При мы эмоционально художественного воздействия

Мастер-класс «Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы. »
материал по литературе на тему

Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Мастер-класс 49 КБ

Предварительный просмотр:

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть

в нее жизнь – хорошо; но развить юный

ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее

чувства- еще лучше.

1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В своей педагогической практике я неожиданно столкнулась с проблемой сердечного окаменения , полного равнодушия отдельных учащихся к судьбе ближнего. Я осознала страшный факт: в современном мире люди в погоне за материальным благополучием забыли о самом главном: о нравственных ценностях: о чести и долге, о дружбе и взаимовыручке, о любви и верности, о возвышенном и прекрасном…Как разрешить эту проблему? Как помочь ребенку сохранить душу и сердце? Как не растерять в бешеном ритме жизни то прекрасное, что даровано человеку природой? Подобные вопросы привели меня к вопросам духовно-нравственного развития учащихся на уроках русского языка и литературы.

Образованный человек– это, прежде всего, воспитанный и ответственный человек. Формирование и развитие нравственных качеств личности является основой ее интеллектуального и творческого развития. Отсутствие нравственности ведет к деградации и разрушению личности, общества и государства. Воспитание высоконравственного человека должно стать главной целью всей системы образования. Иначе, какой смысл вкладывать колоссальные средства в подрастающее поколение. Для управления государством на всех уровнях нужны честные, порядочные, квалифицированные специалисты так же , как и во всех сферах жизни. Становится страшно находиться среди людей, у которых нет даже понятия о чести, совести, справедливости, порядочности, ответственности, доброте, милосердии.. .

В основе разрабатываемых мною приемов следующие педагогические технологии:

  • Психолого-дидактическая система творческого развития личности ( Разработана Международной Академией психологии и педагогики на трудах В.В.Давыдова; в ней утверждается единство учебно-воспитательного процесса).
  • Технология развивающего обучения Л.С.Выготского

Работаю над этой проблемой второй год, ближайший результат работы ощущается сразу после урока, перспективный результат пока могу только прогнозировать:

  • Нравственное обогащение учащихся
  • Формирование конкурентоспособной личности
  • Укрепление внутрисемейных связей
  • Чистота русского языка: отсутствие грубости, хамства, невежества
  • Воспитание интеллигентности

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Уроки нравственности можно проводить как на русском языке, так и на литературе. Включаю воспитательный элемент на уроках различных типов :

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты);

5) уроки развития речи;

6) уроки- дискуссии и т.д.

Самое главное : содержание учебного материала должно соответствовать изначально заданной нравственной теме ( дружба, совесть, честность, родители, патриотизм и т.д.). Например: словарный диктант, игровой момент, анализ текста – все о дружбе. Подобная работа требует от учителя огромной подготовки, однако результат оправдает подобные затраты.

В системе работы по развитию духовно-нравственных качеств учащихся мною разработаны и применяются следующие приемы :

1)МОЗГОВОЙ ТРЕНАЖЁР (тренируем память, мышление, речь)

  • Дается четверостишие, соответствующее нравственной проблематике урока;
  • Ведется его обсуждение: выявляем авторскую позицию, аргументируем собственную;
  • Анализ ИВС; орфографии и пунктуации;
  • Письмо по памяти;
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Творческое задание ( в конце урока или в качестве домашнего задания: продолжить стихотворение).
  • Духовно-нравственное обогащение
  • Тренировка памяти(необходимо для заучивания большого количества правил)
  • Развитие орфографической и пунктуационной зоркости
  • Накопление материала к ЕГЭ( С1, В8 )
  • Развитие творческих способностей
  • Повышение познавательной активности учащихся

Суть: ученик – ученику. Ребята за неделю выбирают тему урока из предложенных учителем для объяснения в классе. Готовятся, проводят на уроке этап объяснения учебного материала и автоматически превращаются в КОНСУЛЬТАНТОВ по этой теме. Например: консультант по написанию частицы НЕ с именами прилагательными… Очень удобно при подготовке к ЕГЭ: ученик кропотливо изучает определенный вопрос (В1, А17 и т.д.) и консультирует одноклассников.

В чем положительные стороны данного приема?

  • Лучше усваивается учебный материал
  • Воспитание взаимовыручки, терпимости ( не каждому в классе хочется объяснять, а надо). Антипатия уходит на второй план.

Это самый эффективный, на мой взгляд, прием воздействия на умы и сердца учащихся. Цель его – сильное эмоциональное воздействие средствами искусства. Его применение не должно быть частым, иначе степень эмоциональной нагрузки будет потеряна: дети привыкнут. Суть:

  • Подбирается текст на определенную нравственную тему ( он обязательно должен быть эмоционально богатым. )
  • Классическая музыка
  • Слайды ( живопись, фотография…)

Все остальное в руках учителя: мимика, тембр голоса, паузы в речи. Он читает текст на фоне музыки, слайдов…

3.ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ

Я предлагаю вашему вниманию один из моих приемов: «Эмоциональная атака».

Работа с текстом Петра Павленко «Последнее слово» под музыку Сен-Санса «Лебедь» .

Боец морской пехоты , черноморский моряк, упал на поле атаки тяжелораненым. Осколок мины разворотил ему грудь, и смерть была от него не дальше чем в десяти минутах. Но он все еще пытался встать , и из последних сил ему удалось приподнять туловище и оглядеться. Бой уходил от него. За дальней волной наступающих моряков бежали связисты и саперы. Он не окликнул ни тех, ни других. Но когда заметил кинооператора, позвал его. Тот подбежал, хлопая себя по карманам: искал индивидуальный пакет. Но раненый махнул рукой: не то.

— Сыми меня! – крикнул он. – Умру, так ничего и не выскажу! Сыми!

Кинооператор уставил на умирающего свой аппарат. А тот поднял вверх окровавленную, дрожащую от напряжения руку и громким, страшным – точно звал всю свою роту – голосом прокричал в объектив:

— Ребята! Не жалейте себя! Надо же понимать.

Глаша! Не жалей меня!

Деточки мои, помните…

И только тут понял кинооператор, что моряк хотел не фотографии, а звука. Он хотел быть услышанным. Пусть так и будет, как он хотел. Воля его священна.

Вопрос аудитории : Что почувствует ребенок через неделю после подобных ощущений?

Изменится ли его позиция в отношении этого вопроса через год?

А в зрелом возрасте к чему приведет эмоциональная атака , пережитая им в школьные годы?

Как много сказано в этих строках устами умирающего бойца морской пехоты! Умирая, он хотел быть услышанным. Услышан ли он в современном мире? К сожалению, нет… Как много надо работать , чтобы ученики научились чуткости сердца, чтобы мудрые предсмертные слова героя оказались понятыми ….

Я попрошу Вас познакомиться с небольшим текстом и определить в нем наиболее значимые ,на Ваш взгляд, проблемы. Пожалуйста, распределите их по степени значимости.

Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Эффективен ли предложенный прием? Какие качества формирующейся личности он поможет воспитать?

(проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей)

Мне бы хотелось вернуться к последним словам умирающего бойца… В наших силах сохранить то человеческое, то истинное, что подарила нам природа… В наших силах помочь ребенку в наше непростое время сохранить сердце и душу…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России».

Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида.

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое .

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед.

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово.

Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод.

Источник

МЕТОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.

Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.

Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.

Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.

Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.

Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.

Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.

Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.

Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.

Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.

Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.

Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.

Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.

В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.

Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.

Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.

Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.

Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.

Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.

Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).

Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.

Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.

Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.

Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.

Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.

Источник

Читайте также:  Стресс мужей при разводе
Оцените статью