При помощи языка человек выражает свои чувства

При помощи языка человек выражает свои чувства

Роль языка как орудия мышления проявляется, прежде всего, в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности. «Самые высшие достижения человеческой мысли, — говорил М.И. Калинин, — самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка, когда она — как сказали бы философы — опосредствована и объективировалась для других».

Язык выражает и передаёт не только интеллектуальные сообщения, но и чувства — эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно — информативная (функция передачи сообщения), волюнтативная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).

ПСИХОЛИНГВИСТИКА — область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка. Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Следуя принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии», психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания.

Вот вопросы, которые традиционно занимают умы психолингвистов:
1. Симметрично ли устроен процесс распознавания звучащей речи и процесс ее порождения?
2. Чем отличаются механизмы овладения родным языком от механизмов овладения языком иностранным?
3. Какие механизмы обеспечивают процесс чтения?
4. Почему при определенных поражениях мозга возникают те или иные дефекты речи?
5. Какую информацию о личности говорящего можно получить, изучая определенные аспекты его речевого поведения?

Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США. Действительно, сам термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов с целью придания формального статуса уже сложившемуся именно в США научному направлению. Тем не менее наукой с четко очерченными границами психолингвистика не стала и к настоящему времени, так что со всей определенностью указать, какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно. Подтверждение сказанному – содержание любого учебника по психолингвистике. В отличие от учебника по лингвистике, где обязательно будет говориться о фонетике, лексике, грамматике и т.п., или учебника по психологии, где непременно будут освещаться проблемы восприятия, памяти и эмоций, содержание учебного пособия по психолингвистике в решающей степени определяется тем, в какой научной и культурной традиции написан данный учебник.

Читайте также:  Послеродовая депрессия через месяц после родов

Для большинства американских и англоязычных психолингвистов (по образованию, как правило, психологов) в качестве эталонной науки о языке обычно выступает наиболее влиятельная в США лингвистическая теория – генеративная грамматика Н.Хомского в разных ее вариантах. Соответственно, психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребенка, другие – роль языка в социальных взаимодействиях, третьи – взаимосвязь языка и познавательных процессов. Французские психолингвисты, как правило, являются последователями швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980). Поэтому преимущественной областью их интересов является процесс формирования речи у ребенка и роль языка в развитии интеллекта и познавательных процессов.

С позиций европейской (в том числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу интересов психолингвистики, описав сначала подход, который заведомо чужд изучению психики. Это понимание языка как «системы чистых отношений» (langue в терминах основоположника структурной лингвистики швейцарского лингвиста начала 20 в. Ф. де Соссюра), где язык выступает как конструкт, в исследовательских целях отчужденный от психики носителя. Психолингвистика же изначально ориентирована на изучение реальных процессов говорения и понимания, на «человека в языке» (выражение французского лингвиста Э.Бенвениста, 1902–1976).

Представляется продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом и методами, а как особый ракурс, в котором изучается язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Общими для этих программ являются три группы факторов.

1. Неудовлетворенность чисто кибернетическими, функциональными моделями речевой деятельности. Функциональные модели позволяют изучать речь «методом черного ящика», когда исследователь строит умозаключения только путем сопоставления данных на «входе» и данных «на выходе», тем самым отказываясь ставить вопрос о том, что же происходит «на самом деле».
2. Порожденная этой неудовлетворенностью смена ценностных ориентаций. В соответствии с новыми ценностными ориентациями исследовательский интерес направлен прежде всего на понимание реальных (хотя непосредственно и не наблюдаемых) процессов, происходящих в психике говорящего и слушающего.
3. Внимание к методикам исследования, среди которых безусловное предпочтение отдается эксперименту, а также тщательно спланированному наблюдению над процессами порождения и воспитания речи в режиме реального времени.

Можно считать, что психолингвистический ракурс изучения языка и речи фактически существовал задолго до того, как группа американских ученых ввела в обиход термин «психолингвистика». Так, еще в 19 в. немецкий философ и лингвист В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «мировидении», или, как мы выразились бы сегодня, в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход обнаруживается в работах русского филолога 19 в. А.А.Потебни, в том числе – в его учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации. Ощущение внутренней формы слова предполагает, что индивид способен осознать связь между звучанием слова и его смыслом: если носитель языка не усматривает за словом портной слово порты, то внутренняя форма слова портной утеряна.

Отечественная традиция психолингвистического подхода к феномену языка восходит к И.А.Бодуэну-де-Куртенэ (1845–1929), русскому и польскому лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Именно Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а лингвистику предлагал числить среди наук «психолого-социологических». Изучая звуковую организацию языка, Бодуэн называл минимальную единицу языка – фонему – «представлением звука», поскольку смыслоразличительная функция фонемы осуществляется в процессе определенных психических актов. Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий (1857–1941) и Л.В.Щерба (1880–1944) регулярно использовали экспериментальные методы для изучения речевой деятельности. Разумеется, Щерба не говорил о психолингвистике, тем более что этот термин в отечественной лингвистике закрепился лишь после появления монографии А.А.Леонтьева с таким названием (1967). Однако именно в известной статье Щербы О трояком языковом аспекте языковых явлении в эксперименте в языкознании (доложенной устно еще в 1927) уже содержатся центральные для современной психолингвистики идеи: это акцент на изучении реальных процессов говорения и слушания; понимание живой разговорной речи как особой системы; изучение «отрицательного языкового материала» (термин, введенный Щербой для высказываний с пометкой «так не говорят») и, наконец, особое место, отведенное Щербой лингвистическому эксперименту.

Читайте также:  Выплеск адреналина при стрессе

Любые, в том числе обыденные, знания (в отличие от умений) требуют языкового оформления. На этом пути интересы психолингвистики переплетаются с задачами когнитивной психологии и психологии развития.

Язык является важнейшим инструментом социализации индивида. Именно полноценное владение языком обеспечивает включенность индивида в тот или иной пласт социокультурного пространства. Так, если в процессе развития ребенка овладение родным языком оказывается по каким-либо причинам заторможенным (ранний детский аутизм, глухота, органические поражения мозга), это неизбежно сказывается не только на развитии интеллекта, но и ограничивает возможность построения нормальных отношений «Я – другие».

Источник

Как владение языком тела помогает выстроить коммуникацию

В этой статье вы узнаете, как язык тела взаимодействует с эмоциональным состоянием и влияет на самооценку

Язык тела многое рассказывает о человеке, его состоянии и настроении. Те, кто разбирается в языке тела, могут лучше понимать, что хотят сказать другие, ясно выражать свои чувства и эмоции, по невербальным признакам определять тип, характер человека, способ сделать общение с ним наиболее эффективным.

Это помогает выстроить взаимодействие с другими людьми, стать открытым миру и окружающим и, кроме того, выработать у себя нужные качества, например, уверенность.

История изучения языка тела

Безусловно, речь важна при коммуникации, но не меньшую роль играет невербальное общение, то есть, способы передачи информации и выражения эмоций через язык тела. Сюда относят:

Языком тела люди пользовались с древнейших времен. Так, в древнегреческом театре актеры при помощи смены статичных масок передавали определенные состояния героев: гнев, радость, страх и т.п. Древние трактаты по ораторскому искусству также отмечали важность невербального общения.

В XIX веке Чарльз Дарвин изучал способы выражения эмоций у животных и человека. В XX столетии исследователи изучали невербальное поведение и приходили к различным выводам. Так родились паралингвистическая и лингвоцентрическая теории. В соответствии с первой считалось, что язык тела – это всего лишь дополнение к обычному способу общения, иллюстрация. По второй теории, человек имеет в своем наборе около 50 простых движений, которые и использует в определенной последовательности для более точного выражения мысли.

В середине XX века ученые пришли к выводу, что невербальный язык – это отдельный способ общения. Он не зависит от вербального и отличается от него:

  • непрерывностью;
  • непроизвольностью;
  • вероятностным происхождением.

Каждый человек с рождения учится пользоваться индивидуальным языком тела. Когда ребенок еще не умеет говорить, он может выразить свои желания невербально. Со временем он понимает, как нужно себя вести, чтобы добиться желаемого. По мере взросления человек осваивает речь и перестает уделять внимание языку тела. Между тем, это не только способ коммуникации, но и источник влияния на эмоциональное состояние.

Как связаны мысли и тело

Языком тела человек не всегда выражает то, что происходит в душе. Но часто можно заметить, что защищаясь, пусть даже от воображаемого врага, человек перекрещивает руки или ноги. Или возносит руки к нему в знак подчинения. Тело по-разному реагирует на горе, обиду, радость, восхищение.

Наблюдая за различными телодвижениями собеседника, мы можем понять, что он/она чувствует, или можем передать какую-либо информацию о себе, своем состоянии и эмоциях.

Наука о языке тела показывает, насколько важно умение владеть этим невербальным каналом общения, передающим личностные смыслы. Современные психологи рассматривают его как способ развития человека.

Доказано, что эмоциональное и физическое состояния взаимосвязаны. Так, негативные эмоции вызывают напряжение, зажатость, спазмы. Испытывая положительные чувства, человек раскрывается.

Читайте также:  Лекарства которые повышают настроение

Справедливо, что механизм работает и в обратную сторону: если расслабить напряженные мышцы, постепенно уйдет, а также отрицательная эмоция, вызвавшая спазм.

Что мы транслируем языком тела

Язык тела всегда выражает внутреннее состояние человека. Часто вы замечаете, что вроде бы собеседник говорит убедительно, но вы чувствуете «что-то не то». Скорее всего, вы подсознательно уловили невербальные знаки, которые сигнализировали о неискренности говорящего.

Довольно частая история: клиенты рассказывают, что были на собеседовании в «компании мечты». Из двух кандидатов выбрали не ее/его. Возникает логичный вопрос: почему не я? В этом случае поможет диагностика. Встаньте перед зеркалом и посмотрите на себя как бы со стороны. Какого человека вы видите? Что он транслирует языком тела? Возможно, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт, недоброжелательность.

Можно ли это изменить? Да, если действовать целенаправленно. Например, выполняя простое упражнение:

  • встаньте пред зеркалом прямо;
  • расправьте грудную клетку;
  • смотрите прямо перед собой;
  • поставьте ноги на ширине плеч носками наружу;
  • улыбнитесь.

Вы почувствуете подъем сил и уверенность в себе.

Язык тела и уверенность в себе

Социологи уже много лет изучают влияние языка тела на коммуникации между людьми. Невербальные знаки помогают в оценке других людей, транслировать наши эмоции и прогнозировать результат общения. Но наша невербалика действует и на нас: наши чувства, мысли, общее состояние.

По языку тела можно определить и что мы думаем о себе. Это зависит не столько от окружающих, сколько от нас самих. Использование тех или иных поз, жестов, движений влияет и на внешний образ человека, и на его внутреннее состояние.

Американские психологи Эми Кадди, Дана Карни и Энди Яп поставили эксперимент: одной группе людей предложили занять доминирующую позу, другой – подчиненную, и оставаться в таком положении в течение двух минут. Затем независимые участники провели стрессовое собеседование для приема на работу. Оказалось, что тех, кто практиковал уверенную позу, берут на должность охотнее. Почему? Потому что уровень кортизола (гормона стресса) у них был ниже, а уровень тестостерона (гормона доминирования) – выше, чем у второй группы.

Был сделан вывод: сознательно тренируя язык тела уверенного человека, можно изменить мысли и, действительно, стать более уверенным.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление

Как повлиять на человека, если вы видите его впервые?

Большинство людей не знают, что нужно делать, чтобы запомниться и понравиться. Хотя это очень важно и в обычной жизни, и при построении бизнеса: если вы нравитесь, вам будут чаще говорить «да». Исследования показали, что нам нужно всего 2 секунды, чтобы понять, нравится человек или нет.

Первое впечатление основывается на том, что вы излучаете. Люди обращают внимание на все: положение тела, уверенность, доброжелательность, улыбку, манеру одеваться. Язык телодвижений – внешнее выражение вашего внутреннего состояния. То, что вы переживаете, выражается в мимике, жестах, позе, в том, как вы двигаетесь.

Язык тела может настроить мозг на уверенное поведение и помочь влиять на других людей. Физическое состояние и мысли находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Этот невербальный канал общения – такой же сильный инструмент коммуникации, как речь. опубликовано econet.ru

Автор Екатерина Кардакова

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Оцените статью