Прием вижу слышу чувствую

Конспект ОД на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Альбина Шевкунова
Конспект ОД на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Цель: развитие сенсорных способностей у детей.

познакомить детей с основными свойствами природных материалов и бумаги. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере опытов с бумагой, природным и бросовым материалом.

развивать у детей любознательность, познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимание, речь, сенсорно-моторные навыки и умения.

воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: конверт с письмом и золотым ключиком, магнитная доска, картинки с изображением сказочных дверей, цветные силуэты сказочных героев (Буратино, Мальвина, Артемон, Пьеро, Папа Карло, Карабас-Барабас).Природный материал: соль, семечки, камни, ракушки, песок, веточки, шишки, скорлупа грецкого ореха.Бумага разной текстуры: картон, салфетки, газеты, альбомные и тетрадные листы, тетради по количеству детей. Иллюстрированные задания с природным и бросовым материалом. Стаканы с водой, мерные ложечки по количеству детей. Пластилин. Монеты, карандаш, кисточка, альбомный лист на каждого ребёнка. Мешочек с предметами из разных материалов.

Ход: (Почтальон приносит письмо, вручает воспитателю).

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Злой и коварный Карабас-Барабас похитил нас и спрятал в своей лаборатории. Прошу вас, друзья, помогите меня и друзей моих спасите! А поможет вам в пути, все препятствия пройти, мой золотой ключик. Ваш друг Буратино!

Воспитатель: Ребята вы готовы помочь нашему другу Буратино? Ну тогда отправляемся в путь. Проходят в лабораторию Карабаса-Барабаса.

«Исследование взаимодействия природных материалов с водой»

Ребята проводят исследования с помощью опытов, растворяя разные природные материалы (песок, соль, камни, ракушки, веточки) в воде. Что растворяется? Что не растворяется? Что тонет? Что не тонет? Что плавает? Что растворяется не полностью? После того, как ребята проделают опыт, отмечают стрелочкой (вверх, вниз) на иллюстрированных заданиях.

Молодцы вы ребята, отлично справились с заданием, теперь мы можем с помощью нашего золотого ключика открыть одну заколдованную дверь. Открывают, убирают картинку со сказочной дверью и достают – Пьеро.

«Исследование поверхности природного материала способом — отпечатков»

Ребята делают из пластилина несколько лепёшек и создают на них отпечатки разных предметов (шишки, камня, ракушки, скорлупы грецкого ореха и т. п.,а затем выполняют задание на иллюстрированных листах: соединяют линией природный материал и его отпечаток.

Ну ребята, и это испытание вы успешно прошли, и мы можем освободить ещё одного сказочного героя. Открывают сказочную дверь и достают Артемона.

«Определи на ощупь»

Каждый ребёнок опускает руку в мешочек и называет из чего сделан предмет и какой он (из резины-резиновый, из бумаги-бумажный, из дерева- деревянный, из металла-металлический и т. п.).

Открывают ещё одну волшебную дверь и достают Мальвину.

Воспитатель: а сейчас дорогие друзья, предлагаю отдохнуть и снова в путь!

Проводится физ. минутка «Буратино»:

Буратино потянулся (руки вверх, на носочках потянутся,

Раз качнулся, два качнулся (руки на пояс, наклоны влево и вправо,

Вперёд, назад прогнулся (руки на пояс, наклоны вперёд, назад,

Наклонился, повисел (руки вверх, наклон вниз,

Влево, вправо посмотрел (повороты головы вправо и влево,

Руки в стороны развёл (руки в стороны,

Видно ключик не нашёл (повороты головы вправо, влево).

Исследовать звук, который издаёт разная бумага при сминании.

Узнать как сгибается разная бумага в сравнении с другой.

Узнать как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой (провести обратным концом кисточки по бумаге, а потом заштриховать это место простым карандашом. Провести мягкой кисточкой по бумаге и заштриховать этот участок карандашом. Белых участков не останется. Положить под тетрадный лист монету и заштриховать это место. На бумаге «проявится» рисунок монеты. Это происходит от того, что бумага имеет свойство вдавливаться).

Выяснить можно ли с помощью листа бумаги удержать книгу или тетрадь? (предложить детям положить книгу на бумагу разной текстуры, отметить, что при этом происходит? Предложить свернуть разную бумагу в рулон и положить сверху книгу. Какая бумага удержала книгу? Предложить отметить –обвести в кружок на иллюстрированном задании).

Ребята вы постарались, и мы можем открыть ещё одну дверь, достают Буратино.

Буратино благодарит ребят, открывает ещё одну волшебную дверь и достаёт сладкие подарки для ребят. Дети исполняют песню про Буратино.

Кружок «Волшебные пальчики» Занятия в кружке способствуют формированию добрых чувств к близким. Дают возможность выразить эти чувства, ведь можно сделать подарок своими.

Экспериментально-исследовательский проект «Капитошка» Актуальность проектаФормировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. Особое значение для развития личности.

Источник

Конспект НОД по развитию сенсорных способностей у детей старшей группы Интеллектуальная игра на тему: «Вижу, слышу, чувствую»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия.

Читайте также:  Хорошо когда у друзей хорошее настроение

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_sensornomu_razvitiyu.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию сенсорных способностей у детей старшей группы
Интеллектуальная игра на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Цель : развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста.

1. Развивать исследовательские действия путём определения предметов на ощупь, учить называть их форму и цвет.

2. Вырабатывать умение определять фрукты и овощи на вкус.

3. Формировать способность анализировать и экспериментировать.

4. Закрепить выкладывание цвета по количеству и образцу, развивать моторику пальцев рук.

5..Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе, парами.

Материалы: игровой стол, шесть конвертов с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, мешочек с деревянными и пластмассовыми телами: по 1 деревянному кубику, цилиндру, шару, конусу, кирпичику; тарелка с нарезанными кусочками фруктов и овощей, детские тёмные очки с закрывающимися стёклами, графин с водой, стеклянные колбы , мерные ложечки; Объёмная разноцветная мозаика; видеозапись с вопросами, телевизор.

Ведущий интеллектуальной игры: «Что, где, когда» приглашает ребят в студию за игровой стол, представляя каждого участника и капитана команды (ребята проходят, садятся за стол под музыкальное сопровождение).

Ведущий: «Уважаемые знатоки, я приветствую вас в нашем интеллектуальном клубе: «Что, где, когда». Тема нашей игры: «Вижу, слышу, чувствую».

Ведущий предлагает ребятам познакомиться поближе и пообщаться (обращается к каждому участнику игры по имени и задаёт следующие вопросы):

1. Для чего человеку глаза (видеть происходящее, друг друга, читать книгу, смотреть телевизор, рассматривать картины и т.п.).

2. Для чего человеку уши (слушать звуки, слышать речь, разговор и т.п.).

3. Для чего человеку нос (чувствовать ароматы, определять запахи и т.п.).

4. Для чего человеку кожа (определять разные материалы на ощупь, форму предметов и т.п.).

Дети отвечают на вопросы.

Ведущий: «Молодцы ребята, ну, а сейчас давайте проверим, как развито у вас: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание (под музыкальное сопровождение дети крутят волчок).

Ведущий (Показывает конверт с номером, называет автора вопроса.): «Для вас видео-вопрос от заведующей нашего детского сада» (на экране видео-вопрос).

«Уважаемые знатоки! В этой мешочке находятся разные объёмные тела, определите пожалуйста на ощупь, что это за геометрическая фигура и назовите предметы, которые имеют такую форму. Благодарю за внимание!»

( Дети опускают руку в мешочек и на ощупь определяют и называют разные предметы, имеющие такую геометрическую форму)

Ведущий (оценивает правильность ответов и выставляет на табло счёт).

(Дети крутят волчок под музыкальное сопровождение, ведущий показывает конверт с номером.)

Ведущий: «Для вас подготовила видео-вопрос шеф повар нашего детского сада» (на экране видео-вопрос).

«Уважаемые знатоки! У меня для вас есть что-то вкусное и полезное, а что же это такое вы сможете определить, попробовав это на вкус, выполняя это задание прошу вас надеть вот эти очки. Желаю вам удачи!»

Дети определяют на вкус овощи и фрукты.

Ведущий (оценивает правильность ответов и выставляет на табло счёт).

(Дети крутят волчок под музыкальное сопровождение, ведущий показывает конверт с номером.)

Ведущий: «Черный ящик»

Мария Петровна спрятала для вас в черный ящик какое-то вещество, а что это вы узнаете по описанию: прозрачная, бесцветная, текущая, без запаха, принимает любую форму, растворяет вещества.

(воспитатель предлагает детям пройти в экспериментальную мини лабораторию и предлагает провести несколько экспериментов с водой.).

  1. Сырое яйцо тонет в обычной воде и не тонет в соленой.
  2. Вода поднимается по салфетке.
  3. Соломинка — пипетка

Ведущий (выставляет на табло счёт).

( Дети возвращаются за игровой стол, крутят волчок под музыкальное сопровождение, ведущий показывает конверт с номером.)

Ведущий: «Музыкальная пауза».

( Дети исполняют танец под музыкальное сопровождение)

( Дети крутят волчок под музыкальное сопровождение, ведущий показывает конверт с номером.)

Ведущий: Доктор решил проверить ваш слух.

«Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте звуки, которые вы можите услышать в обычной жизни. Вам нужно отгадать, что это за звук». Желаю вам удачи!

Дети звуки и источники этих звуков.

Ведущий (оценивает правильность ответов и выставляет на табло счёт).

(Дети крутят волчок под музыкальное сопровождение, ведущий показывает конверт с номером.)

Ведущий: «И снова видео-вопрос от воспитанницы нашего детского сада» (на экране видео – вопрос).

«Уважаемые знатоки! Продолжите собирать гусеницу из мозаики разного цвета по моему образцу. Желаю вам успешно справиться с моим заданием!»

Дети выкладывают объёмную цветную мозаику по заданному образцу (под музыкальное сопровождение).

Ведущий (оценивает правильность ответов и выставляет на табло счёт, подводит итоги).

Ведущий: «Уважаемые знатоки! Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали свои знания и умения и вручить вам памятные подарки» (под музыкальное сопровождение и вручает детям игры по сенсорному развитию).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит материал по всем образовательным областям. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры: соревнование двух команд. Задания для детей разнообразные, интересные. Также предл.

Цель и задачи:Установить умение детей в счёте до 5 в сравнении предметов по величине (ширина, длинна, высота, размер).Развивать внимание, память .Выявить уровень умения в различении цвета .

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависи.

Обогащать сенсорный опыт детей раннего возраста.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Закрепить счет от 1 до 10, знание цифр.Способствовать формированию алгоритмической грамотности.Способство.

Это итоговое занятие по теме самообразования «Развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста», направлено на закрепление сенсорных эталонов детьми 2-3 лет. Было пр.

middot; Закрепить с детьми знание русской народной сказки «Колобок»;· Закрепить предст.

Источник

Приемы творческого развития учащихся в процессе работы с текстом

ПРИЁМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительно своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.
Знания учащихся по литературе особенные. Это сплав теоретических знаний об искусстве с образными представлениями и эстетическими чувствами. Если нет необходимого сопряжения и взаимной поддержки двух видов мышления, нет и подлинных знаний о литературе, так как отвлечённо-логические сведения, не связанные с непосредственными художественными впечатлениями и эмоциями, очень скоро забываются и не участвуют в художественном восприятии и оценке читаемого.
Учитывая особенности возрастной периодизации развития личности ребенка, следует большее внимание уделять исследованию произведений с двух точек зрения: с точки зрения психологии восприятия (на основе исследования индивидуальных познавательных предпочтений и сенсорного восприятия действительности) и с точки зрения использования художественных средств. Первичной характеристикой познавательного стиля ученика, которая напрямую перенесена в разработанные приемы творческого саморазвития, является сенсорное предпочтение и развитые на их основе сенсорные стратегии. Любая из трех репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) непосредственно связана с операциями получения, переработки, хранения и вывода информации. При этом то, с чего начинается ввод информации, будет определять дальнейшую последовательность «сенсорной записи» любого опыта. Можно сказать, что ведущая репрезентативная система является своего рода «фильтром» восприятия любого художественного текста.
Для изучения ведущей репрезентативной системы можно использовать методики с лингвистическими элементами:
1.Учащимся предлагается завершить письменно ряд предложений:
Я вижу шоколад и…
Я слушаю музыку и …
Я чувствую запах и …
2. Учащимся предлагается записать ассоциации к словам:
Персик интересная забавная
Уметь вспомнить
3. В качестве теста можно использовать короткие сочинения на темы «Утро в лесу», «Как приходит весна» и др.

Результаты методик были обработаны и сопоставлены с успеваемостью детей. Дети со слабой успеваемостью, как правило, кинестетики, выше всего успеваемость у визуалов, но процент их по отношению к остальным не так велик.
Именно поэтому представляется особенно важным изучать объективные процессы литературного творчества, а для этого более полно использовать записи сенсорных стратегий для анализа художественных текстов с точки зрения психологии восприятия, описания стратегий творческого письма, пополнения художественного инструментария. В этом смысле очень эффективным является обучение детей с опорой на их сенсорное восприятие, т.е. предлагается развивать на основе традиционного лингвистического анализа текста психолингвистический.
В связи с этим в процессе работы были апробированы приемы, которые позволяют не только развивать репрезентативные системы учащихся, но и основывать сам процесс литературного творчества на сенсорном мышлении, то есть сначала ребенок представляет, слышит и чувствует, а затем создает свое маленькое произведение.
Хотелось бы остановиться отдельно на конкретных приемах.
Изучая образные средства языка, в частности, олицетворение, можно использовать приём, условно называемый «Образ сложного звука». Перед введением понятия олицетворение, учащимся предлагается задание: описать настрое¬ние, которое связано со сложным звуком, выразить это на¬строение через ассоциации, связанные с этим звуком, передать звук через цвет, форму. Это может быть любой звук — скрип двери, шелест листь¬ев, весенняя капель.
Пример работы
В моей комнате дверь не скрипит. Она поворачивается тихо, задумчиво. По комнате пробегает ветер, когда она поворачивается, и дверь что-то тихонько шепчет. Но что она шепчет – не понять. Может, она стесняется?
Жагпарова Асылжан ( 8 лет, 2 класс)

Такая работа обеспечивает реализацию принципа первичности образовательной продукции учащегося. После написания работы дети уже без труда понимают, что такое олицетворение, так как они «пережили» его внутреннем уровне.
Работая над текстом, учитель обращает внимание учащихся на то, что художник пишет пейзаж, используя цвет, композитор использует звуки, а поэт (писатель) – слова. И все они создают образ. Причем, образ, создаваемый словами, может вбирать в себя и цвет, и звуки, и запахи окружающего мира. Найденные в тексте образы учащиеся записывают в таблицу, в соответствии с графами: предметы описания, звуки, запахи, цвета. Заполнять такие таблицы учащиеся могут как с помощью учителя, так и самостоятельно, выполняя взаимопроверку.
(Ученик выписывает из текста именно то, что находит сам. Чаще всего аудиалы выпишут звуки, кинестетики — предметы описания и запахи, а визуалы — цвета. После составляется единая таблица к произведению на доске)

Вот как выглядит таблица к произведению М.О. Ауэзова «Степной пейзаж» (2 класс)
Предметы описания
Степь, воздух, ковыль, полынь, степной курай, жаворонки, небесный простор,
стая журавлей
Звуки
Ковыль чуть слышно шелестит…
Звонкие песни жаворонков.
Однообразное прощальное «тру-тру».
Цвета
Белое море переливается из серебристого в желтое и тёмное..
Ковыль принял серебристую окраску.
Полынь пожелтела.
Запахи

В З классе к этой таблице добавляется графа Действие. А в 4 классе такая таблица видоизменяется, в ней появляются графы: Вижу, Слышу, Чувствую. К этому моменту учащиеся уже осознают, что мир воспринимается через зрение – Вижу, слух — Слышу, чувства – Чувствую. Этот прием обеспечивает «переживание» текста на внутреннем уровне с учетом познавательных предпочтений и сенсорного восприятия учащихся. С учащимся можно проанализировать, как автор организует информацию: использует общий план или детали, как выстраивает звуковой, кинестетический (действенный) и цветовой ряды.

«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовского (3 класс)

1 часть
Предметы
описания

Осенний лес около Бергена
Звуки
Шум прибоя
Веселое эхо
Швырнуть звук через скалы
Цвета, запахи
Зелёные пряди мха
Грибной воздух
Шелест листьев

2 часть
Предметы
описания

Комната Грига, рояль
Музыкальная пьеса Эдварда Грига

Цвета
Белые и черные клавиши

Звуки
Тишина
Плакала Золушка
Звучала одна маленькая струна
Шумела буря
Поёт ранним утром пастуший рожок
Шум моря
Ветер трубил в снастях
Перезвон лесных колокольчиков
Свист птиц
Ауканье детей
Действия
Тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом, смолкали
Мелодия росла, подымалась, бушевала, срывала, качала, била….

Например, при изучении пролога к «Руслану и Людмиле» А.С.Пушкина работа может строиться так:
-Заполните ту графу таблицы, которая вам ближе всего. (Каждый ученик пишет то, что он видит, слышит, чувствует в прочитанном. После этого заполняется способом дополнений общая таблица на доске. Это помогает изучить произведение «идя от ребенка» и учитывает особенности сенсорного мышления. Результаты работы необходимо сравнить, дополняя таблицу образами, прочувствованными другими: это поможет не только подчеркнуть индивидуальность восприятия каждого, но и создать целостную картину).

Вижу
Могучий дуб
Черный кот
Золотая цепь
Леший старый
Русалка

Слышу
Шум моря
Звон цепи
Свист Бабы-Яги
Смех лешего
Мяуканье кота

Чувствую
Влажность
Страх
Волнение
Холод
Любопытство

Обратимся к работе над поэтическим текстом на примере произведения В.В.Набокова «Дождь пролетел» (4 класс):

Дождь пролетел и сгорел на лету,
Иду по румяной дорожке.
Иволги свищут, рябины в цвету,
Белеют на ивах сережки.
Воздух живителен, влажен, душист.
Как жимолость благоухает!
Кончиком вниз наклоняется лист
И с кончика жемчуг роняет.

Учащиеся заполняют таблицу: вижу, слышу, чувствую. После чего им предлагается выписать глагольный ряд: пролетел и сгорел, иду, свищут, благоухает… и определить время глагола. Это поможет проследить переход из прошлого к настоящему. После совершившегося действия, через такт наступает перелив красок. К нему готовит антитеза – дождь – сгорел, порождая красный цвет в восприятии, и готовит к эпитету румяная и белому: сережках и жемчугу.
Нужно обратить внимание и на звуковую окраску: звукоряд из слов дождь, дорожке, свищут, сережки превращается в птичью трель «ив»: иволга, свищут, на ивах, живителен. После этой работы логично перейти к разбору и обсуждению восприятия учащимися смысла произведения: почему оно написано и как в нем отражается мировоззрение автора. Возможно, кинестетики будут говорить о живительном аромате природы, а визуалы просто скажут: « Дождь для автора – это жемчуг». После проведенной работы на этапе рефлексии учащимся целесообразно предложить создать сочинение – миниатюру «После дождя».

Описанная выше работа создает необходимые предпосылки для перехода к более глубокой работе по теории литературы и классификации художественных тропов (эпитетов, сравнений, метафор), к наблюдениям за звуковым строем текста (аллитерациям). Так в 4 классе можно проанализировать, как автор организует информацию: использует общий план или детали, как выстраивает звуковой, кинестетический (действенный) и цветовой ряды. Необходимо так же ввести понятие позиций восприятия, выраженных в тексте:
1. автор описывает события, увиденные своими глазами;
2. отождествляется с другими людьми, животными, предметами;
3. автор или герой представляют себя со стороны.
и предлагать учащимся задания на стилизацию текста с одной из позиций восприятия.

Систематическое использование данных приемов позволяет детям хорошо писать сочинения-описания. В работе каждый ученик выбирает свой тип художественного восприятия: визуалы обращаются к цветовой гамме, кинестетики — к форме и движениям, аудиалы используют звуковые образы.
При таком обучении необходимо так же вырабатывать рефлексию у учащихся относительно собственных стратегий создания художественного текста, развивать и пополнять их арсенал.
Описанные выше механизмы психолингвистического анализа текста и литературного творчества могут служить хорошей основой для конструирования уроков в условиях личностно-ориентированного обучения.

Литература
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М.: Просвещение, 1992.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.,2003.-с.213-230
Плигин А.А. «Что?» и «Как?» на уроках литературы. //М.: Народное образование.1996. № 6
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1998.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

Источник

Читайте также:  Механизмы формирования положительных эмоций
Оцените статью