- Выгорание у подростков: что это и как с этим справиться
- Что такое эмоциональное выгорание
- Признаки эмоционального выгорания у подростков
- Причины эмоционального выгорания
- Как бороться с эмоциональным выгоранием у подростков
- 1. Уменьшение нагрузки
- 2. Здоровый отдых
- 3. Забота о здоровье
- 4. Помощь психолога
- 5. Поддержка
- 6. Смена обстановки
- Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Выгорание у подростков: что это и как с этим справиться
«Сгореть» могут не только взрослые на работе, но и дети на учёбе. В этой статье мы расскажем, как помочь школьнику восстановить силы.
Что такое эмоциональное выгорание
Выгорание — это состояние эмоционального и умственного истощения, вызванное длительным стрессом. Такое случается, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и нарастает тревога. И когда тревожность достигает пика, запускается защитный механизм, который выключает работоспособность. Внимание рассеивается, ухудшается память, снижается способность к восприятию информации. А поскольку ресурсы на исходе, физическое здоровье тоже оказывается под угрозой. На фоне эмоционального выгорания могут возникнуть проблемы со здоровьем.
Американские психологи К. Маслач (K. Maslach) и С. Джексон (S. Jackson) выделяют четыре стадии эмоционального выгорания:
- Психическое истощение (постоянное ощущение усталости).
- Сомнения в своих силах и стыд за проявленную слабость.
- Грубость и цинизм, как попытка защититься от стресса.
- Ощущение беспомощности перед лицом неразрешимой проблемы.
Накопившиеся нерешённые задачи, невозможность сконцентрировать внимание, страх перед новым, контрольными — это только лишь малая часть того, к чему можно прийти от усталости. Всё это формирует не только неуверенность в себе, но и ощущение невозможности изменить ситуацию. Человек может заболеть как физически, так и ментально, находясь в постоянной тревоге и бессилии.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Среди школьников выгоранию часто подвержены старшеклассники в период экзаменов. Подготовка в сжатые сроки, давление со стороны окружающих и высокая учебная нагрузка могут привести к истощению. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить у подростка симптомы эмоционального выгорания.
Признаки эмоционального выгорания у подростков
Подросткам свойственно жаловаться на высокую нагрузку в школе. Но не всегда в них говорит лень. При возникновении некоторых симптомов ситуация действительно может быть серьёзной и требовать участия взрослых:
- Если школьник жалуется на усталость даже в выходные и просыпается уже «разбитым», это может быть признаком начинающегося психического истощения.
- Бессонница или прерывистый сон — признаки стресса, которые нельзя оставлять без внимания.
- Резкое снижение учебных способностей может свидетельствовать о том, что знания больше «не лезут» в голову. Подростку становится сложно концентрироваться на чтении учебника, отвечать на занятиях и даже просто поддерживать диалог — он как будто всё время витает в облаках.
- Выгоранию сопутствуют нервозность и раздражительность, внезапные вспышки гнева, а также частые смены угнетённого и гиперактивного состояний.
- Частым симптомом эмоционального выгорания у подростков оказывается самобичевание: «ненавижу себя», «я тупица», «у меня никогда ничего не получится».
- Не реже измотанные школьники склонны жалеть себя: «всем от меня что-то нужно», «все ко мне несправедливы».
- Апатия — постоянный спутник выгорания. Любая активная деятельность начинает казаться подростку бессмысленной: «мне всё надоело», «я ничего не хочу», «это всё бесполезно».
- Выгорание часто сопровождается неприятными ощущениями в мышцах, частыми головными болями, проблемами с пищеварением, болезнями кожи, ногтей и выпадением волос.
Причины эмоционального выгорания
Стресс, приводящий к выгоранию, как правило, обусловлен целым комплексом факторов:
- Высокой нагрузкой. Когда к и без того плотному расписанию в старших классах прибавляется подготовка к экзаменам, школьники почти всё время тратят на учёбу. Огромные объёмы новой информации при недостатке отдыха вызывают психологический перегруз.
- Эмоциональным давлением. «С такими знаниями ты ничего не сдашь!», «Я жду от тебя только пятёрку» — порой взрослые заставляют подростка предъявлять к себе нереалистичные требования, а перфекционизм порождает страх и нервозность. В итоге вместо того, чтобы усиленно заниматься, подросток теряет интерес к учёбе.
- Ощущением необъятности. Если задач слишком много, и школьник не понимает, за что браться и как всё успеть, — он может начать прокрастинировать. Внешне это выглядит как лень, но на самом деле тревога не даёт ему взяться за дело.
Как бороться с эмоциональным выгоранием у подростков
Лучшее, что можно сделать с эмоциональным выгоранием, — предупредить его на ранних стадиях. Но если уже поздно, то для восстановления понадобится время и комплексные меры.
1. Уменьшение нагрузки
Учёба важна, но здоровье важнее. Прежде всего необходимо восстановить нормальный режим, в котором будет достаточно времени на отдых.
Навыки планирования и тайм-менеджмента помогут адекватно распределить нагрузку.
2. Здоровый отдых
Зависание в соцсетях и запойный просмотр сериалов едва ли помогут психике восстановиться. Важно, чтобы досуг приносил удовольствие и при этом позволял разгрузить голову. Встречи с друзьями, творчество и любимые хобби — вот что отлично восстанавливает душевные силы.
3. Забота о здоровье
Выгорание вредит телу не меньше, чем психике. Для восстановления нормального самочувствия очень важно, чтобы подросток правильно питался, регулярно бывал на свежем воздухе и достаточно много спал.
4. Помощь психолога
Выгорание — серьёзная проблема, и чтобы помочь подростку справится с ней, полезно обратиться к специалисту.
Выгорание — эмоциональное истощение. В первую очередь необходимо отложить всё, что вызывает тревогу, и заняться базовыми потребностями. Нужно отнестись серьёзно к своим ощущениям и организовать условия для восстановления сил. Когда мы болеем, мы лечимся. Тут тоже самое: наладить режим сна, питания и физической активности. Ходить — тоже активность, ходьба снижает стресс, а если ещё под музыку, то и успокаивает.
Нужно общаться — выговариваться и слушать других, обсуждать то, что хочется. Писать, наговаривать на диктофон, рисовать — всё то, что ощущаете, мыслите и планируете — так вы разгрузите голову, которой нужно снизить напряжение.
Кому-то достаточно будет одного разгрузочного дня, а кому-то потребуется чуть дольше и поддержка взрослых (родных, психолога, врача) — важно обращаться за помощью и озвучивать то, что с вами происходит.
Как только почувствуете себя чуточку лучше — начните учиться планировать. В этом плане всегда должны быть восемь часов сна, три приёма пищи, ежедневный выход на улицу и час на время для себя.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
5. Поддержка
Любовь и поддержка значимых взрослых помогут подростку скорее выйти из тяжёлого эмоционального состояния. Для этого нужно показать ему, что вы на его стороне: похвалить его за старания, обсудить тревоги и предложить помощь. Важно, чтобы подросток понимал, что его принимают и ценят вне зависимости от учебных достижений.
Что делать, если выгоревший подросток не идёт на контакт, не готов принять помощь?
Если взрослый видит, что у ребёнка есть проблемы, указывающие на стресс, — тревожность, неуверенность, апатия, — то это сигнал к действию. Необходимо посетить врачей (невролога, эндокринолога), сдать анализы и заняться поиском ресурсного состояния, в котором на помощь можно позвать психолога. Главное — это помнить про позицию взрослого: вы отвечаете за безопасность и здоровье ребёнка, а значит, вы можете диктовать условия, которые отвечают обеспечению основных базовых потребностей.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
6. Смена обстановки
Восстановить силы и на время забыть об учебных тревогах помогут небольшие путешествия. Это не должно быть приключение, полное эмоций. Важнее, чтобы поездка позволила подростку отдохнуть и отвлечься от тревожных мыслей.
Если учёба в школе доводит подростка до нервного истощения, возможно, стоит сменить форму обучения. В «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» ученики получают на 50% меньше нагрузки без потери качества знаний. Чтобы убедиться в этом, воспользуйтесь демодоступом и попробуйте позаниматься у нас бесплатно в течение недели.
Источник
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник