Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 36
§ 36. Стресс и его воздействие на человека
Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение. Эмоционально устойчивые люди с интересом воспринимают большинство изменений, связанных с возникновением и решением новых проблем, которые постоянно ставит перед ними жизнь. Они успешно справляются с переменами, следствием чего могут быть не только положительные, но и отрицательные эмоции (несчастные случаи, болезни и др.). Эта способность человека характеризует его психологическую уравновешенность. Необходимо отметить, что как внешние факторы (меняющаяся обстановка), так и человеческие способности реагировать на них могут постоянно меняться в зависимости от ситуации и силы внешних воздействий. Любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться к новым обстоятельствам, требуют определённого физического и психологического напряжения.
Психологическая уравновешенность человека зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
Действие стрессоров (воздействий) суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом, представляющим собой ответ на любой стрессор.
Различают три стадии общего адаптационного синдрома:
• стадия мобилизации защитных сил (реакция тревоги);
• стадия резистентности (приспособление к трудной ситуации);
• стадия истощения (при сильном и длительном стрессе).
В ответ на действие стрессора в организме возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Может наблюдаться увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления, замедление пищеварения, прилив крови к мышцам. В результате улучшается деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят в действие и организм пребывает в таком состоянии длительное время, возможны различные нарушения его функций (сердечно-сосудистой системы и др.).
На стадии резистентности стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
Если уровень стресса слишком долго остаётся очень высоким, то наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Человек в состоянии истощения страдает от полного упадка физического и духовного здоровья.
Необходимо отметить, что физическая и психическая энергия человека неразрывно связаны. Следовательно, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошёнными мы чувствуем себя психически. В то же время отмечено, что не столько события сами по себе определяют, подвержены мы стрессу или нет, сколько наши реакции на эти события. Одни люди прекращают сопротивление при первых признаках физиологического стресса. Другие продолжают сопротивление уже за пределами физиологического упадка сил, только с помощью силы духа.
Стресс не всегда причиняет вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и организм готовится к оптимальному режиму работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед соревнованием).
Сильный стресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что ведёт к увеличению риска получить инфекционные заболевания. Частые и продолжительные сильные стрессы могут привести к развитию язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Оптимальный уровень стресса для каждого человека индивидуален. В небольших дозах стресс психически благоприятен. Он добавляет интерес к жизни, заставляет человека тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным и ценным, обладающим определённым смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда же стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психическую энергию, нарушает деятельность человека и часто заставляет его чувствовать себя удручённым и бесполезным.
Каждый организм отвечает на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы с ним, направленные на обеспечение психологической уравновешенности, т. е. поддержание стресса на оптимальном уровне.
Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением в условиях воздействия различных по силе и характеру эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
Общие рекомендации противодействия сильному стрессу:
• научиться формировать у себя уверенность в своих возможностях управлять своими поступками и поведением, учиться находить оптимальные решения в различных экстремальных ситуациях;
• быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий;
• научиться ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без лишнего перенапряжения;
• реально смотреть на свои возможности, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
• научиться жить с собой в согласии, радоваться жизни, получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня;
• научиться радоваться своим успехам;
• приучить себя регулярно заниматься физической культурой и спортом. Физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Постоянная двигательная активность способствует психологической уравновешенности и уверенности в себе. Физические упражнения — один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса;
• соблюдать режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет важную роль в преодолении последствий сильного стресса;
• вырабатывать у себя привычку по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Выводы
1. Борьба со стрессом начинается с выработки у себя психологической уравновешенности и убеждения в том, что вы, и только вы сами отвечаете за своё духовное, физическое и социальное благополучие.
2. Существуют общие принципы борьбы со стрессом, которых необходимо придерживаться, чтобы достичь психологической уравновешенности.
3. Физические упражнения и занятия спортом помогают противостоять последствиям сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.
Вопросы
1. Какие причины могут привести к возникновению стресса?
2. Почему оптимальный уровень стресса благоприятен для человека?
3. Какое значение имеет психологическая уравновешенность человека для минимизации последствий сильного стресса?
Задания
1. Проанализируйте и перечислите основные качества, которые вам необходимо сформировать для профилактики сильного стресса.
2. Запишите в «Дневнике безопасности» общие рекомендации, соблюдение которых будет способствовать вашей защищённости от последствий сильного стресса.
Источник
Урок по ОБЖ «Стресс и его воздействие на человека»
Конспект урока по ОБЖ
для 7 класса на тему:
«Стресс и его воздействие на человека»
Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.
Задачи:
Познакомить учащихся с общими понятиями стресса, стрессовыми факторами (стрессорами).
Показать влияние стресса на человека и его здоровье.
Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья.
Научить сохранять свое здоровье, т.е. бороться со стрессом.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», домашнее задание).
Предварительная подготовка к уроку : выступления учащихся по теме «Лечение с помощью животных», «Упражнения для снятия стресса».
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев
I. Изучение нового материала (объявление темы урока) 10 минут
— На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс. Стресс стал неотъемлемым спутником нашей жизни, как бы мы ни старались его избежать.
— Что такое стресс? (Ответы учащихся: нервное напряжение, расстройство по любому поводу, плаксивость и др.)
1. Понятие стресса
Стресс (в переводе с английского «напряжение») – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Что происходит дальше – известно. В ответ на встряску в нашем организме мозг посылает сигнал тревоги, выбрасывая в кровь гормоны, призванные привести все наши органы и системы в режим повышенной боевой готовности. История знает немало примеров, когда в состоянии стресса творческие люди создавали свои самые великие произведения. «Реквием» Моцарта, сонаты Бетховена – яркий тому пример. У многих из нас в критической ситуации как бы открывается «второе дыхание», совершенно обычные люди способны, как говорится, горы свернуть.
К тому же гормоны стресса (прежде всего адреналин) оказывают стимулирующее действие на иммунитет, активизируют работу сердца, углубляя дыхание, расширяют сосуды. И в этом смысле стресс – прекрасный тренажер, позволяющий держать организм в «форме», закаливающий иммунную и нервную системы, помогающий нам справляться с перегрузками.
Также доказано, что выброс адреналина оказывает мощное обезболивающее действие. Если у вас болит голова или зуб, в стрессовой ситуации боль пройдёт: организм на биохимическом уровне просто переключится на решение более важной задачи.
Давайте же проверим, что вы в свою очередь можете рассказать о стрессе.
— Как часто вы с ним сталкиваетесь?
— Часто ли вы или ваше окружение оказываются в стрессовой ситуации?
— Каковы последствия стресса, с которыми вы столкнулись?
Стресс всегда вызывают стрессоры. Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма. Они бывают:
Физические Психические
1. Холод 1. Конфликтные ситуации
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.
— А какие конфликтные ситуации могут вызвать стрессовое состояние?
Неопределенность (нет работы, нет перспектив на будущее);
Чувство способности сделать больше, чем получается;
Слишком кипучая жизнь, в чрезмерном темпе, с большим грузом забот;
Страх болезни, бедности и т. д.;
Неуспех, провал, позор;
Любое неожиданное событие.
3. Фазы стресса
а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности — «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.
— Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)
II. Тест: «Мой уровень стресса» 5 минут
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
Сложите количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок:
от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
от 6 до 10 – средний уровень стресса;
от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
— Есть ли необходимость в борьбе со стрессом? А может, делать это как раз и не стоит? К чему всю жизнь играть в кошки-мышки с происками судьбы?
III . Изучение нового материала (продолжение) (20 минут)
Способы борьбы со стрессом.
Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. С другой стороны, когда стресс длится долго, защитные силы организма изнашивают его органы и системы (в первую очередь – сердечно-сосудистую и нервную). Такой чрезмерный, затянувшийся стресс считают одной из причин таких заболеваний, как гастрит, язва желудка, гипертония, бронхиальная астма, сахарный диабет, болезни щитовидной железы. Поражает также иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям. Не секрет, что зачастую именно перенесённый стресс является катализатором осеннее – зимних эпидемий гриппа и ОРВИ. Верными признаками перегрузки также могут быть боли в позвоночнике, изжога, тошнота, головокружение, мышечный спазм, головная боль.
Таким образом, со стрессом нужно бороться, и бороться надо всеми доступными методами. Существует множество способов борьбы со стрессами.
– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человеку от команды. Заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
Способы борьбы со стрессом:
Природа, музыка, книги (потанцуй под музыку, громко спой любимую песню, послушай музыку, погуляй на природе в тихом малолюдном месте, почитай книгу или журнал).
Общайся с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
Поддержка близких ( можно высказаться тем людям, которые выслушают и поймут).
Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
Прими контрастный душ.
Скомкай газету, сделай этот комок как можно меньше и забрось как можно дальше или порви газету на мелкие кусочки.
Крась красками — техникой «пальчиковые мазки, кляксы, брызги».
Посмотри на приятные вещи или приятных людей.
Помой посуду, или постирай бельё.
Правильно питайся, соблюдай режим дня.
Общайся с животными.
Выполняй упражнения для снятия стресса.
Давайте послушаем, какой материал подготовил нашему вниманию . (выступление учащегося)
— Впрочем, не все так безнадёжно, как кажется. Врачи не скрывают: то, какими будут последствия, перенесенного вами стресса, во многом зависит от вас.
I V. Закрепление. Практическая работа (5 минут)
Снять стресс помогают самые простые методы, которые не требуют специального оборудования и больших затрат времени. Я предлагаю воспользоваться дыхательной гимнастикой, предложенной модной нынче йогой. Их можно делать в любом месте, где застиг вас стресс. Чтобы вы правильно их выполняли, попробуем их сделать прямо сейчас, все вместе.
(выступление учащегося с показом дыхательной гимнастики).
V. Обобщение. Подведение итогов
Медики доказали, что у тех, кто разучился радоваться жизни, снижается иммунитет, их подстерегают вирусы и простуды. Допустить этого никак нельзя. Надо срочно разрабатывать свою программу действий. Надеюсь, что те знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, помогут вам разработать свою собственную программу борьбы со стрессом. Мы все сегодня отлично поработали и теперь нам стресс не страшен.
VI . Домашнее задание.
Допишите начало фразы, используя готовые ответы.
Чему может научиться ребёнок?
Тест «Твой уровень стресса»
В последние месяцы ты:
Писал(а) контрольную в школе
Сильно спорил(а) или подрался(лась) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед классом
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношениях с родителями
Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Тест «Твой уровень стресса»
В последние месяцы ты:
Писал(а) контрольную в школе
Сильно спорил(а) или подрался(лась) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед классом
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношениях с родителями
Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Лечение с помощью животных
Ученые уже давно исследуют, каким образом общение с животными влияет на психику человека. Оказывается, бессловесные Мурки и Шарики способны воздействовать на нас ничуть не меньше, а может быть, даже и больше, чем мы на них. В принципе любое домашнее животное — психотерапевт. А собака вообще ходячий антидепрессант. Лечение с помощью собак, особенно помогает пожилым людям. Выгуливая собаку, они больше двигаются и дышат свежим воздухом. Язык собаки — отличный антисептик. В ее слюне содержится лизоцим. Это вещество защищает от бактерий и помогает заживлять раны. Достаточно просто находиться рядом с ней, ласкать, гладить, гулять — оздоровительный эффект будет налицо. Собственно поглаживание шерсти любого домашнего животного своего рода подзарядка для человека, и она ему просто необходима. А то, что хозяину приходится регулярно в любую погоду гулять со своим питомцем, уже приносит ему огромную пользу. Люди, имеющие собак, гораздо реже посещают врачей. Одинокие собаковладельцы вдвое меньше подвержены депрессиям, чем одиночки, у которых нет собак. Да и самые счастливые и благополучные дети растут в семьях, где есть собака. Подвижный, активный ребенок избыток своей энергии с пользой потратит на общение с четвероногим другом, а нерешительному и замкнутому малышу животное поможет установить контакт со сверстниками, стать более раскованным. Контакт с собакой способствует снятию спазмов. Американские исследователи доказали, что трехминутное поглаживание четвероногого друга по голове приравнивается к приему одной таблетки ношпы. Замечено, что в семьях, где есть собака (неважно, какой породы), легче преодолеваются конфликты.
Кошка хорошо успокаивает нервы. Надо только погладить ее по шерстке, и напряжение пройдет. Эта же процедура снижает кровяное давление и нормализует пульс. Кошки так хорошо снимают стресс, что могут облегчать «ломки» алкоголиков и наркоманов.
Лечение лошадьми. Список заболеваний, при которых полезна терапия верховой ездой, очень велик. И дети, и взрослые после травм головного и спинного мозга, после инсультов или же с такими тяжелыми заболеваниям, как рассеянный склероз или эпилепсия, на собственном опыте убеждаются в благотворном эффекте иппотерапии. Например, не было случая, чтобы больного эпилепсией припадок настиг во время прогулки верхом. Даже медицинская литература отмечает такой удивительный факт. У тяжелых неврологических больных улучшается координация движений, они становятся более собранными и подвижными. Прогулка верхом нормализует наш тонус, то есть избавляет напряженные мышцы от спазмов и, в то же время стимулирует активность чересчур расслабленной мускулатуры. Такие задачи не под силу выполнить даже самому искусному массажисту. Во время движения лошадь создает трехмерные колебания, она движется в едином ритме. Это полезно для психики тем, что образуются новые нервные связи, особенно это важно для детей. При езде на лошади человек начинает чувствовать свое тело, ведь для того, чтобы ехать верхом, нужно почувствовать центр тяжести, удержать равновесие. Очень важны тактильные ощущения, когда человек гладит лошадь, кормит ее, чистит.
После общения с дельфином человек успокаивается, начинает нестандартно мыслить, быстро находит выход из кризисной ситуации. Дельфинотерапия — это прекрасная психологическая реабилитация для людей, попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс. Их пациенты — предприниматели, люди творческих профессий, дети с заболеваниями нервной системы — аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.
Плавные движения разноцветных рыбок снимают стресс любой напряженности. Учёные давно убедились, что ухоженный аквариум с водными обитателями в доме гарантирует своему владельцу душевное здоровье и радость. У хозяина рыб повышается интеллектуальный уровень, человек делает меньше серьёзных ошибок в жизни, стремится больше времени проводить с семьёй. Рыбки облегчают состояние при простуде, астме, неврозах, бессоннице, нейродермите. Только рыбка рыбке рознь: вероятно, не стоит заводить акулу или пираний, а то вместо лечения можно и увечья получить. Впрочем, кому, что по нраву…
* Птицы помогают от мигреней, способствуют расслаблению и повышают настроение. Канареек и попугайчиков рекомендуется заводить людям, вынужденным подолгу лежать в постели или страдающим депрессиями.
* Общение с хомяком, мышью или кроликом облегчает состояние при болезнях суставов. Эти животные помогают замкнутым и не уверенным в себе людям победить страх перед общением с незнакомой компанией.
Источник