Презентация эмоциональное выгорание социальных работников

Синдром эмоционального выгорания
презентация к уроку на тему

Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие

Скачать:

Вложение Размер
Синдром эмоционального выгорания 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие» Презентацию подготовила : Педагог-психолог МДОАУ № 95 г. Белогорск ТКАЧ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Что такое синдром профессионального выгорания? Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр . Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ ) ( burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером . В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ : это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания «Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, учителей, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям . Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. Причины синдрома профессионального выгорания 2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени; Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие; Частые головные боли, боли в спине и мышцах; Изменение аппетита и привычек сна; Затрудненное дыхание, отдышка; Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; Гипертензия (повышенное давление ); Сердечные болезни Физические признаки и симптомы эмоционального выгорания

Эмоциональные признаки и симптомы эмоционального выгорания Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе; Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике; Отстранённость , ощущение одиночества в мире; Потеря мотивации; Часты циничные и негативные прогнозы; Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Поведенческие симптомы и признаки эмоционального выгорания Уход от ответственности; Самоизоляция; Волокита , долгое достижение целей; Всеобщее разочарование в себе и в других; Пропуск работы, приход на работу позднее и уход раньше ; Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; Безразличие к еде, стол скудный, без изысков; Малая физическая нагрузка; Оправдание — употребления табака, алкоголя, лекарств; Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д .); Импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе ); Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании ); Формальное выполнение работы.

Социальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Нет времени или энергии для социальной активности; Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; Социальные контакты ограничиваются работой; Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; Ощущение изоляции, непонимания других и другими; Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач , 1982 ) ПЕРВАЯ СТАДИЯ : начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое !»

ВТОРАЯ СТАДИЯ : возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач , 1982 )

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач , 1982 ) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ : представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе .

Эмоциональная регуляция Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь — подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем). Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит). Тщательно проанализируй ситуацию — там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию жизнь). Используй все виды терапии: — музыка (тихая, негромкая, любимая ); природотерапия : полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу; приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе; трудотерапия : вымой посуду, полы; лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты. помогает частое мытье рук под струей холодной воды; массаж . разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать). Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции : это способы, связанные с управлением дыханием, способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова: самоприказы , самопрограммирование , вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: Именно сегодня у меня все получится; Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной и т.д. Самоодобрение , самопоощрение : В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось !» и т.д.

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам : стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.

http:// newtomorrow.ru/stress/simptomi_vigoraniya.php http:// www.transactional-analysis.ru/methods/141-burnout-syndrome http:// www.openclass.ru/node/106170 https :// festival.1september.ru/articles/578061/ Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. — М., 1996. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9 . Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84-89. Источники:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак.

Цель: — Ознакомление присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики, освоение методов и приемов помощи колле.

Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления стресса.

Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению зд.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, — всех, чья деятельность невозмо.

Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях.

Памятка для педагогов » Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика Эмоциональное выгорание — на слуху. Это исчезновение энергии, желания и «огонька» в отношении к д.

Источник

Презентация «Профилактика эмоционального выгорания»
презентация по теме

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_prof_vygor_itog.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар-тренинг «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Ведущий: Ложкина В.С., педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 87

План семинара-тренинга Профессиональное выгорание. Причины развития синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам саморегуляции и релаксации. Упражнение «В каждой шутке есть доля шутки». Упражнение «Ассоциации».

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ? Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Выгорание – результат несоответствия между личностью и работой Важнейшие сферы такого несоответствия выявляются: между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами; между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности и жёсткой политикой администрации и контролем; между трудом и вознаграждением; между желанием положительного взаимодействия и отсутствием такового; между желанием справедливости на работе и ее отсутствием; между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.

Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания эмоциональное истощение; деперсонализация (нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис); редукция личных достижений (сниженный уровень самооценки, негативное отношение к профессии, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития).

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»: Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Мифы, приводящие к сгоранию Миф первый: «Жить надо для людей». Миф второй: «Если не я, то кто же?» Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим». Миф четвертый: «Работа превыше всего!»

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ СГОРАНИИ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ Саморегуляци я – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. ЭФФЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Упражнения и техники Упражнение 1. «Стратегии самопомощи» Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость? Упражнение 2. «Обещание самому себе» Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной.

Таблица «Возможное решение» Причина Возможное решение Потребность быть всем и всегда нужным, во все вмешиваться Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания Помните: тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, — всегда! Недостает времени на планирование дня Планирование дня отнимает много времени только на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты

Плохое “чувство времени” Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется Потребность постоянно быть чем-то занятым Лучше сделать меньше, да лучше, чем много, но плохо Привычка обещать всем и всегда свою помощь Если вы всегда говорите “да”, то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем Неумение говорить “нет” Проявите настойчивость в овладении этим умением! Не настаивайте на роли “хорошего парня”, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения

Неуважение к вашему времени со стороны окружающих Определите для себя и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать Неумение уделять беседе ровно столько времени, сколько требует ее предмет Последите за собой: постарайтесь отделить содержательный разговор от пустой болтовни Неспособность заканчивать дела Последите за тем, чтобы не оставлять за собой неоконченных дел Склонность к раздуванию мелких проблем до масштабов “трагедии” Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел! Отсутствие направленности в работе, загруженность делами Откажитесь от незначительных и малозначительных дел. Отделяйте главное от второстепенного и ненужного

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания, в 2-х томах, Т.2. — М., 1997 Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005 Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо , 2005 Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог. № 3. 2003 Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. №4. 2006 Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003

Источник

Читайте также:  Формирование умения управлять эмоциями
Оцените статью