Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
Ксения Гребенюк
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, тревожности, замкнутости, гипервозбудимости, это осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Соответственно организованная психолого-педагогическая работа нашей дошкольной организации и семьи обогощает эмоциональный опыт детей, смягчает или даже полностью устраняет недостатки в их личностном развитии. Работа в нашем учреждении в данной области ведется в нескольких направлениях:
1. Формирование у детей навыков самоконтроля, произвольности. Способствуют развитию умения управлять своим поведением.
— «возьми себя в руки». (Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека»).
— «врасти в землю». («Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека»).
— «стойкий солдатик». («Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться. Встань на одну ногу, а другую подоги в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается. Кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Ты настоящий солдат. Молодец. А теперь найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой и тебе будет интересно»).
— «гора с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
2. Техника визуализации. Способствуют развитию самосознания, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.
— «цветок-имя» «Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто–то сможет услышать, например, пение птиц или что–нибудь ещё. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза». Предложите детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
— «ты — лев» каждый ребенок представляет себя львом – могучим, сильным, смелым, гордым и уверенным. Затем каждый по-очереди говорит «Я – лев Гоша!» и проходит по кругу уверенной походкой, как ходят львы.
— «дыши и думай красиво» Ребенок делает глубокий вдох, закрывает глаза и мысленно представляет себе и говорит: «Я — лев» и выдох. Потом – «Я — птица», я — камень, я – цветок, я- спокоен. Взрослый дает инструкцию.
3. Техника напряжение – расслабление. Данные упражнения способствуют снижению психохоэмоционального напряжения, снятию мышечных зажимов, развитию умения управлять своим воображением.
— «лес» Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растет березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, ягода, кустики». Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваши растения реагируют на: тихий нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жаркий день; ночь; град; заморозки? Дети стремятся передать образ выбранного ими растения.
— «мыльные пузыри» Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «лопнули», дети ложатся на пол.
— «сломанная кукла» «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Куклу починил ты сам, и снова она красивая и с ней хотят играть!»
«Шалтай-Болтай» сидел на стене,
«Шалтай-Болтай» свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала поворачиваем туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз.
— «надувная кукла» Дети представляют, что они надувные куклы. Один ребенок изображает звук насоса, остальные, куклы, начинают надуваться. Дети сначала сидят свернувшись калачиком, потом потихоньку распрямляются.
4. Воздействие на биологически активные точки. Способствуют развитию умения концентрироваться, быть внимательными.
— «Кнопки мозга». Положите указательный и большой пальцы одной руки на точки – две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок. Помассируйте пальцами в течение 30 секунд эти точки, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.
— «Уши». Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. помассировать ушную раковину.
— «Лепим себя». Дети пальчиками обеих рук лепят как из пластилина свои ушки, глазки, носик, щечки, ручки, животик, грудку и т. д.
5. Дыхательные упражнения. Способствуют снятию повышенной возбудимости, поддержание и укрепление физического и психологического здоровья детей.
— «Корабль и ветер» «Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
— «Воздушный шарик» Дети представляют, что надувают воздушный шарик. Руки перед лицом, делают глубокий вдох и выдох, руки медленно разводят в стороны, как будто надувается шарик. Потом шарик у нас в животике – на вдох надуваем животик, на выдох сдуваем. Мысленно представляем цвет надуваемого шарика – оранжевый, желтый.
Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи — 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: — создание положительного эмоционального.
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Релаксация как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела.
Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения «Муравей» Цель: снятие эмоционального напряжения. Процедура.
Мастер-класс для педагогов «Игры для снятия психоэмоционального напряжения» Мастер-класс для педагогов «Игры на снятие психоэмоционального напряжения»Психоэмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние.
Психологический уголок, как средство снятия психоэмоционального состояния дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой.
Конспект релаксационного занятия для педагогов для снятия психоэмоционального напряжения Релаксационное занятие для педагогов. Цель: снятие психоэмоционального напряжения и профилактика эмоциональных проблем педагогов. Задачи:.
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения. Виной тому может быть адаптационный стресс,.
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников посредством психологических минуток в детском саду «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников, посредством психологических минуток в детском саду»[/b] Попадая в разные жизненные.
Источник
Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей»
Светлана Концевая
Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей»
Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию и психо-эмоциональному состоянию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели, родители.
Подготовительная работа: проведение анкетирования родителей, разработка памяток по данной тематике для родителей.
— столы расставлены по кругу, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры для творческой работы родителей, мультимедийная система, магнитофон.
Ход мероприятия
– Добрый вечер, Уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игры и упражнения для снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста».
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов “Что такое хорошо? Что такое плохо?” эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. Часто у ребенка чувство, как правило, преобладает над разумом. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные.
Могу сказать с уверенностью, что Вас, Уважаемые родители, тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой мы с Вами взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь Вы, дорогие родители. Вы как самые близкие взрослые для ребенка можете снизить психо-эмоциональное напряжение, тревожность, агрессию используя специальные психологические игры. Как правило, эти игры направлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение самооценки.
Я хочу Вам предложить несколько вариантов таких игр.
Но прежде я предлагаю Вам сейчас попробовать самим поиграть в эти игры и снять свое волнение и не ловкость.
ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»
Цель. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
ИГРА «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
Цель. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Содержание. Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
ИГРА «НАСОС И МЯЧ»
Цель. Расслабить максимальное количество мышц тела.
Содержание. «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
ИГРА «ЗЛАЯ ДОБРАЯ КОШКА»
Цель: снятие общей агрессии.
Содержание. На полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые жестами, мимикой и голосом показывают добрых кошек.
Игры для снятия агрессии.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.
Игра «Подушка для битья».
Цель: Снятие физической агрессии.
Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.
Игра «Обзывалки».
Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Содержание: «Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).
Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты., солнышко!”.
Уважаемые родители, я надеюсь, что данные игры помогут Вам лучше узнать, понять и помочь Вашему ребенку. Мы верим, что не решаемых проблем в воспитании не бывает, а добрые и искрение слова мамы или папы помогут решить любую детскую проблему. Добра Вам и терпения!
Песочные игры для снятия напряжения Вот такой короб с песком изготовлен в младшей группе для снятия напряжения и страха, для адаптации детей. Под песком находиться.
Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения Цель: укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослым в период адаптации. Задачи: — Снимать у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Картотека физминуток для отдыха и снятия напряжения Физминутки Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться.
Игры — приветствия для раскрепощения и снятия напряжения в начале занятия 1. «Пересядьте те, кто…» («Ветер дует на того, кто…») Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге.
Мастер-класс для воспитателей «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников» Одной из важных проблем в работе с детьми — сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных.
Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения 1. Игра «Братья» Цель. Обучение преодолению боязливости, тревожности, снятие эмоционального напряжения. Игровой материал. Картинки с изображением.
Профилактика эмоционального выгорания: способы снятия напряжения за короткое время Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему.
Семинар-практикум для педагогов «Способы регуляции психоэмоционального напряжения» Естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма: смех,.
Конспект индивидуального занятия по снятию психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста Скорая помощь капризному ребенкуКонспект индивидуального занятия по снятию психоэмоционального напряжения у ребенка младшего дошкольного.
Упражнения для снятия напряжения • Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: — «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха.
Источник