Когнитивные (умственные) функции мозга
Выделяют состояния когнитивных нарушений | ||
легкие когнитивные нарушения | умеренные когнитивные нарушения | выраженные когнитивные нарушения или деменция |
В зависимости от преимущественной локализации патологического процесса когнитивные расстройства разделяют на состояния с преимущественным вовлечением коры и подкорковых структур. В то же время необходимо отметить, что по мере прогрессирования заболевания процесс имеет тенденцию к генерализации с вовлечением как коры, так и подкорковых структур.
При легкой степени минимальный когнитивный дефицит: больной полностью ориентирован, хорошо выполняет тесты, определяющие состояние оперативной памяти, контролирует свое поведение и эмоции, легко выполняет 2-3 сложные инструкции. Вместе с тем у него отмечается определенное снижение концентрации внимания, умственной работоспособности, запоминания нового материала.
Легкие когнитивные нарушения характеризуются в основном жалобами на снижение памяти, особенно при необходимости запомнить большой объем информации. В их основе лежат патологические изменения в головном мозге, однако эти изменения еще не оказывают влияния на социальную, профессиональную и бытовую деятельность человека. Отмечаются только снижение скорости обработки информации, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. На этой стадии о наличии когнитивных нарушений можно судить только по наличию жалоб и данным психологического обследования.
Критериями легких когнитивных нарушений служат:
- жалобы больного на снижение памяти, умственной работоспособности, выявленные при опросе врачом;
- легкие когнитивные нарушения при обследовании психологом;
- отсутствие нарушений поведения.
При умеренной степени больной периодически путается во времени и пространстве, у него отмечается умеренное снижение оперативной памяти, при выполнении двусложных инструкций допускает ошибки.
У больных с синдромом умеренных когнитивных расстройств могут наблюдаться:
- умеренное снижение способности к концентрации внимания;
- ухудшение симультанного восприятия (затруднение одномоментного восприятия нескольких стимулов);
- ухудшение памяти на текущие события, имена новых знакомых, географические названия;
- рассеянность, частый поиск забытых вещей.
Синдром умеренных когнитивных расстройств часто сопровождается утомляемостью, снижением настроения и тревожностью в связи с осознанием собственной неполноценности.
Умеренные когнитивные расстройства возникают при различных заболеваниях головного мозга. Они не приводят к утрате независимости в повседневной жизни. Могут отмечаться затруднения при выполнении сложных и необычных видов деятельности. Распространенность умеренных когнитивных расстройств увеличивается с возрастом, достигая 11-17% у людей старше 65 лет. Умеренные когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до развития деменции (слабоумия).
Существуют следующие критерии умеренных когнитивных расстройств:
- наличие когнитивных расстройств со слов больного или его ближайшего окружения;
- свидетельства снижения когнитивных способностей по сравнению с исходным, более высоким уровнем, полученные от больного или ближайшего его окружения;
- объективные свидетельства нарушений памяти или других когнитивных функций, полученные с помощью нейропсихологических тестов;
- сохранность бытовых навыков, социальной активности.
Выраженная степень когнитивных расстройств — это деменция (слабоумие), когда снижение памяти интеллекта сочетаются с различной степенью социальной дезадаптации. Нарушения мешают больному работать, выполнять свои социальные функции нормально контактировать с другими людьми.
Деменция
Различают 3 степени тяжести деменции:
- Легкая: трудовая и социальная активность нарушены, однако сохранена способность жить самостоятельно при адекватной личной гигиене и относительной сохранности суждений.
- Умеренная: при относительно сохранной способности жить самостоятельно необходима некоторая степень присмотра.
- Тяжелая: больному требуются постоянное наблюдение и уход, он не способен поддерживать личную гигиену.
Деменция (отлат.de-«утрата»,mentos-«ум»;синоним-слабоумие) – приобретённые устойчивые полифункциональные когнитивные нарушения (ухудшение памяти, интеллекта, умственной работоспособности и др.), выраженные в значительной степени, определяемые на фоне ясного сознания, имеющие причиной органическое поражение головного мозга.
Приобретённый характер когнитивных нарушений при деменции свидетельствует о том, что это состояние развивается в результате какого-либо произошедшего в течение жизни поражения головного мозга. Деменция представляет собой снижение интеллекта по сравнению с исходно более высоким уровнем. Этим деменция отличается от изначальной недоразвитости когнитивных функций (олигофрении).
Устойчивость нарушений подразумевает, что они присутствуют в течение определённого продолжительного времени. Так, в соответствии с рекомендациями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) диагноз «деменция» возможен при длительности когнитивных расстройств не менее 6 мес. До этого срока диагноз может быть сформулирован предположительно.
Полифункциональный характер нарушений подразумевает одновременное страдание нескольких когнитивных функций, например памяти и речи, памяти и интеллекта или памяти, интеллекта и речи ит. д. При этом нарушение каждой когнитивной функции выражено в значительной степени.
Значительная степень нарушений подразумевает тот факт, что они оказывают негативное влияние на повседневную жизнь, то есть вызывают затруднения, по крайней мере, в одной из следующих областей: профессиональной деятельности, хобби (увлечения), взаимодействии с другими людьми, повседневному быту, самообслуживании. При отсутствии таких затруднений следует говорить не о деменции, а о не дементных (лёгких или умеренных) когнитивных нарушениях.
Когнитивные нарушения при деменции выявляются на фоне ясного сознания, то есть они не связаны с помрачением сознания. Пациент с деменцией демонстрирует расстройства памяти внимания, находясь в состоянии активного бодрствования. Этим деменция отличается от делирия.
По определению, в основе деменции всегда лежит органическое поражение головного мозга. Важно оговориться, что оно не всегда носит первичный характер, то есть не всегда связано с непосредственным анатомическим повреждением церебральных структур. Головной мозг может страдать вторично по отношению к соматической патологии. Патогенетическим механизмом поражения в таких случаях становятся системные дисметаболические расстройства (так называемая дисметаболическая энцефалопатия, например, при гипотиреозе).
Следует отметить, что тяжёлая депрессия иногда приводит к выраженным когнитивным расстройствам при отсутствии органического поражения головного мозга. Для обозначения таких состояний используют термины «псевдодеменция» и «депрессивная псевдодеменция».
Медицинская категория «деменции», представляет синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга и клинически проявляющийся нарушениями в процессах воспоминания и консолидации памяти, в расстройствах планирования и других когнитивных нарушениях, включая речь, ориентировку, абстрактное мышление, праксис. Клиническое значение такие признаки поражения ЦНС приобретают при значимом снижении социальной активности, уровня личности, качества жизни. Не когнитивными симптомами деменции называют частые проявления аффективных расстройств, психотические симптомы, дезорганизованное поведение, тревожные расстройства, расстройства ночного сна. Возникновение деменции обычно незаметное (за исключением острых поражений головного мозга), течение, как правило, прогрессирующее, хотя в некоторых случаях может быть относительно стационарным. Классификация деменций предполагает как клиническую форму проявления заболевания, так и анатомическую локализацию органического поражения ЦНС.
Специфическая патогенетическая терапия когнитивных нарушений при деменциях составляет на сегодняшний день существенный вклад в общий лечебный процесс, включающий использование вазодилататоров, антидепрессантов, бензодиазепинов, антипсихотиков и других средств (возможно эстроген-активных лекарств) симптоматической помощи больным.
Ингибиторы ацетилхолинэстеразы (АхИ) и блокаторы NMDA рецепторов составляют два класса препаратов, облегчающих на патогенетическом уровне когнитивные нарушения при деменциях.
В возрасте старше 65 лет в популяции легкие когнитивные нарушения составляют 15-58%, умеренные — 10-15%, деменция — около 5%.
Страница разработана на основе книги Практическая неврология [Электронный ресурс] / под ред. А. С. Кадыкова, Л. С. Манвелова, В. В. Шведкова — М. : ГЭОТАР—Медиа, 2016. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438909.html\
Сайт создан в рамках дипломной работы «Информационно-образовательные технологии в профессиональной деятельности медицинской сестры при работе с пациентами с когнитивными нарушениями» студентом группы 03051405 специальности 34.02.01 Сестринское дело Петром Викторовичем Степановым.
Источник
тесты. 30. физиологические основы психических функций 30 При текущей деятельности умеренно выраженные эмоции
Название | 30. физиологические основы психических функций 30 При текущей деятельности умеренно выраженные эмоции |
Дата | 27.04.2020 |
Размер | 18.9 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | тесты.docx |
Тип | Документы #119629 |
Подборка по базе: Тема 17 Основы сердечно-легочной реанимации.doc, Теоретические основы стандартизации и подтверждения соответстви, Лекция 8. Основы маркетинга..docx, Задания к ПЗ тема 5. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РФ.docx, самостоятельная работа основы философии.doc, Тест Основы химии нефти.docx, Понятие и совершенствование функций управления предприятием.docx, Тема 2. Основы медицинской подготовки.docx, практическая работа № 4 основы психологического консультирования, Лекция Основы информационного дизайна и визуализации.docx 30. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 30–1. При текущей деятельности умеренно выраженные эмоции: 2 – дезорганизуют деятельность 3 – не влияют на протекание физиологических процессов 4 – нет правильного ответа 5 – отвлекают от текущей деятельности 30–2. Реакции, отражающие ярко выраженное субъективное отношение к раздражителям, называют: 30–3. Отрицательные эмоции у человека возникают, когда: 1 – средств и времени для достижения цели достаточно, но отсутствует мотивация 2 – совпадают параметры запрограммированного и полученного результатов действия 3 – отношение к действию раздражителя безразличное 4 – есть мотивация, но не хватает информации, времени и сил для достижения цели 30–4. В запуске эмоций важную роль играют все структуры мозга, кроме: 1 – спинного мозга – его мотонейронов и вегетативных центров 3 – лимбической системы 30–5. На электроэнцефалограмме человека во всех отведениях зарегистрирован дельта ритм. Это характерно: 1 – для судорожного синдрома 2 – для глубокого сна 4 – для решения умственной задачи во время регистрации 30–6. Доля фазы быстрого сна составляет обычно у взрослого человека в среднем за весь ночной период: 1 – 20 %, играет важную роль для перехода кратковременной и промежуточной памяти в долговременную 2 – 50 %, не участвует в формировании долговременной памяти 3 – 80 %, при этом отсутствуют сновидения 4 – 70%, при этом присутствуют сновидения 30–7. Максимальная продолжительность фазы быстрого сна наблюдается: 2 – у лиц зрелого возраста 3 – у детей первого года жизни 4 – у подростков 5 – у долгожителей 30–8. При перерезке на уровне между средним и промежуточным мозгом или при поражении ретикулярной формации среднего мозга в цикле сон–бодрствование: 1 – резко сократится продолжительность сна 2 – не произойдет существенных изменений 3 – резко сократится продолжительность бодрствования 4 – станет одинаковой продолжительность сна и бодрствования 30–9. В деятельности организма сновидения осуществляют (верно все, кроме): 1 – обеспечивают защиту личности от эмоциональных конфликтов 2 – возникают преимущественно в фазу быстрого сна 3 – отражают активность сферы бессознательного 4 – возникают преимущественно в фазу медленного сна, не связаны с событиями во время бодрствования 5 – нет правильного ответа 30–10. Наиболее важную роль в переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидации памяти) играют: 1 – базальные ядра 3 – комплекс гиппокамп – миндалина 4 – черная субстанция 5 – орбито–фронтальная кора 30–11. Основные процессы, обеспечивающие формирование кратковременной и долговременной памяти, происходят в: 1 – соме нейрона 5 – в нервной терминале 30–12. Долговременная память хранится в мозге преимущественно: 1 – в ограниченных участках коры больших полушарий 2 – в большей части нейронов коры больших полушарий 3 – в четверохолмиях 4 – в базальных ядрах 5 – в гиппокампе 30–13. При нарушениях биосинтеза белков (старение, цитостатики, алкоголизм) наибольшие нарушения наблюдаются: 1 – в формировании кратковременной памяти 2 – в процессе консолидации (переходе кратковременной памяти в долговременную) 3 – при использовании ранее имевшейся в долговременной памяти информации 4 – в процессе формирования иконической памяти 5 – в процессе забывания 30–14. Восприятие – это форма отражения: 1 – отдельных свойств предмета 2 – предмета как единого целого 3 – различных предметов одновременно 4 – взаимосвязи отдельных свойств разных предметов 5 – путем умозаключения 2 – понятий, суждений, умозаключений 5 – кратковременной памяти 30–16. Физиологической базой конкретно–чувственного отражения является преимущественно преобладание активности: 1 – первой сигнальной системы и правого полушария 2 – второй сигнальной системы и левого полушария 3 – соматосенсорной коры правого полушария 4 – орбито–фронтальной коры левого полушария 30–17. В поддержании сознания участвуют все физиологические механизмы, кроме: 1 – активации коры через ретикулярную формацию 2 – непосредственный эффект активации мотонейронов скелетных мышц 3 – функциональной связи сенсорных и моторных речевых зон коры 4 – активности доминантного (речевого) полушария 5 – нет правильного ответа 30–18. Физической основой механизма фонации является: 1 – колебания голосовых связок гортани 2 – резонанс полостей голосового тракта, особенно полости рта и глотки 3 – колебания мягкого неба 4 – резонанс полостей носовых пазух 30–19. Корковый центр восприятия устной речи (центр Вернике) расположен в: 1 – затылочной коре (поле 39) 2 – верхней височной извилине (поле 22) 3 – нижней лобной извилине (поле 44) 4 – в прецентральной извилине (поле 4) 5 – в постцентральной извилине (поля 1 – 3) 30–20. Речедвигательный центр (центр Брока) расположен: 1 – в нижней лобной извилине левого полушария (поле 44) 2 – в верхней височной извилине (поле 22) 3 – в угловой извилине затылочной коры (поле 39) 4 – в прецентральной извилине (поле 4) 5 – в постцентральной извилине (поля 1 – 3) 30–21. Левое полушарие при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно: 1 – возрастных и половых отличий голосов 3 – силы и тональной окраски речи 4 – высоты воспринимаемых звуков 5 – длительности речевых сигналов 30–22. Правое полушарие обычно при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно: 1 – интонаций, анализ возрастных и половых отличий голосов 2 – смысла слов и фраз 3 – высоты воспринимаемых звуков 4 – инфразвуковых компонентов воспринимаемых звуков 5 – длительности речевых сигналов 30–23. Сознание – это форма отражения действительности с помощью: 2 – речи, при которой возможно общение и передача информации 3 –I сигнальной системы 4 – экспрессии эмоций 5 – изменений тонуса мышц и позы 31. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ 31–1. К биологическим потребностям не относится: 2 – потребность во сне и отдыхе 4 – иметь профессию 31–2. К социальным потребностям не относится: 2 – иметь образование 3 – исследовательская (познание) 31–3. К идеальным потребностям не относятся: 4 – иметь профессию, занимать определенную должность 31–4. Субъективное состояние, формирующееся на базе потребностей организма – это: 1 – мотивация и эмоция 2 – ориентировочный рефлекс 5 – условный рефлекс 31–5. В запуске мотиваций и эмоций у здорового человека в физиологических условий определяющая роль принадлежит всем структурам мозга, кроме: 2 – спинного мозга 5 – поясной извилины 31–6. Для мотивационных состояний характерны: 1 – целенаправленная поисковая активность на основе генетического и индивидуального опыта 2 – отсутствие эмоциональных переживаний и поисковой активности 3 – наличие тормозной фазы парабиоза 4 – отсутствие потребностей 5 – нет правильного ответа 31–7. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза роль памяти состоит в: 1 – закреплении положительного опыта 2 – стимулировании пускового стимула 3 – извлечении информации, связанной с удовлетворением доминирующей мотивации 4 – в активации обстановочной афферентации 5 – в торможении доминирующей мотивации 2 – реализация эфферентной программы действия 3 – обстановочной афферентации 4 – доминирующей мотивации 5 – пусковой афферентации 31–9. Процесс, участвующий в функциональной системе на стадии афферентного синтеза и отвечающий на вопрос «Что делать?» – это: 2 – пусковая афферентация 4 – доминирующая мотивация 31–10. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Как делать?»: 1 – доминирующая мотивация 3 – обстановочная афферентация 4 – пусковая афферентация 31–11. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Можно делать?»: 1 – доминирующая мотивация 3 – обстановочная афферентация 4 – пусковая афферентация 31–12. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Когда делать?»: 1 – доминирующая мотивация 3 – обстановочная афферентация 4 – пусковая афферентация 31–13. В функциональной системе обратная афферентация осуществляет: 1 – поэтапную коррекцию поведенческого акта 2 – переделку акцептора результата действия и программы действия 3 – прекращение поведенческого акта при достижении полезного результата Источник |