При каком стиле общения оба участника чувствуют себя личностью выберите один ответ

Стиль общения

Лекция 2, 3

Существует множество классификаций стилей общения. А.В. Добрович различает два типа:

— формальный (бездушный, как в кафе миллионного города);

Стандартизованное, формальное общение (контакт «масок») — не обязательная приметы злых и холодных людей. Можно выделить следующие разновидности формального общения:

— любое ограничение в позициях контакта; смена позиции не адекватна ситуации: контакт может быть содержательным и эмоциональным, но ученик все равно чувствует привкус формальности;

— лицемерно-благостный контакт в случае скрытого конфликта, когда с обоюдного согласия собеседников накладывается запрет на «уколы»;

— контакт с «уколами»;

— контакт с запретом на скрытые «уколы»;

— контакт с манипулированием одного собеседника другим;

— запрет на манипуляции вообще;

— ограничение репертуара индивидуальных ролей;

— закрепление заданных межличностных ролей на фоне изменившихся взаимоотношений (вы давно перестали быть почитателем таланта Н. Н., но при встрече вынуждены играть прежнюю роль);

— закрепление внутригрупповой роли, например, опостылевшая вам роль весельчака в компании;

— ограничение, налагаемое вами на исполнение любых психологических ролей, кроме формальной (в ателье вы клиент, в доме отдыха — отдыхающий);

— ограничение в тематике контакта;

— ограничение, налагаемое на один из уровней контакта (на определенном этапе общения возлюбленные, боясь разочаровать друг друга, тщательно избегают примитивного уровня общения; то же мы наблюдаем при выходе на работу нового начальника).

Известный специалист по психологии общения В.А. Кан-Калик выделял 6 моделей общения:

— общение на основе совместной деятельности;

— общение на основе дружелюбного расположения;

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина по содержанию выделяют следующие виды общения:

— общественные (безличностные), когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения;

— межличностные (обнаруживающие личностные черты в стиле исполнения социальной роли); важнейшая черта межличностного общения — эмоциональная основа; чувства могут быть сближающими (конъюнктивными) и разделяющими (дизъюнктивными);

— интимно-личностными, возникающими при условии общности ценностных ориентиров партнеров, что обеспечивается пониманием мыслей и чувств друг друга,

— эмпатией; высшая форма интимно-личностного общения — дружба и любовь.

В большинстве же литературных источников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения — это навязывание мнения сверху, то есть навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое, индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности.

Либеральный стиль, на первый взгляд, может показаться самым уместным в любой ситуации. Но здесь в системе отношений собеседников всегда присутствует некоторое заискивание, то есть кто-то идет на поводу у другого, что свойственно слабохарактерным и некомпетентным людям.

Демократический стиль общения позволяет обоим участникам общения (или коллективу, группе) чувствовать себя личностью.

Я. В. Ксенчук и М. К. Киянова попытались определить границы применимости каждого стиля общения в зависимости от уровней зрелости группы и поставленных в общении задач (рис.).

Можно выделить еще один стиль общения — воодушевляющий, что весьма важно для сплочения коллектива или упрочения межчичностных отношений.

Наряду с перечисленными, каждый руководитель должен иметь собственный стиль общения, учитывающий его индивидуальность Можно выделить следующую систему формирования собственного (индивидуального) стиля общения:

— изучение своих личностных особенностей;

— выявление недостатков в личностном общении; работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;

— овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей;

— реальная деятельность, общение с окружающими людьми (в том числе с сотрудниками), закрепление индивидуального стиля общения.

Формируя индивидуальный стиль общения, руководитель должен, прежде всего, выявить особенности своего психофизического аппарата как компонента творческой деятельности. Затем следует обратить внимание на соответствие или несоответствие своих коммуникативных свойств индивидуально типологическим особенностям сотрудников. Феномен общения — это, прежде всего, профессионально-этический компонент, ибо каждый элемент общения должен быть обогащен нравственным опытом.

Коммуникативные способности любого человека развиваются в процессе деятельности, в преднамеренном создании системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления нежелательных проявлений в общении. При выработке своего собственного стиля общения полезно знать некоторые истины:

— общение — не только слова, общаться можно и молча;

— общение должно быть адекватно ситуации;

— публичное общение требует профессионализации обыденного общения;

— общение должно быть целостным, а не затрагивать какую-то одну функцию;

— нужно быть экономным в трате своих сил и времени. Общение можно назвать двигателем человеческой жизни, ведь без него человек просто не может жить. Люди даже придумали нор­мы человеческого общения, обязывающие к контактам: иногда приходится общаться вопреки своему желанию.

В заключение — еще раз об интуитивном стиле общения. Его можно рассматривать на биоэнергетическом уровне как взаимо­действие двух или более энергетических систем между собой. Уровни взаимодействия могут быть разные, но цель в принципе одна — чувствовать себя комфортно. Это особенно хорошо видно, когда человек расстроен, нервничает, то есть по каким-то причинам его энергетическая система расстроена. Автоматически, подсознательно он пытается ее восстановить. При общении с друзьями или вообще с окружающими он не может удержаться, чтобы не обидеть, не нагрубить. То есть восстановление энергетики идет как бы за счет другого человека.

Читайте также:  Как справится с чувством неуверенности

Или другой пример. Кто-то навязывает вам неинтересный разговор. Вам скучно, и вы надеваете маску безразличия или во время беседы думаете не о ее содержании, а о совершенно другом.

Особое удовлетворение люди получают в процессе обоюдного обмена энергией, когда они как бы сливаются друг с другом в духовных устремлениях. В таком случае мы говорим, что нашли друг друга.

Любой из видов общения — это постоянное движение энергии. И человек может регулировать это движение, если он осознает, контролирует себя.

Один известный английский футболист на вопрос, за счет чего ему удалось значительно улучшить свою игру после перехода в новую команду, ответил, что тренер новой команды дал ему почувствовать себя очень полезным игроком. Хотя он первое время в этом сомневался, тренер все-таки переубедил его. То же самое можно сказать о любой сфере деятельности: правильно выбранный руководителем стиль общения авансирует успехи подчиненных, дает им возможность почувствовать себя значимыми.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав

Источник

Тест с ответами: «Что такое общение»

1. Дайте определение процессу “общение”?

1) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;+
2) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
3) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

2. «Паралингвистика» – это:

1) организация пространства и времени коммуникативного процесса;
2) визуальный контакт.
3) система вокализации.+

3. Какие из указанных выражений характеризуют язык?

1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.+
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.

4. Общение, имеющее своей целью извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) – это … общение:

1) манипулятивное;+
2) деловое;
3) светское.

5. Что такое прямое общение?

1) включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;
2) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
3) естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.+

6. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:

1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный

7. Что подразумевает под собой массовое общение?

1) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;+
2) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
3) непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

8. Общение по содержанию делят:

1) материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное;+
2) биологическое, социальное;
3) непосредственное, опосредствованное, прямое, косвенное.

9. Под «такесикой» понимается:

1) прикосновение людей друг к другу во время общения;+
2) визуальный контакт;
3) процесс передачи вербальной информации.

10. Что такое коммуникативная сторона общения?

1) обмен информацией+
2) взаимодействие
3) восприятия друг друга

11. Что включает в себя оптико-кинетическая система знаков?

1) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
2) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.
3) жесты, мимику, пантомимику.+

12. Как называется форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств?

1) аттракция;+
2) рефлексия;
3) идентификация.

13. Какие из указанных выражений характеризуют речь?

1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.+
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.

14. Какой стиль общения позволяет обоим участникам общения чувствовать себя личностью?

1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный

15. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.

Читайте также:  Когда манипулируют твоими чувствами

1) эмоциональные;
2) смысловые;+
3) культурные.

16.Как называется уровень, на котором осуществляется общение, когда один из партнеров подавляет другого?

1) манипулятивный;
2) высший;
3) примитивный;+
4) деловой

17.В каком случае возникает стилистический барьер общения?

1) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
2) из-за невнятной речи;
3) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;+
4) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору

18. Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций —это:

1) стереотипы;+
2) предвзятые представления;
3) пренебрежение фактами;
4) всё вышеперечисленное.

19. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:

1) рефлексия;
2) эмпатия;+
3) идентификация;
4) стереотипизация.

20. Дайте определение невербальной коммуникации.
1) это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме;+
2) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
3) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

21. Манипулятора отличают такие качества:

1) недоверие к себе и другим
2) лживость
3) примитивность чувств
4) все ответы верны+

22. Особенность невербального общения:

1)его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
2) отсутствие возможности подделать эти импульсы
3) все ответы верны+
4) его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения

23. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …

1) психическое заражение
2) конформность+
3) убеждение
4) подражание

24. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:

1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный

25. Чем характеризуется косвенное общение?

1) включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;+
2) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;
3) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Источник

Тест с ответами на тему: “Общение”

I вариант.

1. Процесс, который называется общением:
а) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации
б) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга +
в) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям

2. Паралингвистикой называют:
а) система вокализации +
б) организация пространства и времени коммуникативного процесса
в) визуальный контакт

3. Из предложенных выражений какие характеризуют язык:
а) психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов
б) средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений
в) система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения +

4. Как называется общение, которое имеет своей целью извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман и пр.):
а) манипулятивное +
б) светское
в) деловое

5. Прямым общением называют:
а) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения
б) включение в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации
в) естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому +

6. При каком стиле общения оба участника чувствуют себя личностью:
а) авторитарный
б) демократический +
в) индивидуальный

7. Массовое общение подразумевает:
а) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга
б) непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников
в) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации +

8. По содержанию общение делят:
а) материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное +
б) непосредственное, опосредствованное, прямое, косвенное
в) биологическое, социальное

9. Что понимается под “такесикой”:
а) процесс передачи вербальной информации
б) прикосновение людей друг к другу во время общения +
в) визуальный контакт

10. Коммуникативной стороной общения называют:
а) обмен информацией +
б) восприятия друг друга
в) взаимодействие

11. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
а) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком
б) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи
в) жесты, мимику, пантомимику +

12. Форма познания иного человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств, называется:
а) аттракция +
б) идентификация
в) рефлексия

Читайте также:  Чувствую кисту яичника при ходьбе

13. Выражения, которые характеризуют речь:
а) психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов
б) средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений
в) общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка +

14. Какой из стилей общения позволяет одному участнику главенствовать и принимать все решения:
а) либеральный
б) авторитарный +
в) демократический

15. Как называются препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу:
а) эмоциональные барьеры
б) культурные барьеры
в) смысловые барьеры +

16. Назовите уровень, на котором осуществляется общение, когда один из партнеров подавляет другого:
а) примитивный +
б) деловой
в) манипулятивный

17. Стилистический барьер общения возникает:
а) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору
б) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения +
в) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений

18. Как мы называем упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций:
а) пренебрежение фактами
б) предвзятые представления
в) стереотипы +

19. Как мы называем особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
а) идентификация
б) эмпатия +
в) рефлексия

20. Невербальной коммуникацией называется:
а) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи
б) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов
в) сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме +

II вариант.

1. Какие качества отличают манипулятора:
а) лживость
б) примитивность чувств
в) недоверие к себе и другим
г) все ответы верны +

2. Что является особенностью невербального общения:
а) отсутствие возможности подделать эти импульсы
б) его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
в) оба ответа правильны +

3. Как называется осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией:
а) конформность +
б) психическое заражение
в) подражание

4. Косвенное общение характеризуется:
а) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения
б) включением в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации +
в) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.

5. Что относится к неречевому общению:
а) взгляд +
б) телефонный разговор
в) чтение стихотворения вслух

6. Данному определению: “вид деятельности, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией между участниками”, наиболее соответствует термин:
а) познание
б) обычай
в) общение +

7. Что является самой главной целью общения:
а) общение ради общения +
б) достижение профессиональных успехов
в) соблюдение правил этикета

8. Выберите ситуацию, не связанную с общением:
а) Ученики приветствовали учителя
б) в письме был “смайлик” +
в) Соня ответила на телефонный звонок

9. Что из предложенного является обязательным признаком любых форм общения:
а) постановка цели
б) речь
в) передача информации +

10. Нужно правильно закончить предложение: “Человек может передать свои чувства…”:
а) не только словами, но и движениями +
б) не используя никаких средств общения
в) исключительно с помощью речи

11. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.

12. Определите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция

13. Выберите этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+

14. Какова цель общения?
а) В обращении к человеку по любой причине+
б) В обращении к человеку по определённой причине
в) В обращении только к знакомому человеку
г) В обращении к человеку ради знакомства

15. Содержание общения:
а) Информация известная только одному человеку
б) Информация со скрытым смыслом
в) Информация, переходящая от одного человека к другому+
г) Информация, содержащая намёк

16. Определите, какие бывают стороны общения:
а) Коммуникативные+
б) Комментирующие
в) Коммерческие
г) Компромиссные

17. Интерактивное общение заключается в:
а) словесной передаче информации
б) письменной форме
в) жестикуляции
г) словесной, подкреплённой действиями+

18. Перцептивное общение:
а) Общение в узком кругу
б) Общение между незнакомыми людьми
в) Особое восприятие собеседника+
г) Общение на расстоянии

19. Процесс общения заключается в:
а) налаживании связей между различными регионами
б) приобретении навыков для ведения бизнеса
в) установлении контакта между человеком и животным
г) налаживании контактов между отдельно взятыми людьми+

20. В этом возрасте происходит разделение общения на личностное и деловое.
а) В возрасте от 8 месяцев до 2 лет
б) В возрасте от 2 до 7 лет
в) В школьном возрасте+
г) В зрелом возрасте

Источник

Оцените статью