Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.
Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.
Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.
Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.
Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.
Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.
Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.
Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.
Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:
Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.
Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.
Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.
Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.
Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:
Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»
Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».
Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.
Источник
Отношения с собой
Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»
Дневник вчерашней девочки из шкафа
На первых порах, когда чувства слышно и видно, – с ними можно по разному работать. Ответ на вопрос: как работать с чувствами содержится, например, в моих первых и бесплатных книгах. Очень много раскладок и методов в книге о том, как научиться себя любить.
Однако, существуют ситуации (в углубленной работе над собой), когда чувства стали огромной частью тебя и твоей жизнью, и их уже не так то просто определить! Для того, чтобы понимать как работать с гнетущими чувствами, – необходимо знать своего “врага” “в лицо”. Именно с целью наибольшей узнаваемости создана эта статья. Ведь, как известно, – чем лучше ты понимаешь, с кем тебе предстоит справиться, чем более досконально разбираешься в характере своего чувства и чем подробнее описываешь его, – тем эффективнее будет твоя работа.
Но, будь внимателен, уважаемый читатель, – в ответе на вопрос “как работать с чувствами” мы не описываем сейчас, что чувствуем, – об этом написано в другой статье. Мы описываем то, как чувство дает о себе знать. Мы говорим о признаках неизвестного пока внутреннего “жителя”. Данная статья особенно хороша в контексте всех знаний о чувствах и методах работы с ними. Но и в отдельном варианте она принесет читателю пользу.
Из предыдущей статьи получены знания о коварстве чувств: они ощущаются как важная часть себя и умеют выдавать болезненное восприятие за истину. Сегодня мы узнаем, как отделить истину от не истины.
О чем мы вообще сейчас говорим? – может спросит человек, не посвященный в тему. – Представь, уважаемый читатель, что чувство это некое проявление тебя, о котором ты не знаешь. Оно в тебе живет ( и прячется), имеет свой характер, свои черты. Оно является сутью твоих настоящих проблем, всего того, что в жизни не получается должным образом. Оно, – когда очень сильное и болезненное, – как бы расползается на всю твою жизнь (заполняет ее или заполоняет или занимает – как вам угодно) и кажется самой жизнью. И при этом я говорю о том, что с этим нужно и можно работать. Но как работать с тем, что является твоей жизнью, что выдает себя за истину, а иногда (и очень часто) вообще скрывается? – Этой теме и посвящены все недавние статьи.
Все сомнения рождаются от незнания.
Мы не знаем, что спрятано внутри нас.
Каждый, наверняка, слышал сравнение внутренних переживаний с айсбергом?
Та часть айсберга, которая над водой – это видимая часть чувств, легко определяемая. То, основное и большое, что скрыто под водой, и предстоит каждому из нас в себе обнаружить и понять, – спрятано в неисчерпаемых недрах твоей психики.
А наша задача – понять, как составить фоторобот скрытого под водой “преступника”, а следом его выловить и убить.
Как я уже говорила, здоровые чувства не претендуют на главенство, на приоритет всей жизни. В то время как больные чувства заполняют все пространство внутри тебя и снаружи тебя.
В ранних публикациях я давала два рисунка, характеризующие здоровые и больные чувства:
Но эти иллюстрации показывали поведение чувств с точки зрения восприятия внешнего мира. Рассмотрим теперь подробнее как проявляют себя здоровые и больные чувства внутри их обладателя.
Ранее я описывала эту коварную особенность нездоровых реакций. Примером таких разрушающих эмоций может быть любое неадекватное поведение человека в момент наибольшего переживания на какую либо тему. Так, в недавнем времени с третьего этажа нашего дома выпрыгнул подросток, 17 лет (слава Богу, он остался жив и мы теперь всем домом надеемся на его успешное выздоровление). Причина как никогда банальна: несчастная любовь. Когда я попыталась провести профилактическую беседу со своими детьми, близкими по возрасту известному герою, они мне ответили: “Мама, я что, дурак что-ли, – прыгать в окно из-за девочки!” – И вот здесь важно упомянуть то, о чем я талдычу всем и вся.
Когда ты не включен в больное чувство, – ты способен вести себя адекватно. Но когда твоим миром овладело неправильное восприятие – пагубные поступки видятся “единственным /спасительным/ выходом из ситуации”
При этом один и тот же (вменяемый) человек в одной ситуации будет вести себя адекватно, – потому что не задеты его больные чувства. А в другой ситуации им вдруг овладеет “демон”. Ведь известный мальчик и другие похожие, но вменяемые герои не бросаются каждый день из окна? Они не находятся в постоянном придумывании того как прекратить свою жизнь. Они впали в это состояние только в определенной конкретной очень значимой для них ситуации.
Мои дети в момент беседы не включены в проживание несчастной любви. И они, разумеется, понимают, какие поступки не стоит делать. Но как они себя будут вести, когда их коснется это или другое очень сильное и, например, нездоровое чувство? Оно полностью завладеет сознанием и скажет, что “Без взаимной любви с этим человеком вся моя жизнь не имеет смысла. Нет больше в жизни ничего для меня, кроме этого человека. Нет человека – не нужна жизнь.” – Но разве это может сказать здоровое чувство, которое должно охранять и беречь, защищать своего обладателя?!
Таким образом мы видим разницу между адекватным и неадекватным восприятием. И это очень важно помнить в тот момент, когда нагрянет ОНО! – Потому что никто кроме самого тебя не способен сохранять собственное здравомыслие и чувство самосохранности в самый сложный момент. Потому что главный в отношениях с собой – ты.
Для полноты знаний необходимо увидеть, как ведет себя нормальное проживание ситуации:
Анализируя эти рисунки, можно понять логику восприятия нами наших чувств. Когда чувство не заполняет все пространство внутри себя и снаружи – его легко узнать. Нездоровое восприятие, которое стремится поглотить все внутри тебя, – узнать и отделить нелегко. Потому что оно практически стало тобой. И это обосновывает всю огромную сложность работы над собой, – когда необходимо выдрать из себя и выбросить такую огромную и значимую часть.
Я все время говорю про чувства. Но на самом деле речь идет не только про них. Речь идет про весь комплекс переживаний, искаженных восприятий и всего того, что следует из главной несостоявшейся, но очень важной для меня идеи.
Какой главный враг для мальчика, который решил, что нет жизни без взаимной любви с важной для него девочкой? – Попробуем представить историю “в лицах”.
Во главе всего, конечно, стоит очень сильная, чрезмерная любовь. Та самая, которая сама нуждается в любви, но сама при этом, скорее всего, не умеет любить. Она не умеет любить даже себя. И поэтому от нее естественны те “советы”, которые он услышал.
Несостоявшиеся мечты внутри человека словно выключают свет. И вся его жизнь становится как у робота: ничто не имеет значения, ничто не интересно:
В больном восприятии не за что держаться, – потому что ничто, кроме твоего самого главного не имеет значения. Так пагубное чувство об отсутствии главного “выключает свет” по всей остальной жизни – лишает ее красок и радости.
Вместе с отсутствием красок жизни героя, вероятно, постоянно гнетет больная любовь, которая не умеет жить без любви того человека, которого он выбрал. Он погружен во тьму. И ему очень больно, невыносимо так жить. Ему не за что держаться, потому что ничего значимого нет без самого главного.
Но тут приходит “спасительный” глас того же самого чувства, под которым он живет! То есть, понимаете, его пытается “спасти” чувство, которое и рождает внутри самую большую боль. Но, что может посоветовать это проявление? – Конечно, не рождается ничего лучше, чем: “Надо покончить со всем этим. Я не могу больше жить без любви. Моя жизнь и все что в ней есть без этого человека потеряло всякий смысл”.
Но, участник событий не воспринимает такие советы как проявление своей болезни. Он не знает, что возможны вот такие болезни. Он принимает все свои чувства как нечто разумеющееся, как истину, – ведь они как будто приходят сами, извне. Они стоят над ним и управляют его мыслями, настроением, волей, жизнью. Он не отделяет себя от своих чувств потому что живет внутри них и вообще это делать не умеет. Почти справедливо считает чувства частью себя. Только понятия не имеет о том, что эта часть отделяемая! И что он должен управлять этой частью, а не наоборот! И, конечно, он не знает, что такое здоровые чувства, а когда они больные.
Таким образом, мой главный враг:
Моя задача в описании врага – это выделение тех мнений, советов, суждений, восприятий, настроений, решений, которые исходят из главной потребности больного чувства!
Моя задача в этой работе: определить все признаки врага, описать их и потом в наблюдениях за собой выбрасывать из себя все, что соответствует описанию. Иными словами, я должен вырвать из себя всю ту огромную часть, которую захватило мое больное чувство и остаться без него:
Не нужно в этой работе бояться “умирания себя” (в какой-то части это ведь действительно “умирание” – ведь я лишаюсь своей очень важной части). – Хоть это и сложно, но никто не умрет, – это точно!
Методы составления “фоторобота”:
Источник