Презентация 2 класс 21 век наши чувства

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира «Органы чувств».2 класс. Программа «ХХI век»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstvPrezentaciya_Microsoft_PowerPoint_Avtosohranennyy.rar 198.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 121

г. Санкт – Петербург

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Разработка учителя начальных классов

Цель: уточнить представления об органах чувств.

  1. Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  2. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
  3. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Объявление темы и целей урока.

— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2.На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.

  1. Работа по теме.
  1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Что вам помогло?

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

3. Работа с учебником. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Как он называется?

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Работа в рабочей тетради.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

Напиши органы чувств.

ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________

нос — ____________ кожа — __________

и проверка Слайд 8

— Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

— Вам понравился урок?

— Вы хорошо работали. Молодцы.

Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

Источник

«Наши помощники-органы чувств» с презентацией
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока с презентацией по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.docx 36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»

по окружающему миру

«Наши помощники — органы чувств»

учителя начальных классов

Урок окружающего мира

2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Раздел программы: «Кто ты такой?»

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: Дать представление о хорошей работе органов чувств, как показателе здоровья человека. Выявить уровень сенсорного развития обучающихся.

Задачи: обучающие – формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира;

развивающие — развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

воспитывающие – воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы обучения : наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), игровые (дидактические сенсорные игры), групповая работа, работа в парах.

Организация образовательного пространства.

  • вода в банках (кислая, сладкая, солёная, горькая, безвкусная),
  • сахарный песок, соль, горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор
  • пластмассовые коробочки сразличными пахучими веществами.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 2 кл асс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2014 г.
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Ноутбук
  • фронтальная (Ф)
  • групповая (Г)
  • индивидуальная (И)
  • в парах

1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы.

Какое настроение возьмём с собой?

Тогда вперёд за знаниями.

2. Вводная беседа.

— Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

— А вы хотите в лето?

— А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 1)

Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 2) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).

Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 3) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)

А вот около речки, увидели камни. (Слайд 4) Расскажите, какие они? (Круглые, холодные).

— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).

3. Формулирование темы и цели урока.

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Вместе с детьми формулируется тема урока Слайд 5 «Наши помощники – органы чувств» и цели.

-Итак, о каких органах чувств мы будем говорить?

-Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки? Приведите примеры.

— Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте поближе с ними познакомимся.

4. Постановка учебной проблемы

-Учитель: Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?( Дети: Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам)

— Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Правильно: глаза, нос, уши, кожа, язык.

5.Открытие детьми новых знаний

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит свой опыт и готовит краткое выступление про органы чувств . Перед началом работы вспоминаются правила работы в группе Слайд 6

Алгоритм работы в группе

1.Какой опыт проводили?

2.К каким выводам пришли?

3.Что еще узнали об этом органе чувств?

4. Как уберечь и сохранить здоровье?

5. Оцени работу группы

Работа в группах .

1 группа-орган вкуса – язык

1.Опыт . Цель: выяснить, что и как чувствует язык

Группа 1 определяет вкус воды, сахара, лимона, солёного огурца.

Цель: Определить какие вкусы может различать наш язык.

(На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная, горькая). Дети наливают в свой стаканчик воду из какой-либо баночки и определяют вкус воды).

Группа определяет вкус разных продуктов.

Цель. Установить, как человек определяет вкус.

На столах у детей разные продукты и специи: горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор, соль, сахар.

Задание. С закрытыми глазами определить вкус разных продуктов.

После проведения опытов дети подводят итог и отвечают на вопрос: С помощью какого органа чувств человек определяет вкус?

Учитель: — Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки. Слайд 7. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.

Нужно помнить, что нельзя человеку кушать слишком горячую еду и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки.

2 группа-орган осязания — кожа

1. Опыт . Цель: выяснить, что мы чувствуем при помощи кожи

Проводится игра « Угадай, что лежит в корзинке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд. Опиши какой предмет по качеству, по размеру, определи материал и тд

При помощи кожи мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий. Слайд 8.

Учитель: – А сейчас я хочу рассказать вам одну печальную историю, вы подумайте, зачем я вам ее рассказываю?

Однажды, во время одного праздника решили сделать живую статую «Золотой мальчик» Слайд 9 . Для этого мальчик с головы до ног был выкрашен золотой краской и поставлен на пьедестал. К концу праздника мальчик почувствовал себя плохо. Врач приказал смыть краску с кожи мальчика, но она долго не смывалась. Ребенку становилось все хуже, и вскоре он умер. Почему? (ответы детей, кожа мальчика не могла дышать, выделять пот через краску).

Слайд 10. О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте (комментарии детей по содержанию слайда).

3 группа-орган обоняния-нос

Опыт . Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

Запах №1-чеснок Запах №4-лук

Запах №2-кофе Запах №5-апельсин

Запах №3-духи Запах №6-зубная паста

Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.

Учитель.: Когда вы ощущали запах?

Дети.: Когда делали вдох.

Учитель. : Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать? Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния? ( Парфюмерам)

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Слайд 11 . То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку.

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния? (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

— Руки за спину положим

И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей…

Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю… ( переменное дыхание)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4 группа-орган слуха — уши

1.Опыт. Цель: узнать, что мы слышим при помощи ушей.

Детям предлагается сыграть в игру « Чей голос?» (голоса животных) и « Отгадай музыкальный инструмент», «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром).

Вывод: С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, звуки, шумы и шорохи

Учитель -Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).

Обсуждаем правила охраны слуха (экран с картинками: в холод носи шапку, чисти уши, громким звукам — нет). Слайд 13.

5 группа-орган зрения-глаза

1 Опыт. Цель: узнать, что мы видим при помощи глаз

Детям выданы геометрические фигуры. Задание -разбей их на группы.

Учитель:- По какому признаку вы разбили фигуры? ( По форме, цветы, размеру)

— Какой орган чувств помог выполнить это задание?

Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Учитель :- Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

Дети:- Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? ( Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.)

Учитель:-. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

— Глаза считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали глаза на пирамидах.

. Учитель:-. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение.

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

Учитель:-. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

Учитель:-. Какое значение в жизни человека играет зрение?

Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».

Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, — встаем, если вредно – садимся.

-следим за освещением при выполнении заданий;

-сильно наклоняемся при письме;

— трем глаза руками;

— смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Частое моргание глазами.

6. Обобщение. Первичное закрепление .

– Итак, мы познакомились с 5 органами чувств человека. Почему же органы чувств мы называем нашими помощниками?

Нужно соединить орган чувства с предметом окружающего мира, который он может воспринять.

Слайд 15 Проверь себя

Уши Орган осязания

Глаза Орган обоняния

Кожа Орган зрения

Язык Орган слуха

Нос Орган вкуса

Учитель обобщает ответы детей.

7. Рефлексия. Итог урока.

-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Учащиеся отвечают по схеме: Слайд 16

-Мне было трудно…

— А теперь каждый оцените свою работу.

Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите синий кружочек. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока, поднимите жёлтый кружочек.

8. Домашнее задание. Подготовить сообщение : Какое значение для человека имеют органы чувств?

— Дети, спасибо за урок. Я вами очень довольна. Вы хорошо поработали. Слайд 17.

Источник

Читайте также:  Искусственный интеллект есть чувства
Оцените статью