Стресс у ребенка
Что такое стресс
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стадии стресса
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Причины возникновения детского стресса
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Признаки стресса у детей
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Последствия стресса у ребенка
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Лечение стресса у детей
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.
Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.
Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.
Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Источник
«Причины стрессовых ситуаций у школьников»
статья
Статья:
«Причины стрессовых ситуаций у школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prichiny_stressovyh_situatsiy.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины стрессовых ситуаций у школьников»
Шевалдина Оксана Владимировна
Будущее страны целиком и полностью зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому важно поддерживать физическое и психологическое здоровье школьников. Стресс – один из факторов, пагубно влияющих на психику ребёнка и, как следствие, на состояние в целом. В данном эссе рассмотрены основные стрессовые факторы, влияющие на школьников, а также предложены возможные пути выхода из стрессовых ситуаций и их предупреждение.
Е жедневно каждый из нас сталкивается с огромным количеством стрессов. При этом очень сложно контролировать свои эмоции (точнее свою реакцию на окружающее), и для человека становится характерно состояние плохого настроения и вспышек взрывов на окружающих. Особенно ярко это проявляется у детей, которые в меньшей степени владеют своими эмоциями. Именно поэтому данная тема очень важна: будущее нашей страны, да и мира в целом, зависит от подрастающего поколения, и в наших интересах, чтобы дети росли психологически и физиологически здоровыми, готовыми к ситуациям, которые ставит реальный мир.
Понятие стресса введено канадским учёным Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Однако взрослому это сделать гораздо легче, чем подростку. Обозначим стрессовые ситуации, которые наиболее типичны для современного школьника:
Стрессовая педагогическая тактика
Одним из основных источников стресса для школьника являются конфликтные ситуации с педагогом, агрессивная, эмоционально неблагоприятная среда, а также конфликты между родителями и школой. Страх унижения, упрека в несостоятельности – также источник стресса. Стоит отметить, что в классах с жестким педагогом примерно в 3 раза повышается общая заболеваемость учеников, а также возникают неврологические расстройства, что не наблюдается в классах со спокойным, доброжелательным учителем.
Интенсификация учебного процесса
Данная ситуация возможна в разных случаях. Например, при переходе из одного звена средней школы в другое или из-за смены преподавателя и, как следствие, методикой обучения. Важно, что при этом у ученика появляется стрессовый фактор – нехватка времени. Это приводит не только к снижению качества при выполнении домашних заданий, но и к психологическому напряжению, переживаниям ребёнка.
Конфликтные ситуации со сверстниками
Как правило, для подростка в период становления личности очень важно мнение окружающих, особенно сверстников. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться расположения одноклассников чаще всего является причиной стресса подростков. Ученик испытывает сильные эмоциональные переживания, при этом снижается успеваемость школьника, изменяется поведение. Взрослые зачастую не замечают этого, и в подавляющем большинстве случаев они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников. Ни учителя, ни родители не видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. А именно в этом возрасте подросток больше всего нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем. И это самая большая беда!
Адаптация в новой школе
Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые учителя, новые знакомства, новые правила.…Зачастую подростку достаточно сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся. Подростка просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.
Единый государственный экзамен является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы получить новый шанс. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл. Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди школьников растёт. Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданного экзамена не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств.
У большинства учащихся стресс, связанный с учёбой, проявлялся в плохом настроении, депрессии, ощущении беспомощности, плохих снах и головной боли.
2. Способы преодоления стрессов.
Как было сказано выше, наличие стрессовых ситуаций напрямую зависит от учебного процесса, поэтому, на мой взгляд, можно предложить школе:
- снижение объема суммарной образовательной нагрузки;
- совершенствование работы по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке учащихся;
- сохранение возможностей обучаться в общеобразовательных классах для подростков, не определившихся с профилем обучения;
- приоритет таких вариантов профильного обучения, которые предполагают индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых группах;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной работоспособности
Школьникам можно предложить три способа управления стрессом:
- Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс.
- Реальная оценка стрессовой ситуации. Это не только поможет распознать тип стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких — примириться с действительностью.
- Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию борьбы.
Физкультура против стресса!
Ежедневная физическая нагрузка и правильный режим питания – помощь борьбы со стрессом. Установлено что под воздействием физических упражнений в организме выделяются эндорфины — особые химические вещества, ослабляющие боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной напряжения. Поэтому мы рекомендуем:
- ежедневно выполнять простые физические упражнения, например, наклоны, приседания, ходьба на месте, упражнения для головы и плеч и т.д.;
- установить режим дня и режим питания;
- чаще бывать на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения.
В заключении хочется отметить, что стресс нельзя однозначно рассматривать как что-то хорошее или плохое. В некоторых стрессовых ситуациях, например в спорте, ответная реакция на стресс играет роль помощника – обостряет внимание и зрение, ускоряет реакцию, прибавляет сил и т.д. – то есть мобилизует организм на борьбу с внешними факторами. В других ситуациях, наоборот, стресс ведёт к истощению организма, решения и действия в таком состоянии могут быть неадекватными ситуации.
Стоит помнить, что вред приносит не стресс как таковой, а реакция человека на стрессовую ситуацию. Неадекватная реакция на стресс может напрямую повлиять на здоровье: возможна потеря аппетита, усталость, головная боль, человек более подвержен инфекциям, вирусам, сердечным приступам.
Жизнь современного человека, а в особенности подростка, невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов!
Источник