Презентация к семинару для педагогов и психологов » Эмоциональное развитие дошкольников»
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskie_metody_razvitiya_emocionalnoy_sfery_doshkolnikov.zip | 438.31 КБ |
Признаки эмоционального неблагополучия
Сфера проявления
Характеристики
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми
— Неуравновешенность;
— возбудимость;
— бурные аффективные реакции ( гнев, истерика и
т.п
, сопровождающиеся соматическими изменениями);
— негативизм;
— упрямство;
— неуступчивость;
— конфликтность;
— жестокость;
— устойчивое негативное отношение к общению;
—
застревание
на отрицательных эмоциях;
— эмоциональная холодность;
— отчуждение, скрывающее неуверенность.
Особенности внутреннего мира
— Острая восприимчивость;
— впечатлительность;
— болезненная чувствительность;
— наличие не возрастных страхов, мешающих нормальной жизни ребенка;
— тревожность;
— мнительность.
Все перечисленные методы и приемы развития эмоциональной сферы дошкольников не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
Психолого
– педагогические методы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Подготовил: педагог-психолог МКДОУ
д
/с № 51 Портнова Анна Алексеевна
Эмоциональное благополучие детей
По мнению Всемирной организации здоровья (ВОЗ), нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными стрессовыми эмоциональными факторами, которые действуют на психику и влияют на здоровье и эмоциональное благополучие детей.
По мнению исследователя А.В.Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. С одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов ( нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально – эмоционального неблагополучия.
Игры и упражнения, для эмоционального развития дошкольников
Спасибо за внимание!
Ключевые моменты эмоционального развития
детей дошкольного возраста
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формирование чувства долга;
— развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;
— благодаря речи, эмоции становятся осознанными;
— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Методические средства для развития эмоциональной сферы дошкольников
Релаксационные методы
Коммуникативные игры
Игры и задания, направленные на развитие произвольности
Эмоционально – символические методы
Задания с использованием психотерапевтических метафор
Игры, направленные на развитие произвольности
Психогимнастические
игры
Ролевые игры
Эмоции ребенка раннего возраста
— эмоции так же неустойчивы и изменчивы;
— являются мотивами поведения;
— развиваются базовые эмоции (радость, грусть, страх…)
— особое значение имеет словесная оценка качеств и поступков.
Ресурсы:
http
://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%
D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0&pos=157&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fcs9698.userapi.com%2Fu122204317%2Fe_e75cc025.jpg
– слайд № 4
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=24&text=%
D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0&pos=732&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fisher-price.com%2Fimg%2Fproduct_shots%2F74121_b_1.jpg
– слайд № 3
http://ru.depositphotos.com/1628788/stock-photo-Portrait-of-newborn-baby.html
— слайд № 2
http://
www.yaplakal.com/forum2/topic253604.html
— слайд № 14
Ц
еленаправленная совместная деятельность
способствует расширению круга осознаваемых эмоций через использование ролевых и подвижных игр, элементов
психогимнастики
, мимических и пантомимических этюдов, элементов тренингов,
психомышечной
тренировки, литературных произведений и сказок, игр – драматизаций.
Эмоциональное развитие младенца
— эмоции примитивны, вызваны удовлетворением/неудовлетворением витальных потребностей;
— являются основным средством общения и выражения себя;
— происходит «заражение» эмоциями окружающих людей;
— в основе эмоционального развития лежит подражание.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений
Проективная рисуночная методика «Моя любимая группа»
Проективная игра «Почта» (модификация теста Е.
Антони
,
Е.Бине
)
«Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада» (автор Г. Люблина)
Методика изучения социальных эмоций (авторы Г. Л.
Урунтаева
, Ю. Л.
Афонькина
)
Проективная методика «Я, мама и детский сад» (автор К. В. Дубровина)
Проективный тест «Сказка» Луизы
Дюсс
Интерпритативный
тест «Грустная мама»
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинке (Авторы Г. Л.
Урунтаева
, Ю. Л.
Афонькина
)
Графическая методика «Кактус» (модификация М. Л. Панфиловой)
Анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребенка (автор Т. А. Данилина, модификация анкеты КГ. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е. Л. Денисовой)
«Анкета для родителей»(автор К. М. Листик)
Литература:
Нина
Ежкова: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1: в 2 ч
.
Нина Ежкова: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 2: в 2 ч
.
Е. Шапиро: Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7
лет
Е. Шапиро: Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х
лет
Галина Широкова: Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного
возраста
Екатерина
Юрчук
: Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации
Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Азбука эмоций». Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ.
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.
Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвит.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и вос-питатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных ко.
Играйте со своими детьми.
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о.
Источник
В презентации представлен теоретический аспект по эмоциональному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.pptx | 403.06 КБ |
Эмоциональное развитие дошкольников Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе I «Общие положения» п.2.6. при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определены направления развития и образования детей по эмоциональному развитию дошкольников. В разделе III ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования» указано, что условия реализации программы должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям .
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.
Эмоции стенические (стимулирующие) астенические способствуют мобилизации творческих возможностей препятствуют осуществлению деятельности
Эмоции п оложительные (радость, блаженство, симпатия) о трицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы формируют безволие и слабость
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают. Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека развиваются более сложные формирования, называемые чувствами. Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты. Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями — чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.
Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными . К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу .
Особенности эмоционального развития дошкольника освоение социальных форм выражения эмоций; изменение роли эмоций в деятельности, формирование эмоционального предвосхищения; развитие чувств, они становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоции играют важную роль в жизни детей . Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Основные потребности, характерные для ребенка – дошкольника: в положительных эмоциях, любви, признании; в общении (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности; в новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным; в оценке результатов своей деятельности взрослым; в соответствии положительному нравственному эталону.
Задачи педагога — П омочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. — Совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире. Важно просто научиться слушать, слышать и понимать его, когда он говорит.
Эмоциональное отношение воспитателя к детям Положительное : постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи. 2. Нестабильность : не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. 3. Отсутствие положительного эмоционального отношения воспитателя к детям: сух в обращении, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей.
В качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком , принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнений игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей.
Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
В изобразительной деятельности особое внимание стоит уделять не операционной стороне рисования (владение техникой, технологией и материалами), а «пробуждению» эмоций ребенка. Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах помогает понять собственно человеческие эмоции: различать и дифференцировать эмоциональные состояния, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций.
Все перечисленные виды детской деятельности не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
Спасибо за внимание!
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка.
Выступление на семинаре: «Методы личностного развития дошкольников».
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника.
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением .
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную.
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника». .
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников.
Источник