. Но когда нас охватывают эмоции, то нередко о выводах человек забывает. Причем в прямом смысле этого слова. Ему некогда думать об этом, так как его мозги придают слишком большое значение собственным эмоциональным порывам.
Как преодолеть конфликт разума и чувств? И легче всего преодолеть внутриличностный конфликт эмоций и разума в тех случаях, когда вы научитесь обращать внимание на эмоции, но не придавать им особого значения.
По сути, это определенное физиологическое состояние. Мы любую эмоцию чувствуем телом. И поэтому воспринимать это нужно всего лишь как сигнал. В норме именно такая функция выполняется нашей лимбической системой (это тот участок мозга, который отвечает за формирование определенных эмоциональных состояний).
Нужно не позволять, чтобы данные сигналы становились частью вас. Но вот учитывать их следует. Тогда и конфликта никакого не будет, так как он возникает, когда что-то одинаково важно для человека.
Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед» . Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк , оцените наш труд.
Источник