Здоровый образ жизни. Основные принципы закаливания организма
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово»! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются «сбои» и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья!
Закаливание организма — это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух. Закаливание — это своего рода тренировка защитных сил организма, ее следует начинать, когда вы здоровы. Если в период закаливающих процедур у вас начала подниматься температура, то все процедуры следует прекратить. При закаливании важен самоконтроль, который проводится с учетом массы тела, температуры, пульса, артериального давления, сна, аппетита и общего самочувствия. Лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Закаливание — мощное оздоровительное, общеукрепляющее средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни.
Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель. Закаливание организма (кроме моржевания) не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов.
Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:
1. Нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т. д.
2. Закаливание организма надо проводить сознательно. Успех закаливающих процедур во многом зависит от наличия интереса к ним, положительного психологического настроя. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции.
3. Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов.
4. Сила и длительность действия закаливающих процедур должны наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание организма сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.
5. При закаливании организма важна последовательность в проведении процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
6. При закаливании организма необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья. Закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу.
7. При закаливании организма наиболее эффективным является использование разнообразных процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы (закаливание воздухом; солнечные ванны; водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде); обтирание снегом; хождение босиком; баня или сауна с купанием в холодной воде).
8. Закаливание организма надо проводить с использованием разнообразных вспомогательных средств. Физические упражнения, игры и спорт прекрасно сочетаются с различными видами закаливания. Все это повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания к одному и тому же раздражителю.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Тел.: +7 (4912) 25-58-02 Соц. сети: Источник Методы и приемы закаливания Махружат Муртузова Особенности закаливания детей дошкольного возраста Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. Основные эффекты закаливающих процедур: укрепление нервной системы, развитие мышц и костей, улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию болезнетворных факторов Основные задачи закаливания — укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома. Первое правило закаливания: постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно — эффект может оказаться прямо противоположным. Второе правило — систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы. Третье правило — индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям. Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка. Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения. Закаливание холодом должно обязательно сопровождаться мышечными движениями. Система оздоровительной работы включает в себя следующие мероприятия: • Утренняя гимнастика (ежедневно). • Физкультурные занятия 2 раза в неделю. • Прогулки ежедневно при температуре не ниже — 20С (ежедневно). • Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С). • Дневной сон без маек. (ежедневно) • Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна). • Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна. • Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда). • Система закаливания. • Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна). • Применение индивидуальной аромабижутерии в целях профилактики гриппа и простудных заболеваний. • Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование, в целях профилактики миопии. • Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно). • Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.) Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры. Массовый воздушный душ проводится от потолочных, бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени. Необходимо использовать потолочные вентиляторы с регуляторами оборотов, поскольку скорость воздушной струи должна изменяться в зависимости от температуры воздуха в помещении,где проводится занятие: чем выше температура воздуха, тем выше и скорость воздушной струи. Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения. Общее обтирание горячей водой с температурой 45–50°. Благодаря высокому начальному уровню температуры кожной поверхности, при которой начинается ее понижение после обтирания, последующее охлаждение протекает при более высокой потенциальной активности рецепторов холодовой чувствительности. Изменение температуры наружного слоя кожи в пределах 40–45° тренирует аппарат холодовой чувствительности в самых выгодных условиях – выше температурного уровня зябкости. Повторяемость раздражения Холодовых рецепторов обеспечивается повторением горячих увлажнений, которые являются промежутками отдыха для рецепторно-эффекторного аппарата холодовой резистентности. После горячего обтирания главным элементом закаливания является естественное обсыхание после влажного обтирания (испарение как средство закаливания). Характер охлаждающего воздействия при горячем обтирании отличается значительно большей мягкостью, так как температура охлаждения меняется более плавно, а интервал от температуры обтирания до температуры озноба более значителен. В отличие от общепринятой методики рекомендуем проводить обтирание небольшим махровым полотенцем, смоченным и слегка отжатым в горячей (45–50°) воде, а не фланелевой рукавичкой, которая быстро остывает. Обтирание проводится воспитателем, при температуре в помещении не ниже 20–22°, быстро, обеими руками в произвольном порядке, с захватом рук, груди, шеи, спины, подмышечных впадин, ног. Продолжительность обтирания 15–20 с. После обтирания дети сразу приступают к одеванию, начиная с футболок и заканчивая колготками. Одевшиеся дети продолжают активные двигательные движения, игры, с использованием имеющихся гимнастических снарядов и комплексов типа «Крепыш», «Малыш», «Здоровье» и др. При появлении у ребенка чувства озноба, необходимо провести ему короткий интенсивный массаж и растирание груди, спины, рук, ног, заставить его побегать, попрыгать, активно подвигаться. Обычные ножные ванны – один из вариантов заключительной части игрового часа. Они несут и санитарную (после хождения босиком, и оздоровительную функции. Состояние верхних дыхательных путей, слизистой оболочки носа, носоглотки зависит от степени охлаждения стоп (промочил или охладил ноги – простудился). Еще в 1899 г. известный русский физиолог И. Р. Тарханов указывал в своей работе «О закаливании человека», что «искусственными мерами постепенного отучения ног от холода мы довели их до высокой чувствительности к холоду, благодаря чему с них легче всего студится большинство людей». Время воздействия воды варьируется на продолжительность ножных ванн при относительно постоянной температуре воды (14–16°) от 15–20 с до 2–3 мин, повышая время контакта каждую неделю на 7-10 с. При приеме ванн вода должна покрывать щиколотки ног. Полезно сочетать прием ножной ванны с точечным массажем стоп, лучше всего воспроизводимым при хождении по галечной дорожке (рижский метод закаливания). Непременное условие проведения таких ванн – ноги ребенка перед процедурой должны быть теплыми, так если они холодные, закаливающего эффекта не достигается из-за слабо выраженной реакции сосудов. Для проведения этой процедуры нужны два ведра или другие емкости с насыпанным на дно крупным гравием или галькой. В одном ведре горячая вода (до температуры 45–59°, в другом – вода комнатной (или несколько ниже) температуры (15–18°, налитая до уровня покрытия ног ребенка на 2/3 голени. Ребенок вступает в ведро с холодной водой на 3–5 с, затем, не вытирая ноги, переступает в ведро с горячей водой на 8-10 с, производя топтание по гравию, затем опять в ведро с холодной водой и т. д., повторяя процедуру от 3 до 5 раз, а также постепенно увеличивая воздействие холодной и снижая – горячей водой. Заканчивать процедуру необходимо горячей водой с последующим легким обтиранием ног и теплым укутыванием их (шерстяные носки на 20–30 мин). Методика закаливающего полоскания рта. Оно проводится после каждого приема пищи. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины. Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам 2 младшая группа Утренняя гимнастика в группе 8.00 Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю «Чесночные» киндеры (пластмассовые коробки из – под игрушки одеваются на шею) Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: дневная; вечерняя Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кровати Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала) Закаливание: солевой метод. Элементы обширного умывания После полдника полоскание полости рта Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) Полоскание полости рта после обеда Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Фитонциды (лук, чеснок) Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кроватях Закаливание: солевой метод Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы После полдника полоскание полости рта Старший дошкольный возраст Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) Полоскание полости рта после обеда Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Фитонциды (лук, чеснок) Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кроватях Закаливание: рижский метод, солевой метод Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы После полдника полоскание полости рта Подготовила педагог группы №91: «Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким. «Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству» Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки,. «Методы и приемы развития связной речи» (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Методы и приемы связной речи» Приемы обучения связной речи МБДОУ д/с-к/в № 3: 1. Используем беседы. Активные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Активные методы и приемы обучения для детей дошкольного возраста АМ начала образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся локтями» Цель. Методы и приемы креативного речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ Задачи: 1. способствовать развитию качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления); 2. повысить мотивацию детей. Методы и приемы обучению пению Методы и приемы обучению пению «Если наши дети не научатся переживать содержание песни, отражающей действительность, то позже они едва. Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы. Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. «Нетрадиционные методы и приемы рисования с детьми дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают. Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между. Источник |