Тема: Как в пении показывать чувства?
Управление
Re: Как в пении показывать чувства?
Это происходит, если петь не умеете. А так умение выразить чувства в той или иной песне приходят с опытом. Сразу конечно такого не получится. Песню необходимо пропустить через себя, чтобы при исполнении дрожь пробивала насквозь. Если слушаете допустим песню любимого певца, то часто бывает ощущение мурашек по кожи, дрожи внутри. Вот когда исполняете должно быть тоже самое. Конечно невозможно все песни петь идеально. Что-то будет получаться очень хорошо, что-то не будет получаться вообще. Когда исполняется песня, то необходимо прожить то что в ней исполняется и тогда будет возможность выразить те чувства, о которых вы поете. Естественно необходим детальный анализ текста и музыки песни, чтобы четко расставить все ударения на сильные и слабые доли. Именно они и будут опорными точками в исполнении. Как стихи мы рассказываем с выражением, где-то усиляем, где-то ослабляем голос. Тоже самое и в песне. Основная задача выразить те эмоции которые передает песня, также, как вы выражаете их в реальной жизни. Вот допустим вы поете фразу «Знал соль слез, пустоту постели. Ночь без сна сердце без тепла.». Представьте себе картину, чтобы вы испытываете некие чувства к определенному человеку, но он Вам взаимностью не отвечает. Вы страдаете, ночами думаете о нем. Вот вы должны спеть так, как будто это происходит с Вами в данный момент. Или допустим такая песня:
В полях под снегом и дождем
Мой милый друг, мой бедный друг
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг
А если мука суждена
Тебе судьбой, тебе судьбой
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой, делить с тобой
Пускай сойду я в мрачный дол
Где ночь кругом, где тьма кругом
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем, с тобой вдвоем
И если-б дали мне в удел
Весь шар земной, весь шар земной
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной, тобой одной!
Представьте себе момент, когда вы все это говорите человеку, который Вам дорог. Как бы Вы ему это сказали бы, наверное было бы волнение, эмоции, чувства и т.д. Вот так и надо спеть. Если вы действительно почувствуете произведение, то музыка будет доставлять истинный кайф, т.к. это ни с чем не сравненное чувство. Когда вы поете для Вас никого не должно существовать, только песня и Вы. Можно эмоции выражать и мимикой, общаясь таким образом со зрителем, делая его невольным участником вашего произведения.
Круг все свои песни писал и пел об одном человеке и писал все для этого человека. Одним словом все его песни имели реальный подтекст, реальные чувства. Оттуда и такие чувства в песнях. Он пел думая о том человеке и переживая все эти моменты, которые он переживал, да именно переживал ранее.
Источник
Методическая работа «Эмоции в пении»
Научиться понимать музыку нужно до того, как начинать учиться пению. Музыка-это язык чувств, она полнее выражает то, что бывает сложно высказать словами. Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Порой они являются ключевыми в совершении чего-то нового. При исполнении музыкального произведения происходит обмен эмоциями, естественно, певец должен хорошо понимать этот язык и уметь донести до публики смысл исполняемого.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа «Эмоции в пении»»
Роль эмоций в пении.
Автор Примиская Инга Владимировна,
Педагог вокала ДШИ № 10
Научиться понимать музыку нужно до того, как начинать учиться пению. Музыка-это язык чувств, она полнее выражает то, что бывает сложно высказать словами. Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Порой они являются ключевыми в совершении чего-то нового. При исполнении музыкального произведения происходит обмен эмоциями, естественно, певец должен хорошо понимать этот язык и уметь донести до публики смысл исполняемого.
Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут оказать как и положительное, так и отрицательное влияние на певческий процесс. Эти эмоции могут носить активизирующий характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию, а могут иметь депрессивный — снижающий его жизнедеятельность.
Чувство радости улучшает звучание голоса, делает его звонче, подавленное состояние наоборот делает звук приглушенным. Однако чрезмерное волнение отрицательно сказывается на певческой функции. При чрезмерном возбуждении мозг растормаживается и движения могут потерять свою точность.
Поэтому в первое время занятий следует избегать сильно эмоциональных произведений. Их можно давать на более позднем этапе, когда ученик немного овладел навыками пения. Возбуждение наоборот будет оказывать положительное влияние на исполнение. Оно поможет и на выступлении, где требуется эмоциональный подъем.
Педагог должен быть психологом, чтобы уметь привести ученика в хорошее расположение духа. Со временем он должен научиться находить ключ не только к его голосу, но и к характеру. Но, если не смотря на все попытки, педагогу не удастся отвлечь ученика от его внутренних переживаний, то лучше в такой день урок не проводить, так как он будет не эффективен, а вокальный неудачи только усугубят это состояние.
Степень эмоциональной одаренности бывает разной. Бывают студенты малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить эмоциональность ученика путем побора соответствующего репертуара. Очень эмоционально отзывчивым студентам наоборот стоит давать музыку поспокойнее.
Богатство чувств необходимое условие для артиста. Творческая жизнь требует большого горения, большой эмоциональности, только тогда артист будет иметь силу воздействия на публику.
Артист-певец должен использовать все средства эмоциональной выразительности – жесты, мимика, голос. Исполнитель должен запоминать свои эмоциональные состояния и оживлять их в нужный момент.
При исполнении произведения степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звуковедению, нарушать основы вокальной техники, она не должна приводить к действительному переживанию. Нужно в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в действительности их переживать.
Разные ученики по-разному переживают выступление. Одни на сцене поют лучше, чем в классе, выступление для них является большим стимулом. Другие перевозбуждаются и волнение и страх на сцене берут над ними верх.
На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведений. Так, для выразительного исполнения музыкальной фразы необходимо владение дыханием, динамикой звука, для передачи эмоционального содержания музыкальной фразы требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом произведеиии или марше), различного соотношения между нижними и верхними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания.
Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. Невозможно выйти на сцену, переживая бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно, зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых проблем. Источником зажима могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души.
Задача педагога по вокалу состоит в том, что бы, не спугнуть своего подопечного, а напротив, словно нежный родитель, разобраться в душевном состоянии исполнителя, и помочь ему справиться с наболевшей проблемой, придать ему сил, терпения и уверенности в себе. Эта задача требует и от педагога по вокалу недюжинных способностей психолога и великого терпения.
Порой, преподаватель сталкивается с протестом ученика, выступающего против вмешательства в его душевное состояние. Ученик имеет полное право протестовать, так как ему кажется, что посягают на личное и сокровенное. Вероятно, в том случае преподаватель допустил грубую ошибку и был не тактичен по отношению к своему ученику.
Как уже говорилось в главе о дыхании, эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.
В русском языке существует множество выражений характеризующих эмоциональное состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: «В зобу дыхание спёрло», ( от радости, неожиданности), «заголосили» ( громко закричали, заплакали), «дышите глубже» (будьте внимательны, радуйтесь), «чуть дыша» (нежно, тихо), «дыхание жизни» (широкое смысловое значение), «не дыша» (совсем незаметно, очень тихо), «нет слов» (от возмущения, от обиды), «охрип» ( от долгого спора, объяснений), «перехватило дыхание» (от страха, от неожиданности), «потерял дар речи» (от удивления, от увиденного чуда), «вопить» (громко кричать, призывать), «Глас вопиющего в пустыне» (библейское выражение относится к Иоанну Крестителю, который возвестил людям об Иисусе Христе — спасителе мира.)
Существует ещё множество подобных выражений придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и голосом.
Почему человек может охрипнуть в споре? (Спорят до хрипоты). Эмоции начинают переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к голове, и как следствие этого – набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при сильном напряжении связок. Затем – хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может произойти за считанные секунды, так, что человек даже не заметит всех этих предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили остальные человеческие чувства.
Например, ещё одна причина потери голоса — привычный зажим в области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем….
Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот — же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера.
Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями. Следствие этого – зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным.
Как можно предохранить свой голос от таких внезапных напастей?
Конечно, это очень трудно, для человека, не посвящённого в тонкости мастерства вокального искусства, но и для вокалистов, порой бывает полезно знать, как оградить себя от неприятностей связанных с нездоровым голосом.
Во-первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того, что бы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и фанатизмом), а для того, чтобы оставаться человеком – добрым, чутким, внимательным к чужому мнению, справедливым и прощающим. Помните, что каждый имеет право на своё мнение, так же как и вы.
Во-вторых, научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В-третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы нервничаете или возбуждены. Ваш крик не принесёт облегчения ни вам, ни окружающим. Напротив, вы можете только всколыхнуть волну ответного гнева, ярости, или отчаяния. Тем более, ваш крик не убедит людей в вашей правоте. Одно слово, сказанное тихо и уверенно намного сильнее слов выкрикнутых.
В-четвёртых, научиться следить за своим дыханием. Проследите, в какие моменты вы задерживаете дыхание, о чём вы подумали в этот момент, или что вас насторожило. Эти ассоциации натолкнут вас на размышления о вашем прошлом, возможно вы вспомните давно забытые моменты, которые когда — то напугали вас, и сможете более спокойно отнестись к ним в настоящее время.
Попробуйте, в момент непроизвольной задержки дыхания, расслабить мышцы живота, выдохнуть медленно и спокойно как бы до самого конца, и затем так же медленно и тихо сделать вдох, не поднимая плеч и снова медленно выдохнуть. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность и силу.
В-пятых, берегите себя от болезней. Но это отнюдь не означает, что нельзя есть мороженое, или пить холодную воду. Пейте и ешьте на здоровье! Соблютайте гигиену голоса, но не берегите себя чрезмерно, умеренное употребление холодного, только закалит ваш голосовой аппарат.
В-шестых, выполняйте упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего голоса. Это и дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. Не старайтесь петь как-то специально красиво. Прежде всего, чувствуйте лёгкость при пении. Если вам неудобно, значит, вы что-то делаете не верно, или зажимаетесь. Доверяя всецело педагогу по вокалу, помните, что он не всевидящее око, и не всегда может успеть указать вам на все ваши ошибки, так как их вероятнее всего слишком много. Не обижайтесь на преподавателя за его эмоциональные всплески, так как он искренне переживает за вас и желает вам только добра. Старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, радуйтесь удачным пассажам и запоминайте правильное ощущение в этот момент. Выравнивайте тембр вашего голоса, не через напряжение, а через чувство удовлетворения от звучания вашего голоса. Но не обольщайтесь раньше времени, так как совершенствование будет длиться всю вашу жизнь. Уважайте вашего преподавателя, хотя бы за то, что он прислушивается к тем звукам, которые вы издаёте. Поверьте, ему это не всегда приятно, но он имеет терпение.
Упражнения для развития эмоциональности.
При распевании, распевку вначале попросить спеть ученика ровно, не проявляя особых эмоций. Она может быть как на стаккато, так и на легато. Последующие разы просить спеть ее в разных характерах – весело, грустно, с большим восторгом, с интонациями просьбы, ласково, сердито. Это раскрепощает поющего и на таких небольших примерах развивает у него понятие, как петь эмоционально целое произведение.
Начинающие ученики не сильно любят распевки, поэтому чаще всего поют их машинально. Поэтому такой подход к распеванию позволит не забалтывать их. Тоже самое касается и вокализов.
Перед тем, как петь произведение, попросить ученика выразительно прочитать текст и проработать с ним каждое предложение. Лучше спеть половину произведения на уроке, но пропеть с выражением, чем просто его вокально отработать. Поспрашивать ученика, где есть смысловые слова, чтобы на них сделать акцент. Это больше касается детей эмоционально неразвитых или же скованных. Есть дети от природы очень музыкальны, поэтому при пении они бессознательно находят нужный оттенок.
Следит за жестами и телодвижениями, так как они говорят о многом: выдают степень раскрепощенности или же зажатости. Помочь ученику раскрыться. Попросить его, проговорить фразу из произведения, и чтобы он при этом изобразил жест или движение, какое он бы изобразил в жизни, (если эти движения конечно уместны).
Чтобы ученику было понятнее, попытаться рассказать все образами. Например: при просьбе спеть весело, попросить представить голос как скачущий мячик. Спеть грустно – представить, как тянется жвачка. И т.п., на своё усмотрение.
Упражнения на артикуляцию. Распевание на «р», согласная, которую невозможно спеть вяло. Дать понять ученику, что такое активное звукоизвлечение.
При постоянном занятии вокалом и при привыкании ученика к педагогу, зажимы будут постепенно убираться.
Источник