Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учитывать следующие моменты:
• Обогащайте активный словарный запас словами, обозначающими эмоциональные состояния: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Миша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
• С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Ты сердишься на меня из-за того, что я не купила тебе игрушку?».
• Предложите различные способы, которые помогут ребенку взять себя в руки: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать? Можно побегать, покататься на велосипеде, нарисовать свои эмоции, послушать любимую музыку, потанцевать».
Проделанная работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует.
Источник
Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_korrektsii_i_razvitiya_evs.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический семинар для педагогов ДОО
«Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников»
Дата проведения: 24 октября 2018г.
Гуркова Т.Н., Левина Ж.В.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников
— формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников;
— закрепление знаний педагогов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников;
— закрепление знаний педагогов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие;
— формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива.
Оборудование: наборы цветной бумаги, цветные карандаши, ватман, клей-карандаш, наглядный материал «Эмоции», две коробки для рефлексии, стулья по количеству участников.
Место проведения: музыкальный зал
Время проведения : 45 минут
- Вводная часть:
- Приветствие.
- Игра-разминка «Австралийский дождь»
2. Теоретическая часть:
- Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника;
- Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы;
- Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей.
3. Практическая часть:
«Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы»
4. Заключительная часть:
1. Вводная часть
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы и методах и приемах, которые педагоги могут использовать в своей практической деятельности по данному направлению.
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечение психологической разгрузки участников
Время проведения: 5 минут
Участники встают в круг.
«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2. Теоретическая часть
1. Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.
В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно- кишечными расстройствами.
В возрасте от 3 до7лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции.
2. Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы у ребенка — дошкольника чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, истощаемостью нервной системы.
В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
-Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
-Эмоционально — расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
-Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:
— природные особенности (тип темперамента)
— тип семейного воспитания;
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.
К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.
Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.
Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить, как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.
3. Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:
- несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
- нарушение режима дня;
- избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
- неблагополучное положение в семье.
- частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
- чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
- снижение двигательной активности;
- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система психолого-педагогических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
3. Практическая часть
Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы
— Сейчас мы хотели бы провести с вами несколько упражнений и игр, которые вы могли бы применить при работе с детьми. Каждое из упражнений можно адаптировать под возраст, а так же внести в них какие-либо изменения, исходя из цели занятия.
Упражнение «Дорисуй Несуществующее животное»
Цель: развитие чувственного восприятия
Время проведения: 15 минут
— Первое упражнение называется “Дорисуй Несуществующее животное”. Основа этого упражнения взята из знаменитой проективной методики и адаптирована под наше сегодняшнее занятие. Оно относится к одному из методов развития эмоционально-волевой сферы и направлено развитие чувственного восприятия.
Ваша цель — нарисовать животное, которого точно не существует на свете. Главное условие: избегайте шаблонов, зверь должен быть абсолютно небывалым. Но рисунок этот следует не просто так нарисовать, а начать рисунок с головы животного и передать его соседу справа, который дорисует еще одну деталь рисунку и передаст дальше по кругу. Не задумывайтесь долго, просто посмотрите на рисунок, который попал к вам руки и дорисуйте к нему то, что по вашему мнению не хватает. Несуществующее животное должно вернуться к владельцу, для этого, пожалуйста, подпишите с обратной стороны свой листок. В конце упражнения каждый дайте название своему животному.
После завершения упражнения делается галерея Несуществующих животных (рисунки клеятся на ватман).
Вопросы для обсуждения:
- Что было трудным в этом упражнении?
- Какие чувства вы испытали, когда получили свой рисунок обратно?
- Вам понравился результат? Чтобы вы хотели бы дополнить в рисунке?
Игра «Эмоциональный глухой телефон»
Цель: развитие способности понимать, осознавать, правильно выражать свои и чужие эмоции
Время проведения: 10-15 минут
— Следующее упражнение относится к методу игротерапии, направленного на развитие эмоций и эмоционального контакта.
Давайте для начала выберем ведущего. Теперь всем следует встать паровозиком за ведущим и отвернутся к нему спиной. Я покажу ведущему картинку с изображением какой-то эмоции, он развернется к тому, кто у него за спиной, повернет его и изобразит эмоцию мимикой, не произнося ни слова. Тот, поняв, что ему показали, показывает эту эмоцию следующему, всё делается молча, с помощью мимики. Последний человек должен сказать, что это была за эмоция.
Вопросы для обсуждения:
1. Удалось ли передать нужную эмоцию до последнего человека?
2. В чем были затруднения?
4. Заключительная часть
— Дорогие коллеги! На выходе у нас стоят две коробочки, на которых написано “Удовлетворен” и “Не удовлетворен” и лежат листики. Пожалуйста, опустите листик в одну из коробочек, чтобы оценить наш семинар.
1. Данилина Т.Н., Зедгенидзе В.Я., Степанина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.
В первые годы жизни ребенка происходит его интенсивное эмоциональное развитие. Ребенок учится проявлять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во.
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа.
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани.
Представлена Рабочая программа педагога-психолога по развтитию и коррекции эмоциональной сферы детей.
Источник